Учебно -Методическое пособие: разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации «Как правильно слушать ребёнка»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Беликова Наталья Николаевна

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»

Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействия развитию личности детей, познакомить родителей с техникой активного слушания, способствую­щей лучшему взаимопониманию собеседников.

 Задачи:

1.провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком;

2.научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях;

3.потренироваться использовать технику активного слушания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_slushat_rebenkka.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   Организация взаимодействия педагогов с родителями как условие реализации ФГОС дошкольного образования.

Тема работы: «Методическая разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации»

  1. Тема родительского собрания: «Как правильно слушать ребёнка»
  2. Основные вопросы.
  3. Группа подготовительного возраста.
  4. Краткий план выступления педагога:
  • Вступительное слово.
  • Беседа с родителями: Умеем ли мы слушать детей?
  • Рефлексия.
  • Заключительное слово педагога.
  1. Приёмы получения  обратной связи с родителями:
  2. Анализ результатов родительского собрания, выполненный по схеме:

 

Информационно - практическая беседа: «Умеем ли мы слушать детей?»

Цель: способствовать формированию доверительных отношений между родителями и детьми, обозначив проблемы и способы содействия развитию личности детей, познакомить родителей с техникой активного слушания, способствующей лучшему взаимопониманию собеседников.

 Задачи:

1.провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребенком;

2.научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях;

3.потренироваться использовать технику активного слушания.

Форма: информационно-практическая беседа.

Вопросы для обсуждения: как нужно отреагировать, когда у ребенка эмоциональные проблемы; как нужно поступать, предупреждая конфликт с детьми; как нужно разговаривать с детьми.

Ход родительского собрания

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о том, как нужно правильно общаться с ребёнком, чтобы помочь ему стать гармонично развивающейся личностью, а так же быть ему другом.

Тема нашего собрания: «Умеем ли мы слушать детей?»

Общение со взрослыми имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребёнка как личности, развитие его самооценки. От взрослых зависит, какое будет общение  с ребёнком.

Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком. В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын (дочь) приходит после сада домой и кричит: «Не пойду я больше в этот сад!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребёнку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

 (Родители делятся своим опытом)

Да, на ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список родительских ошибок.

Это приказы, команды, угрозы: «Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? », морали, нравоучения, критика, выговоры: «У всех дети как дети, а у меня! И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!», а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения: «Ты сам виноват! Не спорь с воспитателем!».

И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на поведение подростка. А как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

(Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на осознание родителями того, что ребенок от них ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз).

Скажите, как вы понимаете слова «активно слушать», что вы знаете об этой технике?

(Родители делятся своими мнениями и, может быть, даже опытом использования этой техники.)

Многие из вас совершенно верно изложили суть этой техники. Позволю себе еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувства. Рассмотрим на примере и разыграем небольшую сценку.

(Родители разыгрывают сценку, читая свою роль по карточке.)

Сын (бросая машинку, со злостью). Не пойду я больше в этот сад!

Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к ребёнку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в садик.

Сын (раздраженно). Там воспитатель  меня ругала на прогулке!

Родитель (после паузы, обозначая чувство, испытываемое ребёнком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) во время прогулки.

Сын (с обидой). Я споткнулся и упал на девочек, а она говорит – что я специально толкнул девочек!

Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно.

Сын. Вечно она ко мне придирается...

Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы...

Сын. Хоть ты меня понимаешь... Ладно, бывало ведь, что и толкал... Но в этот раз я просто споткнулся !

Педагог. Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но в любой ситуации, цель родителей - некритическая оценка происходящего.

Активное слушание - это способ дать понять ребёнку, что всё то что он говорит или делает, достойно внимания. Активное   слушание помогает нам лучше понять ребёнка и учит детей, на нашем примере, общаться с нами.

Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я - мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувствую усталость, я беспокоюсь и т.д.

Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят наши реальные потребности. Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я- высказывания» в разговоре превращаются в «ты- высказывания» (вместо «я хочу спать» - «тебе пора выключить свет», вместо «мне неприятно» - «ты плохой»). Превращение «я- высказываний» в «ты- высказывания» становится часто одним из «барьеров общения».

