ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ, В УСЛОВИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Сывороткина Юлия Васильевна

Процесс формирования самостоятельно­сти в речевом творчестве у детей с ОНР весьма специфичный и трудоемкий, он требует со сто­роны педагогов всесторонних знаний и прак­тических навыков в работе над преодолением речевых нарушений и совершенствовании ре­чи в целом.

Чтобы справиться с проблемой развития самостоятельного речевого творчества у детей с ОНР нужно выстроить четкий алгоритм дейст­вий по формированию данного навыка. Коррекционно-развивающая деятельность проводит­ся всеми участниками образовательного про­цесса (дети-логопед-воспитатели-родители], согласно перспективному планированию обра­зовательного процесса с учетом комплексно-тематического и системно-деятельностного подходов.

И как же разнообразить эту трудную, за­частую монотонную работу?

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЧЕВОМ ТВОРЧЕСТВЕ, В УСЛОВИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

(из опыта работы)

Процесс формирования самостоятельности в речевом творчестве у детей с ОНР весьма специфичный и трудоемкий, он требует со стороны педагогов всесторонних знаний и практических навыков в работе над преодолением речевых нарушений и совершенствовании речи в целом.

Чтобы справиться с проблемой развития самостоятельного речевого творчества у детей с ОНР нужно выстроить четкий алгоритм действий по формированию данного навыка. Коррек-ционно-развивающая деятельность проводится всеми участниками образовательного процесса (дети-логопед-воспитатели-родители], согласно перспективному планированию образовательного процесса с учетом комплексно-тематического и системно-деятельностного подходов.

И как же разнообразить эту трудную, зачастую монотонную работу?

В нашей групповой комнате создана соответствующая предметно-развивающая среда: «Библиотека», «Театр», «Магазин», «Больница», «Дом»]. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей, безусловно, формируется самостоятельные речевые высказывания, но они не являются, к сожалению, образцом литературно-художественного слова, а ограничиваются лишь словарем бытовой тематики. Поэтому ежедневно с детьми проводятся различные игры и упражнения по расширению и акти-

"мея практический опыт в работе развитию речи у детей с ОНР, мы выделяем актуальность проблемы формирования самостоятельности детей по совершенствованию речевых навыков, в особенности речевого творчества. Проблема формирования самостоятельного речевого творчества заключается в особенностях психоречевого развития детей с ОНР:

-    несформированность аналитико-синте-тической деятельности;

-   низкий уровень сформированности речевых возможностей (звукопроизноше-ние, фонематические процессы, словарь, грамматика, связная речь]

-    сужение или искажение лексико-семан-

тических представлений.

По результатам педагогического наблюдения и диагностики у детей с ОНР отмечается низкий уровень речевых возможностей, как компонентов самостоятельного речевого высказывания и как одних из составляющих структур коммуникативной функции детей. Результаты диагностики свидетельствуют, что низкий уровень сформированности самостоятельного творческого высказывания у детей с ОНР, препятствует не только в коррекции речевого недоразвития, а самое главное саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Раздел 7. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

визации словаря, развития языкового чутья, формирования рифмы («Придумай слово», «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Описательные загадки», «Загадки-добавлялки», «Загадки-обманки», «Найди ошибки», «Буриме» «Испорченный телефон»]. Также на помощь приходит театрализованная деятельность, и современные образовательные технологии:

- ИКТ-технологии;

- проектная деятельность;

- мнемотехника;

- «синквейн»;

- «шесть шляп».

В театрализованных играх используется музыка, при этом совершенствуется чувство ритма, речедвигательные навыки, интонационно-выразительные компоненты речи. При организации подобных игр используются различные виды театра: кукольный, пальчико-вый, плоскостной, театр игрушек, шапочки героев, костюмы. Подобные мероприятия способствуют не только речевому творчеству, но развитию личности детей в целом. В процессе театрализованных игр у детей отрабатываются языковое чутье, творческое воображение, эмоционально-выразительное чтение речевого материала, совершенствуются лексико-грамматические средства устной речи. В подготовительной группе мы инсценировали басню И. В. Крылова «Квартет», прослушали цикл его басен «Ворона и лисица» «Мартышка и очки», «Кукушка и петух».

Так как образовательная деятельность по развитию речевых навыков процесс трудоемкий и длительный, то и подборка произведений художественной литературы проводится с учетом всех требований. Составляется список произведений художественной литературы с учетом возраста, программных требований, специфики психо-речевых нарушений.

Чтобы дети с ОНР успешно проявляли свои творческие речевые способности, мы применяем в работе с ними различные методы и приемы, например мнемотаблицы, знакосимволиче-ские приемы различных категорий (звуки, слова, предложения, живые-неживые слова, слова-признаки, действия), что способствует быстрому формированию речи. Пополняем и актуализируем словарь: слова-наоборот (антонимы), слова-родственники (синонимы) и т. д.

Все используемые технологии по развитию самостоятельного речевого творчества основываются на методиках Г. В. Сычевой,

Т. А. Ткаченко (схемы описательного рассказа, пересказ денотативным методом с элементами творчества). Также широко используем в речи творческие рассказы, в основе которых лежит детское воображение.

