«Система коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Ульихина Дарья Алексеевна

В дошкольном  подразделении Центра учителем-дефектологом проводится коррекционно-развивающая работа по повышению функциональных показателей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_ped._sovet.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(дошкольное подразделение)

Тема: «Система коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление составила:

Д.А. Ульихина учитель-дефектолог

Тамбов 2015

Система коррекционно-развивающих занятий

учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном  подразделении Центра учителем-дефектологом проводится коррекционно-развивающая работа по повышению функциональных показателей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Учителем-дефектологом с детьми дошкольного возраста проводятся коррекционно-развивающие занятия по следующим направлениям: Формирование элементарных математических представлений,  Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, Подготовка к обучению грамоте, Ребенок и окружающий мир, Чтение художественной литературы.

При проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, мною используются разнообразные дидактические игры  по развитию математических представлений, дидактические игры по развитию речи, обучению грамоте, дидактические игры по развитию мелкой моторики рук, дидактические игры по развитию сенсорного восприятия.

У детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья отмечаются трудности в выделении главных свойств и признаков рассматриваемого объекта, в изложении последовательности данных признаков; детям тяжело концентрировать внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, обычно описательный рассказ ограничивается отдельными перечислениями предметов и их частей. У детей с ОВЗ снижены все виды памяти, математические представления сформированы на низком уровне, слабо развита мелкая моторика рук, на занятиях дети недостаточно усидчивы, расторможены, работоспособность снижена.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что дети  дошкольного возраста с ОВЗ нуждаются в регулярных коррекционно-развивающих занятиях с  использованием дидактических игр.

В своей работе я использую дидактические игры, направленные на развитие математических представлений: «Посчитай и назови», «Отсчитай столько же»,  «Который по счету?», «Назови (поставь) пропущенную цифру», «Помоги зверюшкам решить пример»,  «Работа с счетными палочками», «Отгадай математическую загадку», «Найди цифру и обведи ее».

Дидактические игры, направленные на развитие сенсорного восприятия: «Найди фигуры заданного цвета», «Найди похожую форму», «Поставь недостающую фигуру», «Составь фигуры из частей», «Дорисуй фигуру», «Выкладывание фигур из счетных палочек», ««Что круглое, а что овальное», «Что длиннее (короче)?», «Высокий – низкий», «Широкий – узкий», «Разложи по величине».

Дидактические игры по обучению грамоте и подготовки руки к письму: «Угадай букву», «Соедини правильно», «Найди и обведи букву», «Доскажи словечко», «Повтори, не ошибись», «Слоговые домики», «Поймай звук», «Определи первый звук», «Соотнеси слово с картинкой», «Чтение слогов», «Напиши букву», «Буквы ходят в гости», «Найди букве свой домик», «Буквы рассыпались (собери слово)», «Раскрась рисунки на заданную букву», «Обведи правильную букву».

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи: «Времена года», «Профессии», «Чей малыш?", «Мой дом», «Кто где живет», «Знакомство с птицами», «Кто как кричит?», «Овощи», «Фрукты», «Мой сад», «Домашние и дикие животные» и другие дидактические игры в соответствии с лексическими темами дошкольного подразделения Центра.

Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук: «Пропись», «Заштрихуй предмет», «Обведи по контуру», «Работа с трафаретами», «Шнуровка», «Вставь фигуру в прорезь» и так далее.

Все дидактические игры, используемые в коррекционной работе учителем-дефектологом, подбираются в связи с индивидуальными возможностями и разным уровнем развития детей.

Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкую моторику рук. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, усидчивость, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей. Благодаря регулярному использованию учителем-дефектологом дидактических игр на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ дошкольного возраста повышается уровень развития познавательных способностей детей, расширяются представления об окружающем мире,  обогащается активный и пассивный словарный запас детей, развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

Таким образом, правильная и своевременная организация коррекционно-развивающей работы по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья строится на основе применения разнообразных дидактических игр; способствует познавательному развитию детей и позволяет достичь положительной динамики в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекционно - развивающей программе по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья 6-7 лет «Веселый карандаш»

Данная программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет,  включая детей с  ограниченными возможностями здоровья. Способствует развитию мелкой моторики руки  и графомоторных навыков, ...

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя             С каждым ...

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (возраст 6 -7 лет) "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГОЛУБОГО ЦВЕТА"

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы кратковременного пребывания (возраст 6 -7 лет).«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГОЛУБОГО ЦВЕТА...

Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...