Самое опасное при этом состоит в том, что ответственность перекладывается на собеседника, которому приписываются действия, желания, мотивы, на самом деле отсутствующие. Произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», -взрослый может иметь в виду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или: «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу». Сама многозначность «ты- высказываний» дает простор различным толкованиям и интерпретациям. Реакция собеседника, объяснившего наши намерения со своей точки зрения не так, как мы ожидали, кажется неадекватной, за ней, с нашей точки зрения, стоит лишь вредность, желание настоять на своем, самодурство, с которым необходимо бороться. Непонимание при этом накапливается, и последствия могут быть самыми серьезными. Как видите, овладеть умением «я- высказываний» достаточно важно.

«Я- высказывания» обычно включают три компонента:

-описание ситуации;

-называние своих чувств в этой ситуации;  

-называние причин этого чувства.

Это может выглядеть примерно так:

1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Когда я вижу, что...

Когда происходит... Когда я сталкиваюсь с...

2. Я чувствую...

Я не знаю, как реагировать... У меня возникает проблема...

3.        Потому что...

В связи с этим... Педагог: Давайте потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я- высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты- высказываний» в «я- высказывания».

(Каждому родителю выдается карточка с написанными фразами в форме «ты-  высказываний» и они работают с ними.)

«Ты- высказывания»

Возможные варианты «я-высказывания»

Ты убрал свои игрушки?

Мне бы хотелось знать, что все игрушки уже убраны

Ты не сделал из пластилина поделку?

Я бы очень хотела увидеть твою поделку среди других работ

Почему ты обзываешь детей?

Мне бы хотелось знать, что у меня растёт воспитанный сын

Почему в саду ты не ел суп?

Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты полноценно питаешься

Почему у тебя в комнате такой беспорядок?

Мне было бы приятно осознавать, что у меня очень аккуратный сын

Ты опять подрался в саду?

Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний

Педагог: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и озвучивать предложенный вами вариант «я- высказывания».

Вы только что попробовали использовать одну из техник активного слушания. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что вам хочется задать другие вопросы и прокомментировать и оценить ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника активного слушания для общения с ребенком?

(На доске появляется лист с надписью: «Результаты применения техники «Я- высказывания»». Родители высказывают свое собственное мнение, а педагог фиксирует ответы на бумаге).

Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Однако же навыки общения вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеете, они перестанут быть «техникой», а станут искусством.

И перед тем, как мы с вами расстанемся, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Готовы ли вы использовать технику активного слушания, и какие вы ожидаете изменения в общении со своим ребенком?»

(Родители высказывают свои мнения).

Подведение итогов родительского собрания Рефлексия:

Родителям предлагается определить по 5-бальной шкале результаты собрания:

- полезность собрания;

- актуальность обсуждаемой проблемы;

- атмосфера встречи.

Заключительное слово педагога:

Семья- это основа всего доброго, положительного, что есть в ребёнке. Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Хорошо, если в семье будет традиция: по вечерам с ребёнком вести задушевные беседы. При этом Вы садитесь рядышком и рассказываете друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.

Сохранения доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом.  Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окно? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать.

Жизнь ребёнка- это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который  называется доверием.

До следующей встречи! Мне было очень приятно видеть вас на нашем родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания. "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"

Ознакомление родителей с изменениями в нормативно-правовой базе выходом ФГОС ДОУ, воспитательном процессе- целевыми ориентирами и образовательными областями....

Презентация на тему: "Родительские собрания в дошкольной образовательной организации"

Материал  презентации  раскрывает  этапы  подготовки  к  родительским  собраниям  в ОУ. Даётся описание  содержания  каждой  части  собрания...

Методическая разработка Родительское собрание в дошкольной группе 4-5 лет Тема: «Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет» с использованием ИКТ.

Тема: «Путешествие по возрастным особенностям детей 4-5 лет» с использованием ИКТ. Воспитатель высшей квалификационной категории: ...

Методическая разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации

Конспект методической разработки родительского собрания в дошкольной образовательной организации на тему:«Как поддерживать познавательную активность ребенка»...

Методическая разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации. Тема: «Роль игры и сказки в жизни ребёнка» 2младшая группа (3-4 г)

Эта методическая разработка родительского собрания по теме "Роль игры и сказки в жизни ребёнка" будет интересна для педагогов и родителей...

Методическая разработка Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников 5-6 лет посредством плавания (Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования)

Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических каче...