Главную роль в развитии творческого воображения играют, конечно, достаточно развитая аналитико-синтетическая деятельность, ассоциативное и критическое мышление. В данном направлении мы используем такие приемы, как синквейн, «Шесть шляп», авторские сказки.

Данный вид самостоятельного речевого творчества у детей с ОНР формируется не так успешно, из-за ряда причин, выделенные нами раннее. Поэтому переход к самостоятельному творческому речевому высказыванию нужно переходить поэтапно, по прошествии долгой словарной работы. Когда дети научатся составлять описательные загадки, рассказы по серии картин, по сюжетной линии, в рамках лексической темы недели.

С недавнего времени мы используем такие технологии группового взаимодействия как «Пресс-конференция», «Карусель», «Аквариум». Посредством этих технологий успешно формируется процесс самостоятельного речевого творчества в различных ситуациях общения. Дети примеряют на себя роль ученых в разных областях наук, журналистов, излагают свои точки зрения на тот или иной вопрос, при этом, конечно, актуализируют соответствующий словарь по лексическим темам, соблюдая нормы речевого высказывания и социального этикета. Активно используем в работе с детьми игровые приемы по формированию социально-коммуникативных навыков, примером развития данного направления является игра «Пресс-конференция», проводимая в рамках проектной деятельности «Люблю тебя, моя Россия, дорогая наша Русь!».

Цель: развитие активного словаря детей, посредством выразительной диалогической речи на краеведческом материале.

Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на подгруппы и выбрать роли журналистов и специалистов по страноведению и краеведению.

(Дети - «журналисты» задают вопросы, а дети - «страноведы», «краеведы» отвечают полной развернутой фразой, затем меняются ролями.)

Вопросы: -   Как называется ваша страна?

-   Где находится на карте мира?

-   Какая Россия?

-   Как называются жители страны?

-   Назовите и покажите государственную символику России.

-   Спойте гимн России.

-   Назовите главное дерево в России.

-   Кто управляет страной?

-   Назовите личность президента.

-   Где работает президент страны?

-   Как называется столица России?

-   Расскажите историю возникновения города Москвы.

-   Главная площадь страны.

-   Какая Москва?

-   Какие еще есть города в России? Назовите. Аналогично игра проводится на развитие представлений о Самарской губернии и Нефтегорском районе.

Вопросы (о Самарской губернии):

-   Где находится Самарская область на карте России? Покажите.

-    Как называется главный город губернии, области?

-   Назовите, какие города есть в Самарской области.

-   Как называют жителей Самарской области?

-   Какая главная река протекает в Самарской области?

-   Какая природа в Самарской области?

-   Расскажите о символах Самарской губернии.

-   Спойте гимн Самарской губернии.

-   Кто управляет губернией, областью?

-   Назовите личность губернатора.

-   Расскажите о городе Самаре.

-   Расскажите историю возникновения города.

-   Самая большая площадь в Европе, где находится и как называется?

-   Что производят в Самарской области? Вопросы (о Нефтегорском районе]:

-   Где находится Нефтегорский район на карте Самарской области? Покажите.

-   Какой он по величине?

-   Что добывают и производят в Нефтегорском районе?

-   Какая природа в районе?

-   Кто управляет Нефтегорским районом?

-   Назовите личность главы района, города.

-   Почему город имеет такое название?

-   Расскажите историю возникновения города.

-   Расскажите о гербе, флаге Нефтегорско-го района.

-   Спойте гимн своего района.

-   Назовите улицы своего города.

-    Расскажите о достопримечательностях города.

-   Какие профессии есть в городе?

-   Как вы относитесь к своему городу? Спасибо за ответы!

Игра «Договори слово»

Цель: развитие языкового чутья, образование родственных слов к слову «нефть».

Место, где мы все живём - Родиной зовется.

Ну, а жители его: люди - (нефтегорцы)

Добывают нефть у нас летом и (зимой).

Нефтяной наш городок, Нефтегорск (родной).

Населяют город наш газовики и сварщики.

На заводах трудятся: бурильщики, монтажники.

Всех рабочих называют добытчики -(нефтяники).

Тема «Наш дом - Россия»

Игра «Договори слово»

Цель: развитие языкового чутья, тематического словаря.

Родина наша большая (Россия).

Небо Отчизны высокое, (синее).

Солнце лучистое, берёзы, (роса).

Столица страны - золотая (Москва).

Россия - любимая наша (страна)!

Подобные игры успешно развивают не только навыки самостоятельного речевого творческого высказывания, но и формируют нравственно-патриотические представления дошкольников.

Литература

1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР : конспекты занятий. М.: «Издательство Гном и Д», 2011.172 с.

2. Васильева Е. В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов. М.: Сфера, 2013. 64 с.

3. Гуськова А. А. Обучаем дошкольников пере-сказыванию. М.: Сфера, 2014. 64с.

4. Парфенова Е. В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013. 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)

Речевой этикет как условие формирования культуры личности детей старшего дошкольного возраста. (Вежливое общение)...

«Дидактические игры для формирования связной речи и речевого творчества для детей 2-3 лет»

Игра, как ведущий вид деятельности детей – дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познае...