Программа кружка "Веселый балаганчик"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Баскакова Елена Александровна

Программа кружка "Веселый балаганчик" по театрализованной деятельности, для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Веселый балаганчик»

 (театральная деятельность)

Разновозрастная  группа (дети от 5 до 7 лет)

Пояснительная записка

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.         

Время для этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня, в группе или на прогулке в тёплое время года.        

Театрализованные игры включают: действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурами, непосредственные действия по ролям;

литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);

изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;

музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.

Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).

Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Задачи: побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.

Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).

Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо  и театром теней.

Ожидаемый результат:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

5. Активное проявление своих индивидуальных способностей в роли.

Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей в детском саду.

Новизной: в программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст воспитанников: 5-7 лет

План работы на год

Сентябрь

Цель: дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, бибабо, трафаретном, теневом. Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширить словарный запас воспитанников.        

Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес и уважение к профессии актера.        

Октябрь

Цель: познакомиться русским фольклором. Учить придумывать и обыгрывать новые сюжеты с использованием персонажей и предметов, известных детям по русским народным сказкам. Развивать речь и воображение. Воспитывать интерес к народным сказкам, поговоркам, потешкам, пословицам.

Ноябрь

Цель: познакомить с основами актёрского мастерства. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и интонацию. Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.). Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение. Воспитывать интерес к театральной деятельности.

Декабрь

Цель: учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.

Январь

Цель: продолжить знакомство с народными традициями, праздниками, фольклором, играми. Дать представление о русском балаганном театре и его персонажах (Петрушка, Марфуша, Доктор, Собака и т.д.) Познакомить детей с понятием «монолог». Дать характеристику типам монологических высказываний. Упражнять, в умении отличать описание от повествования. Закрепить общее представление о последовательности изложения, построения высказываний-описаний. Учить детей соблюдать эту последовательность, называть объект речи при описании. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать интерес к традициям и обрядам нашей страны. 

Февраль

Цель: учить детей вживаться в создаваемый образ, сопровождать действия репликами персонажей. Развивать логическое мышление, память, навыки выразительного чтения. Расширить словарный запас. Воспитывать интерес к истории нашей страны.

Март

Цель: поддерживать активное желание активно участвовать в праздниках. Совершенствовать способность к импровизации. Развивать творческое воображение, зрительную память, внимание. Формировать умение соблюдать общепринятые нормы в отношениях между людьми. Воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Апрель

Цель: продолжать знакомство с основами актёрского мастерства. Учить передавать интонацией и жестами настроение персонажа. Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. 

Май

Цель: учить подбирать выразительные средства (атрибуты, элементы костюма и грима), использовать мимику, пластику движений, интонацию, помогающие создавать образ. Учить взаимодействовать с партнёром. Развивать зрительную память, внимание, дикцию. Воспитывать интерес к разным профессиям.  

Перспективный план кружка

«Веселый балаганчик»

Сентябрь

п\п

         Тема

Практика

1.

В мире театра.

Упражнения:

- дыхательные «Задуй свечу»;

- артикуляционное «Сказка о весёлом язычке».

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

 

2.

Театр игрушек или картинок на столе.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Упражнение «Ах, какой я молодец!», «Насос и колесо», «Самолёт».

3.

 

Настольный театр картинок.

«Репка»

Упражнение: «Порхание бабочки», «Путешествие в волшебный лес».

 Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Распределение ролей с помощью загадок.

Настольный театр «Репка».

4.

 

 

 

 

Настольный театр игрушек.

 Игра «Кто это?»

Упражнение «Ласковое имя», «Лифт», «Глубокое дыхание». Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

 

 

 

Октябрь

п\п

         Тема

Практика

1.

Пальчиковый театр «Курочка Ряба», «Сорока-ворона»

Игра «Ладушки-хлопушки», «Пальчик-мальчик», «Сорока - белобока».

Игра «Незнайка», «Смелые мышки».

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Петя-петушок», «На заре».  

Пальчиковый театр «Курочка Ряба», «Сорока-ворона»

2.

Трафаретный театр.

Изготовление персонажей с помощью трафаретов.

Упражнение «Через стекло», «Жираф», «Цветок».

 Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Ветерок», «На дворе» .

Трафаретный театр.

3.

Трафаретный театр.

Артикуляционное упражнение «Улыбка», «Качели», «Лопаточка - иголочка».

Дыхательное упражнение «Слоговые   цепочки».

Речевая минутка «Кто дольше?», «Птичка».

Трафаретный театр.

4.

Театр теней.

 Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Три котёнка»

Инсценировка В.Сутеев «Кто сказал мяу!»

 

Ноябрь

п\п

         Тема

Практика

1.

Все профессии нужны, все профессии важны.

Беседа о профессии актёра.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка:

-артикуляционное упражнение «Маляр», «Качели», «Часы»;

Этюд «В магазине», «На почте», «В кафе», «Разговор потелефону».

Инсценировка С. Михалков «А что у вас?»

2.

Пальчиковый театр.

Пальчиковая гимнастика «Деревья», «Фонарики», «Мост»;

 Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Чей голосок?», «Во дворе»; чистоговорки.

Пальчиковый театр «Колобок».

3.

Игра - драматизация.

 Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Теплый и холодный ветер».

Пальчиковая гимнастика «Ладошка – кулачок - ребро».

Этюды «Медведь в лесу», «Хитрая лиса», «Трусливый заяц».

Постановка сказки  «Теремок».

 

4.

 

Теневой театр.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Листопад», «Кто точнее» и т.п.

Пальчиковая гимнастика «Топ-топ».

Постановка сказки «Заюшкина избушка».

 

 

Декабрь

п\п

         Тема

Практика

1.

Игры-драматизации с куклами биба бо.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Чики-чики-чикалочки».

Пантомимы «Варим кашу», «Поливаем цветы».

 

2.

Игры-драматизации с куклами биба бо.

 Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Метель», «Фонарики».

Этюды «Снежинки», «О чем грустит зима?»

Пантомимы «Лепим снеговика», «Катаемся на лыжах».

Работа над текстом сказки, распределение ролей.

 3.

Пластика движения персонажей.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».

Упражнение в ведении куклы на руке без ширмы (темп, ритм движений, плавность - резкость).

4.

 

Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой.

Диалоги персонажей.

 Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».

Диалоги Мышки, Лягушки и Зайца.

Сказка «Теремок".

 

Январь

п\п

         Тема

Практика

1.

Народные праздники.

Русский балаганный театр.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок, загадок, колядок.

 

2.

«В гостях у сказки».

 

 

 

Занятие «Музыкальная театрализованная игра «»Бабка Ёжка».

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Игры: «Водяной», «Где звенит колокольчик», «Весёлый бубен».

 

 

3.

Чтение или рассказывание сказки с элементами драматизации.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Дыхательная гимнастика «Послушай своё дыхание», «Воздушный шар», «Ветер».

Подвижная игра «Воробышки и кот».

 

 

Февраль

п\п

         Тема

Практика

1.

Театрализованные игры.

Монолог-повествование.

Составление рассказа по серии картинок.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Игра «Найди по описанию».

Работа над сказкой «Палочка-выручалочка».

 

2.

Импровизация, драматизация с использованием костюмов.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Мини-этюды «Медвежата», «Хитрая лиса».

Работа над сказкой «»

 3.

Наша армия родная.

Занятие «Русский солдат – умом и силой богат».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Музыкальная пауза (разучивание песен об армии).

Игра «Угадай-ка».

Игры-импровизации.

Сюжетно-ролевая игра «На боевом посту».

 

4.

Подготовка к празднику «Флотская душа».

Занятие «Богатырские забавы».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Работа над сказкой «Каша из топора».

Подготовка номеров, театральных постановок к празднику.

 

Март

п\п

         Тема

Практика

1.

«Здравствуй, весна!»

Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года – круглый год».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Музыкальная пауза (разучивание песен).

Постановка мини-спектаклей.

2.

Утренник «Мамин день!»

Занятие «Мамины руки».

Составление рассказа по серии картинок.

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Игра «Найди по описанию».

Работа над рассказом В. Осеевой «Печенье».

 

 3.

«Чистота – залог здоровья!»

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка (скороговорки).

Словарная работа.

Мини-этюды «Самовар», «Чашечка», «Медный таз».

Работа над произведение Чуковского «Федорино горе».

4.

Творчество К.И.Чуковского.

Выразительное чтение воспитателя с элементами драматизации детей.

Занятие «Телефон (по стихотворению К.Чуковского)».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Работа над произведением К. Чуковского «Телефон».

 

Апрель

п\п

         Тема

Практика

1.

Сценическое движение и пластика.

Куклы марионетки.

Занятие «Сочиняем сказку».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».

Упражнение в ведении куклы(темп, ритм движений, плавность - резкость).

Упражнение на релаксацию «Разговор через стекло».

Этюды «Танец маленькой пчёлки».

Импровизация «Продолжи сказку».

2.

Куклы марионетки.

Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословице.

 

Занятие «В большом деле и маленькая помощь дорога».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».

Отработка навыков ведения куклы.

Этюды «Ку-ка-ре-ку!», «Подсолнух».

Работа над сказкой «Хитрый петушок».

3.

Творчество С.Я. Маршака.

 

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Музыкальная пауза (разучивание песен).

Игра «Угадай-ка».

Игры-импровизации.

Драматизация стихотворения «Усатый - полосатый».

4.

Творчество С.Я. Маршака.

Импровизация, драматизация с использованием кукол бибабо.

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Работа над сказкой С.Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Май

п\п

         Тема

Практика

1.

«Кем быть?»

Занятие «Город мастеров».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка.

Сюжетно-ролевая игра «Повар».

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»

 

2.

Тематическое занятие «День Победы!»

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Произнеси чистоговорку», «Звездочки».

Пантомимы «Самолёт», «Капитан корабля».

 

 3.

Весна в природе.

Занятие «У солнышка в гостях».

Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчик-мальчик», «Прилетели птицы».

Этюд «Стрекоза», «В гнезде».

Пантомимы «Сажаем картошку», «Поливаем цветы».

Знакомство со словацкой сказкой «У солнышка в гостях».

4.

В гости к лету.

Итоговое занятие.

Работа над сценарием игровой программы «В гости к лету».

Подготовка музыкальных номеров.

Концерт для родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Веселый балаганчик"

Программа кружка по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Программа кружка "Речевой балаганчик" 2015-2016г.г.

интересный материал для развития речи детей через театрализованную деятельность....

Программа развития диалогической речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности «Веселый балаганчик».

Проблема развития диалогоической речи дошкольников всегда имела место в педагогике и психологии. Цель этой пронраммы, заключаеться в создании условий для развития диалогической речи детей дошкольного ...

Программа кружка "Волшебный балаганчик"(старшая группа)

Аннотация: В данной программе отражен новый подход к организации, содержанию и методам работы в театральном кружке. Особое внимание уделено социально-личностному и художественно-эстетич...

Программа ДОП "Весёлый балаганчик"

Программа по дополнительной образовательной программе для старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Балаганчик"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Балаганчик"...