Презентация "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Козакова Елена Михайловна

Презентация предназначена для просветительской работы с родителями и педагогами в вопросах нарушения поведения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_deviantnogo_povedeniya.pptx503.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины девиантного поведения дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад г. Покачи Подготовила: педагог-психолог Е.М. Козакова

Слайд 2

Социальный подход Девиантность – социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей. Нарушение процесса усвоения и воспроизведения норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит. Медицинский подход Девиантность – отклонение от принятых норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психологического здоровья, так и в разных формах нервно-психических патологий, особенно пограничного уровня. Психологический подход Девиантность – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Слайд 3

Признаки девиантного поведения Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции). Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно . Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Термин « девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет .

Слайд 4

Причины возникновения девиантного поведения у старших дошкольников . В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии. Наиболее часто встречающиеся причины девиантного поведения детей: 1) возросшая напряженность жизни, повышает тревожность. Многие склонны к пересмотру норм поведения, становятся все менее цивилизованными; 2) большое давление на неокрепшие умы и нервы дошкольников вызывает рассогласование между тем, что видит в реальной жизни ребенок; 3) широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания считаться с ними; 4) интеллектуальная неразвитость, душевная черствость; 5) неблагоприятная наследственность; 6) неустойчивость нервных процессов; 7) асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, преступный образ жизни и т. п.) ; 8) чрезмерный контроль со стороны взрослых или, полное безразличие к ребенку; 9) неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка; 10) замедленные темпы социального и морального, умственного развития; 11) педагогическая запущенность и др.

Слайд 5

Дети с девиантным поведением Агрессивные (причина агрессивности – боязнь быть травмированным, обиженным, пережитая обида, душевная травма). Вспыльчивые (устраивают истерику, могут расплакаться, разозлиться, но агрессивности не проявляют). Пассивные (подавленные, застенчивые. Причина – невнимание или неурядицы дома). Гиперактивные (с чрезмерной психической и моторной активностью, с повышенной импульсивностью и невнимательностью)

Слайд 6

Медико-биологические причины Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы: врожденные, наследственные и приобретенные причины.

Слайд 7

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение). Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы , тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Слайд 8

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы. Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы ребенка, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Слайд 9

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой. К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Слайд 10

Социальные причины В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Слайд 11

Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

Слайд 12

Конфликтная семья , которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения .

Слайд 13

В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

Слайд 14

В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

Слайд 15

Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание детей исполняются формально.

Слайд 16

Педагогические причины Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка. Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения. В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

Слайд 17

Психологические причины У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть. Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы. В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада к презентации "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"

Текст доклада, сопровождающий презентацию "Причины и последствия девиантного поведения дошкольников"...

Девиантное поведение дошкольников.

Понятие "девиантность".Основные причины девиантного поведения дошкольников.Коррекция и профилактика девиантного поведения дошкольников....

Консультация "Девиантное поведение дошкольников. Рекомендации для педагогов и родителей"

В консультации даны формы девиантного поведения дошкольников, даны рекомендации для педагогов и родителей...

«Выявление рисков девиантного поведения дошкольников»

дошкольный период, происходит «фактический склад личности», понимаемый большинством отечественных психологов как появление у детей 5-7 лет новых качественно иных возможностей поведения. Та...

«Выявление рисков девиантного поведения дошкольников»

laquo;Выявление рисков девиантного поведения дошкольников»...

"Семейное неблагополучие как форма девиантного поведения дошкольников"

В презентации изложены основные проблемы такого явления, как девиантное поведение у дошкольников. Представлены консультации для родителей и педагогических работников о методах предотвращения нежелател...

Девиантное поведение детей и подростков. Причины девиантного поведения. Теоретические подходы к объяснению девиации.

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничество...