Долгосрочный логопедический проект по формированию фонематического слуха у дошкольников с ФФНР «Большой Ух».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Рыжкова Наталья Владимировна

Специальные традиционные и современные  методы и упражнения по развитию фонематического слуха помогли эффективно преодолеть речевые нарушения. 

 В результате проведения логопедического проекта « Большой Ух» (экспериментального обучения) у всех детей наблюдалась положительная динамика в  развитии  фонематического слуха. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_logopedicheskiy_proekt.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный логопедический проект

по формированию фонематического  слуха

у дошкольников с  ФФНР  «Большой Ух».

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.
  1. Информация об авторе проекта:

Автор проекта

Рыжкова Наталья Владимировна

Название проекта:

«Большой Ух»

Должность и место работы:

Учитель-логопед Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения

«Детского сада № 8» г. Пласт Челябинской области

Контакты:

 Тел. 8(909)075-83-89, раб. тел. 8(35160)2-15-97, электронная почта  rygkovy@list.ru

  1. Сотрудники проекта:

Ф.И.О.

Основная должность

Должность по проекту

1.

Рыжкова Наталья Владимировна

Учитель-логопед старшей - подготовительной к школе логопедической группы; первая квалификационная категория

Разработчик, организатор: осуществляет разработку, планирование и реализацию проекта, обеспечивает методическое и материально-техническое сопровождение, проводит диагностику речевого развития детей,  консультирует родителей.

2.

Зырянова Наталья Викторовна

Воспитатель старшей - подготовительной к школе логопедической группы; высшая квалификационная категория

Участник проекта:  осуществляет педагогическое сопровождение реализации проекта, отслеживает речевое развитие детей, проводит педагогическую диагностику детей.

3. Участники проекта:

Дети  и родители старшей  логопедической группы;

4. Целевая группа:

Дети старшей- подготовительной к школе   логопедической группы с логопедическим заключением ФФНР, дизартрия, дислалия.

  1. Время реализации проекта:

С 1 сентября  2016 года по 15 мая 2017 года

Подведение итогов проекта «Большой Ух» - конец мая 2017 года, оформление документации – сентябрь 2017 года.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приёмы логопедической работы по формированию фонематического слуха  у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.

Проблема, актуальность, основная цель, задачи, предмет и объект данного логопедического проекта полностью совпадают с аналогичными понятиями нашего исследования и рассмотрены более подробно во введении к данной работе.

Логопедический проект «Большой Ух» протекал в несколько этапов.

Этапы проекта «Большой Ух».

I этап – подготовительный.

На подготовительном этапе было проведено глубокое теоретическое изучение  проблемы и построена система работы учителя-логопеда ДОУ по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Теоретический и практический материал для квалификационной работы и данного проекта подбирался в течение 2016, 2017 гг. На подготовительном этапе была собрана литература, сделаны, приобретены  игры и пособия  по формированию фонематических процессов, созданы картотеки. С 1 – 15 сентября 2016 года – было проведено экспериментальное изучение фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

II этап -  экспериментально – практический.

Экспериментальная работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе старшей-  подготовительной логопедической группы МКДОУ д/с №8 г. Пласта в 2016 – 2017 учебном году – долгосрочный проект «Большой Ух».

Основная часть долгосрочного проекта «Большой Ух».

В течение  года дети занимались по  программе детского сада -  ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  и по программе логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Работу по формированию фонематических процессов проводила в ходе фронтальной непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе, в виде дидактических игр , в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по формированию фонематических процессов.

Основная форма обучения – фронтальные НОД по обучению грамоте 3 раза в неделю и индивидуальные, которые проводятся 2-3 раза в неделю по 15-20 минут. Содержание занятий индивидуализированные в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Большой Ух » состоит в формировании фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста  через организацию поэтапной работы (Приложение 1).

           С 1 января 2014 г. вступил  в силу  приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. № 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Проект «Большой Ух » был реализован через образовательные области по ФГОС и их интеграцию:

Таблица 6.

Образовательная область по ФГОС

Мероприятия проекта

Речевое развитие, познавательное развитие

  1. Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции и формированию фонематического слуха у детей 5-6 лет с ФФНР  (1-2 раза в неделю согласно календарно-перспективному планированию) – 33 занятия,  с использованием мультимедийных презентаций.
  2. Индивидуально-подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по  коррекции фонематического слуха у детей 5-6 лет ФФНР с использованием дидактических и компьютерных игр (2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта).

Физическое развитие, речевое развитие

  1. Физкультминутки и логоритмические упражнения, сочетающие в себе речь с движением (более 30 физкультминуток)

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

  1. Игры на развитие фонематического слуха
  2. Игры на развитие слухового внимания

Методологическая база педагогического опыта.

Проект разработан на основе следующих принципов коррекционной педагогики:

  • научности
  • системности
  • доступности материала
  • наглядности
  • сознательности и активности
  • прочности обучения
  • индивидуализации

Работа по коррекции фонематического слуха.

В соответствии с результатами, полученными на констатирующем этапе педагогического исследования, мы выделили и реализовали три направления коррекционно-педагогической работы:

  1.  Развитие у детей фонематического восприятия;
  2. Формирование фонематических представлений;
  3. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Разграничение носило условный характер, так как в процессе работы данные направления были тесно взаимосвязаны и на каждом занятии применялись задания из каждого блока.

В процессе реализации каждого из указанных направлений работы нами был апробирован составленный комплекс упражнений.

Далее остановимся на описании каждого направления формирующего эксперимента.

Первое направление работы – развитие фонематического восприятия.

Цель: учить детей различать слова, близкие по звуковому составу, различать слоги, фонемы родного языка.

Нами была проведена работа по формированию фонематического восприятия, которая включала следующие этапы [45]:

I этап – учить узнавать неречевые звуки.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На первых занятиях логопед предлагает детям послушать звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т.д.

Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т.д.(Приложение 2).

II этап – учить различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

На протяжении данного этапа дошкольников учили различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те  же звуки, звукосочетания и слова. Например, логопед говорит слова громко, а дети повторяют тихо, и наоборот. Так же этим целям служил целый ряд упражнений (Приложение  3).

III этап – учить различать слова, близкие по своему звуковому составу.

На этом этапе дети учились различать слова, близкие по звуковому составу, также  предлагались задания на подбор картинок, на  которых изображены предметы со сходными по звучанию названиями, различающиеся по своему составу одним звуком сходным по акустико-артикуляционным параметрам. Например, коза – коса, точка – дочка, игра – игла.

“Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

Так же этим целям служил целый ряд упражнений (Приложение 4).

IV этап – учить дифференцировать слога.

На данном этапе  с помощью упражнений и заданий  детей учили различать слоги. Например, сли…(вы), бук…(вы), гро…(зы), уз…(лы). Детям предлагалось определить лишний слог: па-ба-па-па (ба) (Приложение  5).

V этап – учить дифференцировать фонемы.

На этом этапе дети учились различать фонемы родного языка. Работа начиналась с дифференциации гласных звуков. Например: «Поезд гудит у-у-у». Затем произносился каждый звук отдельно (у-у-у), а дети поднимали соответствующие картинки (Приложение 6).

Аналогичным образом проводилась работа по дифференциации согласных фонем.

VI этап

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Далее проводится анализ гласных звуков (Приложение 7).

Специальные упражнения и задания предъявлялись дошкольникам в определенной последовательности, согласно этапам. В ходе занятий активно использовался метод беседы. Мы задавали вопросы, использовали наглядный материал, дети охотно отвечали. Выполнение заданий облегчала четкая постановка цели перед детьми. По мере необходимости мы исправляли ошибки. Частые ошибки допускались при различии слов, близких по своему звуковому составу, а так же при дифференцировании слога. В этих случаях повторялось задание, приводились примеры.

На основе фонематического восприятия шла работа по  развитию фонематических представлений. Далее остановимся на описании второго направления коррекционно-педагогической работы.

Второе направление работы – развитие фонематических представлений.

Цель: развивать образное мышление, память, внимание  у детей, активизировать мыслительные процессы.

В заданиях  данного блока решались следующие задачи:

– развивать фонематические представления;

– уточнять  и расширять лексический  запас слов;

– овладеть грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постигать смысл и многозначность слов;

– развивать  слуховое  внимание и зрительную память;

В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрировался, а если предъявлялся, то только после называния слов детьми. Проводились упражнения на развитие слухового внимания.

Сначала мы развивали умение  детей подбирать слова, где слог стоит в определенной последовательности. Например, ка – каша, канал; бу – букет, буря; да – награда, помада. Далее учили детей  различать твердые и мягкие согласные. Например, угол – уголь, кони – конь, стал – сталь. Это задание проводилось в игровой форме с мячом, что поспособствовало активности детей. Затем детям было предложено задание «Звуковая цепочка». Детям предлагалось подобрать картинки, начинающиеся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Далее учили детей самостоятельно находить слова с определенными звуками, находящимися в конце или в начале слова. Было предложено задание «Найди слово». В нем дети должны были разложить картинки на группы, по наличию звуков. В одну стопку со звуком [с] в начале, в другую со звуком [н] в конце слова. Это задание проводилось в виде эстафеты. Выигрывает тот, кто не только быстро, но и верно выложит свои картинки. Дети выполняли задания такого рода более активно, стремились выполнять правильно. Некоторые дети не понимали задание с первого раза и не справлялись с ним. Но им была оказана помощь, мы еще раз повторяли, приводили примеры.

На  занятии использовались слова, включающие одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.), что способствовало развитию логической памяти. Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе велась работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы предъявлялись таким образом, чтобы дети повторяли одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками. Например, «У меня в руках…» (кукла); «У … длинные волосы» (куклы).

Фонематические представления составили основу для развития фонематического анализа и синтеза. Опишем данное направление работы подробно.

Третье направление работы – развитие фонематического анализа и синтеза.

Цель: формировать навык элементарного звукового  анализа и синтеза, обучать детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова.

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза, мы предполагали следующую последовательность логопедической работы:

I этап. Учили  выделять звук на фоне слова, т.е. определять наличие звука в слове.

II этап. Учить вычленять звук в начале и в конце слова. Определять первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

III этап. Учить определять последовательность, количество и место звука по отношению к другим звукам.

Остановимся на каждом этапе подробнее.

I Этап: Выделение звука на фоне слова.

 В процессе развития элементарных форм фонематического анализа нами учитывалось, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове и произносительных особенностей (например, ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из конца или середины и т.д.). Детям предлагалось определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Например, звук [с] сок-сани-коса-маска.  Предлагались слова, как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук находился в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных). Например, хлопни в ладоши, если услышишь звук [С].

II Этап: Вычленение первого и последнего звука из слова.

Определение первого  звука в начале слова проводилось в трех вариантах:

- На слух, когда слово произносилось педагогом;

- После произнесения слова ребенком;

- На основе слухопроизносительных представлений (подобрать картинку к звуку).

На этом этапе работа проходила в следующих направлениях:

1.Вычленение первого ударного гласного из слова.

Работа начинается с уточнения артикуляции звуков [у, а, и], которые используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети, артикулируя, произносят указанные звуки, например, [а, у] или [и, у, а], а затем определяют их количество и последовательность.

Детям предлагаются следующие задания:

- Анализ звукового ряда из двух гласных.

Игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»

ау уа аи иа

иу уи ао оа

- Анализ звукового ряда из трех гласных:

ауу уау

аау ууа

ауа уаа

а) назови первый звук

б) назови последний звук

в) сосчитай

- Упражнение на слияние гласных «Слушай и складывай».

У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Логопед произносит слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают.

Предлагалось следующее задание, например, «Мой гласный».

Цель – научить детей выделять заданный звук из слова.

Каждому ребенку выдавалась картинка. Он должен был назвать ее, выделяя первый звук. Произносились слова, ребенок поднимался с места, если заданное слово начиналось с такого же звука как у него. Например, елка, яблоко, утка, яхта.

2 Вычленение первого согласного из слова.

Вычленение первого согласного звука из слова детям гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо [ш] называет «ша», а первым звуком в слове муха называет слог «му». Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного.  Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов.

- Звуковой анализ прямых слогов: ма, ми, му.

а) выделение первого согласного

б) выделение последнего гласного

в) полный анализ слога

- Синтез прямого слога (договаривание).

м + а (о) → ма (о) к + у(а) → ку (а) с + о (ы) → со (ы)

- Упражнение «Послушай и назови».

Логопед называет слова и просит ребенка назвать первый  звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.

- Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет первый звук в слове

- Игра «Рыболовы».

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют первый звук в слове.

- Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

- Игра «Лото».

Детям предлагаются карточки с изображением 4-6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

- Игра «Четвертый лишний».

Из четырех слов, четко произнесенных логопедом ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.

ком – том – ком – ком

мак – мак – рак – мак

винт – винт – бинт – винт

дудка – будка – будка – будка

бочка – бочка – бочка – почка

3.Определение последнего согласного в слове.

Это умение воспитывалось последовательно и вначале проводилось на обратных слогах (ам, ус, ох и т.д.), затем предъявлялись слова, сходные по составу с ранее предъявляемыми слогами  (ам – сам, уп – суп и т.д.).

Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах.

Примерные задания:

- Звуковой анализ обратных слогов: ок, ук, ак

а) выделение первого гласного

б) выделение последнего согласного

в) полный анализ слога

- Синтез обратного слога (договаривание).

а + п (т) → ап (т) у + т (п) → ут (п) и + п (т) → ип (т)

- Игра «Живые звуки».

Детям на шею вешаются карточки с «пройденными» буквами. Логопед произносит слияние гласных или обратные слоги, дети встают парами, чтобы получались соответствующие слияния или слоги.

Далее предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ок – сок, ук – сук, ак – мак, уп – суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ребенок, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

- Упражнение «Послушай и назови».

Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.

- Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове

- Игра «Рыболовы».

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют последний звук в слове.

- Отгадать загадку, назвать последний звук в отгадке:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кот)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол)

- Упражнение «Подумай, не торопись».

Логопед предлагает ребенку выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

4.Определение места в слове (начало, середина, конец).

Эту работу мы  начинали с уточнения,  если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.

В начале предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

- Определить местоположение звука в слове.

Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [с], и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.

- Игра «Утенок гуляет».

Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук [и] в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива

- Упражнение «Покажи на светофоре».

У ребенка – полоска «светофор» и фишка. Ребенок кладет фишку на первую, вторую или третью часть полоски в зависимости от того, в начале, середине или конце слова находится звук [к]. Слова: акула, камбала, кальмар, скат, щука, пескарь, карп.

- Упражнение «Подумай и разложи».

Логопед предлагает детям разложить картинки с заданным звуком (например, со звуком [с]) в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, стул, сапоги, стакан, нос, лес, троллейбус, ананас, абрикос, лиса, посуда, миска, редиска, носки.

- Игра «Веселый поезд».

Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

- Игры «Чудесный мешочек» и «Рыболовы» проводятся по аналогии , только ребенок определяется местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец)

- Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова (в середине, в конце).

- Игра «Разноцветные корзинки».

На наборном полотне перед детьми – коричневая и желтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начинаются со звука [д], а в желтую корзинку – те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки, Логопед останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, если допущена ошибка. В заключение логопед подчеркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия которых заканчивается звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту, и в другую корзинку. Почему?

III  Этап: Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводилась следующим образом:

– формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

– формирование действий фонематического анализа в речевом плане.

– формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяли количество, последовательность и место звуков, не называя слова (например, они отбирали картинки, в названиях которых пять звуков, без называния картинок).

Детям предлагалось задание «Заколдованное слово». Логопед рассказал детям историю о заколдованных словах. Дети должны были расколдовать их, назвав последовательно звуки, из которых состоит слово (ум, бал, лужа, лампа).

Упражнения и игры, предложенные на развитие фонематического анализа и синтеза, смотрите в Приложении 8.

Задачи 3 направлений коррекционно- педагогической работы реализуются на фронтальных, индивидуально- подгрупповых занятиях.

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии. Основные дидактические и практические материалы, использованные в ходе логопедического проекта, представлены  в приложении к работе.

        III этап – заключительный

После проведения экспериментально – практического этапа логопедического проекта «Большой Ух» (формирующего эксперимента) с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, был проведен контрольный эксперимент для выявления  эффективности проведенной работы, направленной на развитие  фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

      Выдвинутая гипотеза подтвердилась, если применить специальные традиционные и современные  методы и упражнения, направленные на развитие  фонематического слуха,  то процесс формирования фонематического слуха у дошкольников  с ФФНР будет более успешным.

      В результате проведения логопедического проекта « Большой Ух» (экспериментального обучения) у всех детей наблюдалась положительная динамика в  развитии  фонематического слуха.

Специальные традиционные и современные  методы и упражнения по развитию фонематического слуха помогли эффективно преодолеть речевые нарушения.  Дети стали более активными, с удовольствием участвуют в мероприятиях ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Долгосрочный логопедический проект

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Долгосрочный логопедический проект  «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Долгосрочный логопедический проект "Здоровячок-речевичок"

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенде...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...