Программа развития диалогической речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Веселый балаганчик».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Егорова Ирина Александровна

Проблема развития диалогоической речи дошкольников всегда имела место в педагогике и психологии. Цель этой пронраммы, заключаеться в создании условий для развития диалогической речи детей дошкольного возраста средствами театрально -игровой деятельности. Программа состоит из трех этапов, охватывающих все сферы театрально -игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа 707.76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития диалогической речи  дошкольников

средствами театрально-игровой  деятельности

«Веселый балаганчик»C:\Users\Ирина\Desktop\i.jpg

Выполнила:  Егорова И.А.,  

МБДОУ Наратлинский детский сад

Пояснительная записка

Актуальность. Проблема  развития диалогической речи детей дошкольного возраста  всегда имела место в педагогике и психологии. В настоящее время условия жизни предъявляют к ребёнку  дошкольного возраста высокие требования:  быть успешным в различных видах деятельности.  Воспитать такого ребенка невозможно без развития у него диалогической речи.  Это означает, что от  умения вступать в контакт  со взрослым, со сверстником, доносить до окружающих свои мысли, обмениваться переживаниями, зависит личностное развитие  ребенка дошкольного возраста. Она вырастает в проблему умения  ребенком  вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы собеседника и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Такое  умение  осуществимо при  участии детей в  театрально-игровой деятельности.

Согласно данным  педагогики и психологии, определяющим в отношении дошкольников к театрально-игровой деятельности, является когнитивный компонент, то есть готовность и стремление ребенка к расширению границы познания мира, приобретению  новых умений выстраивать отношения с взрослым и со сверстником.

Психологи экспериментально доказали, что без развитой диалогической речи ребенку будет достаточно трудно стать частью детского общества. Дети   дошкольного возраста осваивают умение коллективного планирования, участвуя в игровой деятельности, они учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

 Овладение театрализованной деятельностью позволяет дошкольникам познать окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения.  В то же время развитие диалогической речи дошкольников в процессе театрально-игровой деятельностью остается одной из актуальных тем.

Цель:

Создание системы способствующей  развитию диалогической речи  дошкольников средствами театрально-игровой  деятельности

         Задачи:

  1. Формирование умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;
  2. Способствование усвоению основных правил ведения диалога,  его культуры;
  3. Развитие у детей умения целесообразно пользоваться интонацией, мимикой, жестами.

Материалы и оборудование:  разные виды театра (настольный, пальчиковый, кукольный). Костюмы; декорации; маски; магнитофон; ноутбук; проектор; сюжетные картинки. Художественные произведения, музыка. C:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка (2)\hello_html_79ac3683.png

Этапы

I этап: Вводный

II этап Основной

1 блок: игры с готовым текстом;

2 блок: игры инсценировки;

3 блок: игры драматизации. 

III этап: Заключительный

Ожидаемые результаты

  1. Умеют  вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
  2. Умеют пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  3. Умеют следовать правилам ведения диалога.

                   

C:\Users\Ирина\Desktop\-1-63рр.jpg

 

  

I этап: Вводный

«Диалогическое взаимодействие».

Цель: выявить  умение выстраивать диалоги;  умение работать в паре;  умение слушать других.

Дети и воспитатель сидят на ковре в кругу. Воспитатель предлагает вспомнить сказку « Репка» и ответить на поставленные вопросы. Затем дети делятся по парам. Паре детей предлагается придумать сказку по сюжетной картинке, где персонажи разговаривают друг с другом. Подведение итогов занятия.  

II этап:  Основной

Первый блок – игры с готовым текстом:

  1. «Маковое зернышко»

Цель: Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и

отвечать на них, развивая  тему разговора.

Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:

«Ворона, Ворона, куда полетела?», ворона отвечает: «К кузнецу на двор»    Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

  1.  «Фанты»

Цели. Развивать умения   ставить вопрос,  осознанно подбирать слова, избегая «запретных» слов.

Ведущий обходит играющих с словами: «Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите. Черный, белый не берите. «Да» и «нет» не говорите!». После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы  кто-то произнес одно из запрещенных слов. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры  игроки выкупают свой фант.

  1.  «Как у тетушки Ирины»

Цель. Закрепить умение детей обмениваться сообщениями, соблюдая очередность.

Дети по считалке выбирают «тетушку Ирину», которая выходит в центр круга. Хоровод берется за руки, ходит по кругу. Тетушка Ирина изображает гримасы, позы. Все играющие должны повторить движение. Кто ошибется, неточно повторит позу тетушки Ирины, тот  сам будет показывать товарищам, что делать.

  1. «Три бабочки» (Немецкая народная сказка)

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст по ролям, поддерживать стремление самостоятельно искать средства для создания выразительного образа, используя движения, мимику, жесты.

Детей знакомим с содержанием произведением. Обсуждаем действия героев, при помощи жеребьевки распределяют роли и обыгрываем произведение по ролям.

Второй блок – игры инсценировки

  1. «Кузнечик»

Цель: развивать диалогическую речь детей;  побуждать к активному участию в инсценировке.

 Детей знакомят с немецкой народной сказкой. Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа – зрители, вторая «артисты». Сказка разыгрывается по ролям. По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.

  1. «Под грибком»  В. Сутеева  

Цель: учить разыгрывать представления по ролям знакомые сказки, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест. Развивать интерес к театрализованной деятельности.

 Детей знакомим с содержанием произведением. Обсуждаем действия героев, при помощи жеребьевки распределяют роли и обыгрываем произведение по ролям.

  1.  «Кто как считает»  М. Карим

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст – стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

  1. «Музыкальный диалог»

Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

Воспитатель задаёт  вопрос в стихотворной форме, дети  дают свой ответ, продолжая заданную мелодию.

Третий блок -  игры – драматизации:

  1. «Как Дед Мороз парад принимал»

Цель: развивать диалогическую речь детей, учить интонационно  и выразительно проговаривать фразы, способствовать формированию умения  эмоционально рассказывать сказку с элементами драматизации.

 Дети вытягивают карточки с картинками, изображающими персонажей сказки.  У кого какая карточка тот исполняет роль этого героя, остальные зрители. Затем дети меняются ролями.  Проводится игра – драматизация по содержанию сказки. «Как Дед Мороз парад принимал». Роль автора исполняет воспитатель.

  1. «Не хочу манной каши»

Цель: учить интонационно  и выразительно проговаривать фразы, соблюдая очередность.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.  

  1. «Теремок на новый лад»

Цель: развивать умение  вести диалог по содержанию сказка, совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности.  

 Детей знакомят с новой сказкой в новой обработке. Распределяются роли при помощи жеребьевки. Дети с помощью воспитателя размечают игровое пространство, готовят декорации, одевают костюмы. Проводится игра – драматизация по сказке «теремок на новый лад». Роль автора исполняет воспитатель.

  1. «Лиса и Заяц»  

Цель: развивать диалогическую речь дошкольников, совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности, формировать у детей положительное отношение к театральным играм, поддерживать стремление активно участвовать в игре.

Дети вытягивают  карточки с  изображением персонажей сказки. У кого какая карточка тот исполняет роль этого героя, остальные дети играют роль зрителей. Затем дети меняются ролями. Дети с помощью воспитателя размечают игровое пространство, готовят декорации, одевают костюмы. Проводится игра – драматизация по сказке «Лиса и заяц». Роль автора исполняет воспитатель.

III этап итоговый:

«Модификация русской народной сказки «Колобок».

Цель:  способствовать формированию умения   рассказывать сказку с применением элементов драматизации.  Развивать умение модифицировать сказку, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ. Развивать фантазию, воображение детей.C:\Users\Ирина\Desktop\166-13421744631559.jpg

 Дети вместе с воспитателем вспоминают содержание классической сказки «Колобок», драматизируют её, используя фигурки настольного театра. Детям предлагается представить, чтобы было, если бы старуха, замешивая тесто, положила в него много дрожжей. Детям предлагается самим придумать содержание сказки про нового колобка. Подведение итога.

Приложение  1

Сценарий инсценировки по сказке В.Сутеева  «Под грибком»

Задачи: Учить разыгрывать представления по знакомым сказкам, используя выразительные средства: интонацию, мимику, жест.   Развивать интерес к театрализованной деятельности

Материалы и оборудование:  шапочки  героев, бутафорские деревья и грибы, листья деревьев.

Действующие лица: Ведущий, Гриб — взрослый, Бабочка, Лягушка, Муравей, Зайчик, Воробей, Лиса — дети.

Звучит музыка.

Ведущий:  На полянке, вдоль дорогC:\Users\Ирина\Desktop\Новая папка (2)\92965876-multfilm-gribok-teremok-skachat-besplatno.jpg

Вырос беленький грибок.

Он грибочек не простой —

Сказку нам принес с тобой.

Звучит музыка. На поляне вырос Гриб.

Ведущий: Осень. Дождик все сильней.

 Спешит к грибочку Муравей.

Под музыку к Грибу идет Муравей.

Муравей: Я почти насквозь промок.

Спрячусь быстро под грибок!

Ведущий: Только встал он под грибо

Бабочка к грибку идет.  

                                              Под музыку появляется Бабочка.

Бабочка: Здравствуй, добрый Муравей!

Спрячь меня ты поскорей.

Уж лететь я не могу.

Муравей:  Что ж, конечно помогу!C:\Users\Ирина\Desktop\48635_48014nothumb500.jpg

Прячься, прячься, поскорей!              

Бабочка и Муравей стоят вместе под Грибком.

Ведущий: Скачет мокрый Воробей. 

Воробей:  Вы, друзья, меня пустите.

Пожалейте, не гоните.

Я совсем, совсем промок.

Вы пустите под грибок.

Муравей: И тебе найдется место.

Бабочка: Хоть немного нам и тесно.

Ведущий: Трое их. Им тесно слишком.

Прибежала к Грибку Мышка.

Под музыку к Грибку бежит Мышка

Мышка: Под Грибок меня пустите

Я промокла! Помогите!

Муравей: Хоть и тесно нам втроем,

От дождя тебя спасем.

Бабочка: Дождь, смотрите, все сильней!

Мышка: Прячься, прячься, Воробей!

Звучит музыка. На полянке показался Зайчик.

Ведущий: Кто же это на полянке?C:\Users\Ирина\Desktop\48641_69957nothumb500.jpg

Так ведь это серый Зайка!

Зайка (испуганно): 

Кто там, кто там под Грибком?

Вы меня спасите! 

За мной гонится Лиса,

Спрячьте, помогите!

Муравей (обращается к Мышке, Воробью, Бабочке):

Жалко Зайца, он промок.

Все: Прячься быстро под Грибок.

Ведущая: А вот и рыжая краса — бежит кумушка — Лиса.

Под музыку на полянке появляется Лиса. Она оглядывается в поисках Зайца.

Лиса: Кто стоит там под Грибком

Вы меня узнали?

Отвечайте поскорей,

Зайца не видали?

Все: Нет!

Лиса: Лучше время не терять,

Дальше побегу искать.

Звучит музыка.

Ведущий: Дождик кончился. И вот

Веселись лесной народ!

Все герои выходят из — под Грибка. К Грибку прыгает Лягушка.C:\Users\Ирина\Desktop\skazka-s-kartinkami-pod-gribom-6.jpg

Лягушка: Ква — ква — ква!

Как под ним вы разместились?

Догадались, что случилось?

Все: Гриб — то вырос!

Мы тебя благодарим

И «спасибо» говорим!

Все герои кланяются Грибку.

Гриб: Не меня благодарите 

Себе «спасибо» говорите.

Ваша дружба Вас спасла

И укрыла от дождя!        

Все герои танцуют под веселую музыку вокруг Грибка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Веселый балаганчик"

Программа кружка по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности...

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности...

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности

Развитие диалогической речи средствами театрализованной деятельности...

Программа кружка "Веселый балаганчик"

Программа кружка "Веселый балаганчик" по театрализованной деятельности, для детей 5-7 лет....

Модифицированная программа "Развитие речи дошкольников средствами различных форм фольклора"

Программа модифицированная. Срок реализации: 4 года. Рекомендуемый возраст детей: 3 - 7 лет....

Рабочая программа "Развитие речи дошкольников средствами проектной деятельности" Старшая, подготовительная к школе группа «Светофорчик» на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа разработана для группы комбинированной направленности, которую посещают дети 5 - 7 лет (далее - Программа):- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;- на основе ос...