Дидактические игры в системе коррекционно-развивающего обучения дошкольников и младших школьников с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Фролова Людмила Ивановна

В статье представлен опыт развития и обогащения словаря с использованием игр, направленных на активизацию речи, формирование логического мышления, обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktich._igry.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

      Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие.

Поэтому, развитие речи – ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя -одна из важнейших задач воспитания в детском саду.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте, то наилучших результатов  в формировании правильной речи легче всего добиться, используя  игровые формы  обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

          А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных  психических процессов. Однако дидактические игры – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т.е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

      Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

         Специально подобранные дидактические игры, которые я использую в своей работе, помогают решить  следующие задачи:

                 1.Развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление ).

                 2.Формируют у детей первоначальные навыки письма, чтения, счета.

                 3.Развивают фонематическое восприятие.

                 4.Закрепляют навыки правильного звукопроизношения.

                 5.Расширяют словарный запас.

                 6.Развивают способность к анализу слов.

                 7.Формируют связную речь.

                 8.Прививают любовь к родному языку.

                 9.Закрепляют умение ориентироваться во времени (прошлое-настоящее - будущее; раньше – позже; сначала – потом).

                10.Расширяют знания детей об окружающем мире.

                11.Помогают подготовить детей к школе, и другие задач                                                                                                                      

      Дидактические игры :

 «Логопедическое лото»

   Цель:   Закреплять произношение звуков,

                развивать фонематический слух, внимание и память;

                совершенствовать звукобуквенный анализ слов.      

                   

 «Герои русских сказок»

    Цель: Научиться описывать животных по внешним признакам.

              Закрепить умение ориентироваться во времени (прошлое – настоящее – будущее; раньше –позже; сначала – потом).

               Закрепить понятие величины  (больше –меньше, длиннее – короче);

               Повторить содержание сказок, научиться их пересказывать.

 «Ребусы»

  Цель: Развивать зрительное восприятие;

              произвольное внимание;

              логическое мышление;

              навыки чтения.

  «Делим слова на слоги»

   Цель:   Закреплять навыки слогового анализа;

                знакомить с ударением в словах;

                развивать память,внимание, мышление.

«Прочитай слово по первым буквам»

Цель:  Закреплять навыки чтения и звукобуквенного анализа слов;

            развивать внимание, память, логическое мышление.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение выделять звук в словах.

Оборудование: мешочек из ткани, различные предметы, муляжи овощей.

Дети достают из мешочка предмет (муляж) и называют первый звук в названии предмета (тыква, помидор, кабачок и т.д.)

Затем придумывают предложение со словом-названием предмета: «Я купил в магазине тыкву» и т.д.

Игра «Рассели жильцов»

Цели:   1. Учить группировать, систематизировать буквы по обозначению ими различных звуков, давать последним характеристику;

             2. развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: гласные и согласные буквы, домики с красной и синей крышей.

Педагог: Ребята, поможем расселить новоселов в свои домики (домики с красной и синей крышей)

Команда девочек помогает расселить гласные буквы (красного цвета), а команда мальчиков – согласные буквы (синего цвета).

Игра «Птичий рынок»

Цели: 1. развивать звукобуквенный анализ;

            2. учить правильно произносить звук.

Оборудование: игрушки животных.

Перед детьми – игрушки животных. Дети могут «купить» животное, если придумают ему кличку и назовут первый звук в этом слове, если придуманная кличка будет начинаться с определенного звука.

    Например: «Придумай кличку собаки на звук «Т» (Тузик, Тарзан и др.),

на звук «ТЬ» (Тяпа, Тепа и др.).

     Кроме дидактических игр на занятиях по формированию правильной речи используются и другие занимательные  игры, задания и упражнения.

 

Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

«Добавь слово»

Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое, и так – до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

«Четвертый лишний»

Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему.

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далекий, прочный, надежный.

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.

«Найди слово»

Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живых людей, птиц, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать слова, обозначающие живые предметы, затем -  неживые.

«Слово за словом»

Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например, «Животные на звук «к». Первый игрок начинает, скажем, «Крокодил». Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое: «Крокодил, куница». Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: «Крокодил, куница, кот». Таким образом, играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

Игровыми темами могут быть растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

«Большой – маленький»

Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?»

Большой ключ – маленький ключик, большой дом – маленький домик, стул -стульчик, дерево – деревце, стол – столик, стул – стульчик и т.д.

«У кого кто?»

Взрослый называет животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе, например: «Собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, курица – цыпленок и т.д.

«Признаки слов»

1-й вариант.

 Ребенку говорят: «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром (ветер, снег, дождь, солнце)?»  При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Тот должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

2-й вариант.

Ребенку говорят: «Назови другой предмет, такой же белый, как снег ( такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый как дыня и т.д.)» Он выполняет задание.

3-й вариант.

Ребенка просят сравнить по вкусу лимон и мед, лук и яблоко, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм.

Игры по обучению грамоте дошкольников и младших школьников.

   «Переставь»                                         

Цель: развивать сложные формы фонематического анализа, звуко-буквенный анализ,расширять словарный запас, развивать мыслительную деятельность.

Ход  игры. Детям предлагаются слова-анаграммы, т.е.такие, из которых путем перестановки букв (звуков) можно получить новое слово (слова).

      1-й вариант.  «Звуковая чехарда».

1.Роли я играл на сцене,

   Выступал я на арене,

   Буквы, видно, подшутили-

   В утварь взяли превратили.

   И теперь на кухне ловко

   Натираю я морковку.                     (АКТЕР – ТЕРКА)

2.Лежу я на земле,

   Прибитая к железу,

   Но буквы переставь-

   В кастрюлю я полезу.                      (ШПАЛА – ЛАПША )

3. Слова- невидимки

Слова-невидимки ужасно хитры,

Вот правила этой веселой игры:

Запомни, все буквы из первого слова

Находятся также в составе второго,

Но, только,конечно, в порядке ином.

Слова притаились, но мы их найдем!

С буквой С :

     

В синем небе  СОКОЛ вьется,

Полный зерен, --------С гнется.                   (КОЛОС)

В САЛАТ положим помидор.

В дорогу ----------С взял шофер.                  (АТЛАС)

СОСНА с горы глядит в долину,

----С-С накачивает шину.                            (НАСОС)

С буквой К:

КАРЕТЫ были с кучерами.

Модель - - К - - -  склейте сами.                  (РАКЕТЫ)

Опасен КОРШУН для цыплят.

  • - - - - К  прочнее, чем шпагат.          (ШНУРОК)

КАМЫШ  у берега реки.      

Забралась - - - К – в куль муки.                 (МЫШКА)

В синем небе СОКОЛ вьется.

Полный зерен, К- - - -  гнется.                   (КОЛОС)

В котельной ТОПКА пышет жаром.

К - - - - такси помят ударом.                      (КАПОТ)

            2-й вариант.  «Звуковая арифметика».

Липа + нота = животное                                               АНТИЛОПА

Том + вата = оружие                                                      АВТОМАТ

Кета + трон= мясное блюдо                                          АНТРЕКОТ

Рыба + соки = фрукты                                                    АБРИКОСЫ

Кожа + ворон = полевая птичка                                    ЖАВОРОНОК

Ров + поза = транспорт                                                   ПАРОВОЗ

Лик + пена = птица, у которой клюв с мешком            ПЕЛИКАН

Уста + боб = день недели                                                СУББОТА

Вода + ринг = ягоды                                                         ВИНОГРАД

Тоска + пар + шов = молочный продукт                        ПРОСТОКВАША

«Цепочки слов»

                                     

Цель: развивать фонематические представления, сложные формы фонематического анализа.

Ход игры: Стихи могут быть предложены детям для слухового или зрительного восприятия. Дети должны отгадать, какие слова в них задуманы.

«Поменяй согласные».

1.Когда я – месяц, то, легко дыша,

   Ты, как и снег, на солнце словно таешь.

   Коль вместо  Т  в меня подставишь  Ш ,                                     МАРТ-МАРШ

   То под меня ты бодро зашагаешь!

2.С  Д  я к жидкости привык,

   С  З  - огромный дикий бык.                                                         БИДОН-БИЗОН

3.С  Л  я слезы  вызываю,

   С  Ж  я по лесу летаю.                                                                   ЛУК-ЖУК

4.С буквой  Н , мои друзья,

   Ничего не значу я.                                                                            

   Н  на  С  перемените-                                                                    НОЛЬ-СОЛЬ-МОЛЬ

   Смело в суп меня кладите,

   Не берите с буквой  М :

   Я пальто у вас проем.

5.С  Б – мучительной бываю,

   С  М – одежду пожираю,

   С  Р – актеру я нужна,

   С  С –для повара важна.                                                                БОЛЬ-МОЛЬ-РОЛЬ-СОЛЬ

6.С буквой  Д  вперед шагаю

   От зари и до зари.      

   С  П – торчу, зачем – не знаю,

   С  Т  я людям помогаю

   Даже в самый сильный зной,

   С  Л  - всегда и всем мешаю,                                                        ДЕНЬ-ПЕНЬ-ТЕНЬ-ЛЕНЬ

   Не дружите вы со мной.

7.С  Ч  над морем я летаю,

   С  Г  в машине нахожусь,

   С  М  тебя я одеваю,

   С  Л собачкою зовусь,

   С  С  можешь в булочной купить,                                               ЧАЙКА-ГАЙКА-МАЙКА-

   С  Ш  - в бане себя мыть.                                                              ЛАЙКА-САЙКА-ШАЙКА

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование загадок в системе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи

Загадки для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими стойкие нарушения речи....

Развитие речевой функциональной системы у дошкольников и младших школьников

Система работы по развитию языкового анализа и синтеза (звукового. слогового, отграничения речевых единиц) у детей дошкольного возраста с целью профилактики устной и письменной речи, коррекция голоса,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ – ЛОГОПАТОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад   общеразвивающего вида № 20Муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Подвижные игры в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности....