РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Бычкова Ирина Николаевна

Зная сильные стороны развития детей с синдромом Дауна, которые могут стать залогом успешного формирования навыков общения и речи и потому должны быть положены  в основу воспитания и обучения ребенка с синдромом Дауна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Особенности речи   детей с синдромом Дауна.

Одна  из основных особенностей речевого развития детей с синдромом Дауна – значительное отставание активной речи ребенка при относительно сохранном ее понимании. Наряду с уменьшенным объемом словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя. Помимо приведенных данных, существует ряд факторов риска, лежащих в основе особенностей, характеризующих речь ребенка с синдромом Дауна.

• У относительно большого процента детей с синдромом Дауна может наблюдаться та или иная степень снижения слуха, что становится помехой в восприятии речи окружающих.

• Возможные проблемы со зрением могут помешать ясно увидеть артикуляцию окружающих, а значит, и подражать ей. При высокой степени потери зрения нарушается соотнесение слова и конкретного объекта или действия, то есть понимание речи.

 • Сниженный тонус, нарушение телесной чувствительности мешают ребенку контролировать движения органов артикуляции.

• Анатомические особенности строения ротового аппарата могут создавать трудности в формировании правильного звукопроизношения. Нарушение соотношения ротовой и носовой полостей, выступающих в роли резонаторов, влияют на мелодические компоненты речи.

Нарушения функции щитовидной железы могут влиять на тембр, темп и высоту голоса.

• Из-за промахов в организации кормления, в частности необоснованно позднего введения твердой пищи, может быть не обеспечена достаточная подготовка органов артикуляции к совершению мелких и точных движений.

 • В ряде случаев наблюдаются нарушения общего и речевого дыхания. Кроме того, относительно часто встречается характеризующееся шумным вдохом стридорозное дыхание, которое обычно не нуждается в лечении и проходит само, но может мешать вокализациям ребенка. Частые респираторные заболевания, увеличенные аденоиды и миндалины влияют на объем и силу выдыхаемого воздуха, на частоту вибрации связок.

• Особенности познавательной деятельности, вызванные как нарушением двигательной активности, так и своеобразием получения и обработки информации, поступающей от различных анализаторов, могут также стать негативным фактором  в развитии речи  детей с синдромом Дауна

РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ  ДАУНА.

Современный подход к формированию навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна базируется на учете особенностей их психомоторного профиля (фенотипа), что подразумевает учет сильных и слабых сторон их развития. Сильные стороны развития детей с синдромом Дауна могут стать залогом успешного формирования навыков общения и речи и потому должны быть положены  в основу организации занятий с ребенком.

К сильным сторонам развития детей с синдромом Дауна относятся:

 • хорошие имитационные возможности, что позволяет использовать повторение за взрослым неречевых и речевых сигналов: мимики, интонации, движений, жестов, звуков, слогов и слов;

• хорошее развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, что говорит нам о необходимости использования зрительных под- сказок: предметов, рисунков, жестов, табличек со словами, поскольку это улучшает понимание речи и стимулирует собственную речевую активность ребенка;

• чувствительность к тактильно-двигательной стимуляции наталкивает нас на мысль о том, что формирование навыков общей и мелкой моторики, в том числе и различных видов гимнастики и массажа, может быть эффективным и для развития речи;

• интерес к взаимодействию и сотрудничеству с окружающими людьми, взрослыми и сверстниками. Этот интерес может стать одним из главных стимулов для развития общения и речи ребенка.

Знание проблемных сторон помогает заранее предвидеть возможные сложности, а значит, и разрабатывать обходные пути для их разрешения. Это не значит, что слабые стороны останутся вне нашего внимания, – в программу занятий, безусловно, будут включены разделы, которые позволят свести имеющиеся нарушения к минимуму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

Рекомендации по формированию первоначальных навыков у детей подготовительной группы детского сада.

Важно не количество знаний, а качество знаний.Поступление в школу важный и ответственный этап в жизни каждого ребенка. Подготовку к школе лучше начинать заранее. В рекомендациях содержатся ориентиры с...

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

В статье содержаться рекомендации по выполнению заданий, направленных на формирование графомотрных навыков у детей дошкольного возраста....

Рекомендации по формированию трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

Одной из важнейших задач в воспитания детей является формирование уважения и любви к труду. В детском саду необходимо воспитывать желание оказывать помощь взрослым, побуждать к самостоятельности, акце...

Рекомендации по развитию речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры

В публикации даются рекомендации по работе с дошкольниками по развитию речевых навыков детей через театрализованные игры, по  накоплению и обогащению словесного зап...

Методические рекомендации по формированию гигиенических навыков у детей

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников...