Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Румянцева Елена Николаевна

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения произношения, обогащения лекси­ки, развития общей моторики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_s_rechevym_soprovozhdeniem-1_god.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

подвижных игр с речевым сопровождением для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР  

по лексическим темам

«Я и мои друзья»

«Наш детский сад»

«Мы по улице идём».

Мы по улице идём, громко песенку поём

(Дети идут на месте)
Ля-ля ля, ля-ля-ля
(Наклоняют голову влево, затем вправо)

Мы по улице шагаем, ноги выше поднимаем (Идут на месте, высоко поднимая ноги)
Делай шаг - раз, два

Взмах руками - три, четыре

Руки вверх и ноги шире
(Поднимают руки вверх и расставляют ноги)

Прыгнем вместе высоко и побегаем легко (Прыгают и бегут на месте) 

«Ходим кругом».

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга.

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Что нам  …покажет,

Будем дружно повторять!

Водящий показывает движение, а затем выбирает самого лучшего игрока. Игра продолжается.

«Игрушки»

«Овощи»

«Мячик мой».
Друг веселый, мячик мой
(4 прыжка на носках руки на поясе)
Всюду, всюду он со мной 
(2 взмаха левой и правой рукой – как бы удары по мячу)
Раз, два, три, четыре, пять
(5 прыжков на носках, руки на поясе)
Хорошо с мячом играть
(Вновь по два взмаха – «удары»).

«Урожай»
Мы пойдем в огород
(Шагают на месте)
Что там только не растет
(разводят руки в стороны).
Огурцы сорвем мы с грядки
(Срывают воображаемые огурцы).
Помидоры с кожей гладкой
(Показывают руками силуэт шара).
Толстая репка в землю засела крепко
(Слегка качают корпусом из стороны в сторону, поставив руки на пояс).
Длинная морковка
(Опускают вниз руки и соединяют ладони внизу).
От нас укрылась ловко
(Приседают и прикрывают голову руками).
Дергай, дергай из земли
(Встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).
Все собрали — посмотри!
(Разводят руки в стороны).

«Фрукты»

«Осень. Изменения в природе. Лиственные деревья»

«Мы сегодня в сад пойдем».
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем

(Дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать
(хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы

(Указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке),
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать
(Поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать
(Протягивают руки вперед ладонями вверх)
На носочки поднимись
(Встают на цыпочки)
И до ветки дотянись
(Поднимают руки вверх),
Веточку нагни

(Опускают руки, встают на полную ступню),
Спелых яблочек сорви
(Делают хватательные движения руками).

«Листочки».
Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидели.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Присели.)

«Дикие животные наших лесов»

«Домашние животные»

«Детеныши». 
/Импровизация ритмических движений:
на каждую строчку – 4 однотипных движения./

Медвежонок – топ-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп,

А волчонок – щелк-щелк,

А зайчонок – скок-скок,

А лисенок – шмыг-шмыг,

А лосенок – брык-брык,

А рысенок – прыг-прыг,

И бельчонок – прыг-прыг.

«Как у наших у зверят».

Как у наших у зверят

(Хлопки по коленям..)
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

(Топанье ногами.)
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

(Хлопки в ладоши.)
А потом вприсядочку
Пляшут звери рядышком.

(Приседания.)
А как пустяться бежать –
Никому их не догнать.

(Бег на месте.)

«Перелетные птицы»

«Осень (обобщение)»

«Скворушка прощается».
Осень, непогодушка, 
Тополь пожелтел, 

/ Кружатся./
Вдруг на ветке скворушка 
Песенку запел. 

/ Смотрят вверх./
Ветка чуть качается, 
Дождик не кончается.

/ Машут кистями рук, расставленных в стороны./

С нами милый скворушка 
До весны прощается. 

/ Плавно машут кистью вытянутой правой руки./

«Осень».

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

(Взмахи руками над головой)

Ветер в поле воет,

(Изображают рупор)

Дождик моросит.

(Взмахи руками перед собой)

Воды зашумели

Быстрого ручья,

(Топают ногами на месте)

Птички улетели

В тёплые края.

(Изображают улетающих птичек)

«Человек. Части тела»

«Одежда»

«Веселая старушка».

У веселенькой старушки

/Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху./

Жили в маленькой избушке

/Сложить руки углом и показать избушку./

Десять сыновей.

/Показать десять пальцев./

Все без бровей

/Очертить брови пальцами./

Вот с такими ушами,

/Растопыренные ладони поднесены к ушам./

Вот с такими носами,

/Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами./

Вот с такими усами,

/Очертить пальцами длинные «гусарские» усы./

Вот с такой головой,

/Очертить большой круг вокруг головы./

Вот с такой бородой!

/Показать руками большую бороду./

Они не пили, не ели,

 /Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку»./

На старушку все глядели,

/Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами./

И все делали вот так…

/Ребенок показывает любые загаданные им действия./

«Помощники».

Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем и рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
(Наклоны вперед, движения, имитирующие стирку).
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
(Потягивание – руки в стороны.)
Свети солнышко-ромашка
Скоро высохнут рубашки.
(Потягивание – руки вверх.)      

«Зимующие птицы»

«Зимние забавы»

«Мы повесили кормушку».

Рано утром на опушке 

(Ходьба с высоким подниманием колен.)

Мы повесили кормушку 

(Ладонь-кулак (ударять) по 4 раза.)

Для щеглов и для синичек,

(Взмахи руками вверх-вниз (2 раза).

И для всех голодных птичек. (Соединять б/палец левой и правой руки с другими пальцами рук (4 раза).

Не едите вы с ладошки

(Погрозить указательным пальцем.)

Зерна, семечки и крошки.

(Загибание пальцев л/руки с помощью
указательного пальца правой руки.)

Прилетайте на опушку, 

(Взмах руками вверх-вниз.)

Угощенье ждет в кормушке. (Показывают ладони обеих рук, слегка наклоняя корпус вперед.)

«Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять

/Загибают пальчики, начиная с большого./

Мы во двор пошли гулять.

/Идут, высоко поднимая колени./

Бабу снежную слепили,

/«Лепят снежок» двумя ладошками./

Птичек крошками кормили,

/«Крошат хлебушек» всеми пальчиками./

С горки мы потом катались,

/Приседают, руки на поясе./

А еще в снегу валялись.        

/Наклоны туловища влево - вправо./

«Хвойные деревья»

«Скоро Новый год»

«Были бы у елочки ножки».
Были бы у ёлочки ножки        
(Показывают на ноги)
Побежала бы она по дорожке,        
(Бегут друг за другом)
Заплясала бы она вместе с нами,        
(Кружатся)
Застучала бы она каблучками.             
(Топают ногами)

Но нет у елочки ножек,       
(Показывают на ноги)

Не бежит она по дорожке,        
(Бегут друг за другом)

Не танцует она вместе с нами,        
(Кружатся)

Не стучит она каблучками.        
(Топают ногами)

А стоит она в лесу хвойном.       
(Стоят, слегка качаются)

Дарит радость она людям.        
(Разводят руки в стороны)

«Новый год».

У всех Новый год,
И у нас Новый год.
/Дети делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую. /

Возле ёлочки зелёной
Хоровод, хоровод. 

К нам пришёл Дед Мороз.
/Дети делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость./

Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс!
/Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями./

Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,
/Делают шаг с притопом, одновременно хлопают./

Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс.
/«Пружинка»./

«Мой город»

«Мой дом»

«Мы по городу шагаем».
Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.
(Импровизация движений).

«Получили мы подарки…».

Получили мы подарки: 
(Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.)
Кирпичи, бруски и арки.                      
Из коробки мы берем,
Строим мы красивый дом.
Строим быстро, строим скоро,            
(Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, а потом встают на носки.)
Без цемента из раствора.                       
Дом растет все выше, выше,                 
Есть карниз, труба и крыша.

«Мебель»

«Посуда»

«Уборка».

Раз, два, три, четыре,

Убираем мы в квартире.

/Хлопают в ладоши./

Петя взял пылесос,

Ваня тряпки нам принес.

/Шагают на месте./

Маша принесла ведро.

Ох, огромное оно.

/Выполняют «пружинку», руками взмахивают
попеременно вперед-назад./

Чисто вытрем мы все стулья,

И кроватки, и столы.

/Приседают 2 раза, руки вперед, ладони вниз./

Мы диван пропылесосим,

Уберем мы все углы.

/Наклоны вправо-влево, руки в стороны — вниз, кисти рук сжаты в кулачки./

А потом, а потом

Побежим мы за котом.

Мы кота поймаем,

/Бегут по кругу друг за другом./

Причешем, приласкаем.

/Гладят себя обеими руками по голове./

Мама вечером пришла,

На пороге замерла:

/Шагают на месте./

- Кто убрал квартиру нашу:

Петя, Ваня или Маша?

/Выполняют 2 наклона вперед. При наклоне разводят руки от груди вперед — в стороны./

- Это - мы! Это - мы!

Тебе, мама, помогли.

/Хлопают в ладоши./

«Посуда». 

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник     
(«Надуть»  живот, одна рука на поясе, другая -  изогнута, как «носик».)      
Вот фарфоровые чашки,                         
Очень хрупкие, бедняжки.                     
(Приседать, руки  на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца,                       
Только стукни - разобьются.                  
(Кружиться, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки,                          
(Потянуться,  руки сомкнуть над головой.)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.                          
(Сделать большой круг.)

«Продукты питания»

«День защитника Отечества»

Хоровод «Колобок».
Колобок, колобок,

Тоненькие ножки,
Красные сапожки.

Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,

На ноги поставили,
Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.

(Импровизация движений.)

«Солдатик».
На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри, не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два – дружно в ногу,

Три, четыре – тверже шаг!

(Импровизация движений.)

«Зима (обобщение)»

«Льдинки, ветер и мороз».
Дети стоят парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши и говорят:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!

На слово «ветер» дети разбегаются под музыку, на слово «мороз» – строят льдинки.

«Мамин день»

«Профессии»

«Как у нашей мамы …».

Как у нашей мамы руки

Никогда не знают скуки:

/Сжимают руки в кулачки,
бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз./

Моют, гладят, и стирают,

И квартиру убирают.
/Имитируют соответствующие движения./

Легкие как птицы

Руки-мастерицы.

/Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз.

Руки приголубят,

Руки приласкают,
/Гладят обеими руками себя по голове./

Ласково обнимут,

С нами поиграют.

/Обнимают себя за плечи./

«Профессии».

Много профессий на свете у нас! 
/Руки на поясе – повороты туловища вправо- влево./

О них поговорим сейчас: 
/Развести руки в стороны/

Вот швея рубашки шьет, 
/Движения воображаемой иглой./

Повар варит нам компот,
/«Мешаем» поварешкой./
Самолет ведет пилот –
/Руки – в стороны,/
На посадку и на взлет.
/Опускают их вниз, поднимают вверх./
Доктор ставит нам уколы
/Движения: ладонь – кулак. /
И охранник есть у школы.
/Руки – согнуты в локтях «силовой жест»/
Каменщик кладет кирпич,
/Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз. /
А охотник ловит дичь,
/Делают бинокль из пальчиков./
Есть учитель, есть кузнец,
Балерина и певец. 
/Загибают пальцы, перечисляя профессии/
Чтоб профессию иметь,
Надо много знать, уметь!
/Повороты кистями (тыльная сторона ладошки)./
Хорошо дружок учись!
/Погрозить пальчиком./
И, конечно, не ленись!
/Отрицательное движение указательным пальцем./

«Транспорт»

«Безопасность на улице и дома»

«Прокатимся».

На лошадке ехали –
/Руки согнуты в локтях перед собой, кулачками удерживают вожжи./ 
До угла доехали.
/Ноги в полуприседе./
Сели на машину –
/Руки на поясе, присесть./
Налили бензину,
/Имитация наливания бензина из канистры./
На машине ехали,
/Руки полусогнуты в локтях перед собой, ладошки сжаты в кулачки и движутся поочередно вверх-вниз, имитируя управление рулем./  
До реки доехали.
/Волнообразные движения руками от центра в стороны. /
Трр! Стоп! Разворот!
/Притопнуть ногой, повернуться кругом./
На реке пароход.
/Приставить ладошку к бровям – взгляд вдаль./
Пароходом ехали,
/Пружинящие полуприседания, руками имитируют бинокль./
До горы доехали.
/Руки разводя в стороны – вниз, рисуя контур горы./
Пароход – не везет!
/Пожать плечами, руки в стороны./
Надо сесть в самолет!
/Приглашающий жест./
Самолет летит,
/Прямые руки в стороны, покачивание корпусом влево – вправо./
В нем мотор гудит:
У-у-у-у, 
Я лечу, лечу!
/Бег с разведенными в стороны руками./

«Постовой».  
Постовой стоит упрямый
(Шагаем на месте). 

Людям машет: Не ходи!
(Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз). 

Здесь машины едут прямо
(Руки перед собой). 

Пешеход, ты погоди!
(Руки в стороны). 

Посмотрите, улыбнулся
(Руки на пояс). 

Приглашает нас идти
(Шагаем на месте). 

Вы машины, не спешите
(Хлопки руками). 

Пешеходов пропустите!
(Прыжки на месте). 

«Рыбы»

«День космонавтики»

«Рыбки».
На закате дремлет пруд.
(Кладут руки под щеку)
По воде круги идут –  
(Рисуют большие круги руками в воздухе)
Это маленькие рыбки
(Руками имитируют «рыбку»)
Разыгрались там и тут.
(Сжимают и разжимают пальцы, кружась на месте)

«Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.        
(Маршируют по кругу.)

На носки поднимись,        
(Поднимаются на носки, потянув руки вверх сомкнув их.)

А потом руки вниз.        
(Опускают руки.)

Раз, два потянись.        
(Вновь тянут руки вверх.)

Вот летит ракета ввысь!        
(Бегут по кругу на носочках.)

«Детеныши домашних и диких животных»

«Весна. Изменения в природе»

«Лесной тропой».

Жарким даём лесной тропой        
(Идут друг за другом по кругу.)

Звери шли на водопой.

За мамой - лосихой топал лосёнок.        
(Идут, громко топая.)

За мамой - лисицей крался лисёнок.  
(Крадутся.)

За мамой - ежихой катился ежонок.    
(Приседают, медленно двигаются вперёд.)

За мамой - медведицей шёл медвежонок. 
(Идут вперевалку.)

За мамою - белкой скакали бельчата.  
(Скачут вприсядку.)

За мамой - зайчихой - косые зайчата.
(Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат.        
(Лицом в круг, «лакают»)

Все мамы и дети напиться хотят.

«Веснянка».
Солнышко, солнышко

/Идут по кругу, взявшись за руки./

Золотое донышко. 

Гори, гори ясно,

/Меняют направление движения./

Чтобы не погасло. 

Побежал в саду ручей

/ Бегут по кругу./

Прилетели сто грачей.

/«Летят» по кругу./

А сугробы тают, тают,

/ Остановились, медленно приседают./
А  цветочки подрастают.

/Тянутся на носочках, руки вверх./

«Цветы»

«День Победы»

«Цветы».
Возле дома у калитки,
Там, где ползают улитки –
(Идут по кругу, взявшись за руки.)
Зацвели у нас цветы 
(Останавливаются, приседают.)
Небывалой красоты: 
(Медленно поднимаются – руки вверх.)
Розы, астры и дубки,
Хризантемы, ноготки.
 
(Загибают пальцы обеих рук, перечисляя цветы.) 
Пышный мы букет нарвем
(Обхватить себя скрещенными руками за плечи.) 
В детский садик отнесем.
(Маршируют, высоко поднимая колени.)

 «На парад».

Левой, правой
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд.
Раз – два!

Три – четыре!

Три – четыре!

Раз – два!

Кто шагает дружно в ряд?

Боевой отряд ребят!
/Ритмичные шаги на месте.

«Насекомые»

«Здравствуй, лето!»

«Пчелки».

Домик маленький на ёлке,
(Дети идут по кругу.)
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Руки вверх – «крыша дома», руки вниз – удивление.)
Надо в дом постучать,
(Дети идут в круг.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Дети идут из круга.)
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
(Дети «стучат в дверь».)
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
(Разбегаются.)

«Лесная лужайка».
Мы к лесной лужайке вышли, 
(Маршируют, высоко поднимая колени.) 
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
(Руки в стороны, затем на пояс и присесть.)
Через ветви и пенечки.
 
(Поднимают руки вверх, затем приседают на корточки, ладони на полу.)
Кто высоко так шагал - 
(Встают. Маршируют на месте.)
 Не споткнулся, не упал. 
(Погрозить пальцем правой, левой руки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»

Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ....

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме "Фрукты"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Фрукты»...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в старшей группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет на тему: «Я и моё имя»

     Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему  имени, как одной из составляющих позитивного образа «Я». Задачи:Формировать у воспитанников ...