Особенности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
статья по коррекционной педагогике на тему


Предварительный просмотр:

Особенности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.» (В. А. Сухомлинский)

Изобразительная деятельность - самая любимая и интересная деятельность для детей дошкольного возраста. Это художественная деятельность, которая носит эмоциональный, творческий характер.    В.Г. Злотников в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт произведение искусства». Рисование, лепка, аппликация – это виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение и познание действительности. Художественное творчество, как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Но дети с задержкой психического развития испытывают ощутимые трудности в изобразительной деятельности. Чтобы вылепить или нарисовать предмет, надо предварительно с ним ознакомиться, хорошо запомнить его конструкцию: форму, величину, цвет, расположение деталей и частей.  Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Каких-либо первичных нарушений на уровне органов чувств у детей с задержкой психического развития не обнаруживается. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов — результат сложного взаимодействия ощущений (часто ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий-наблюдений. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задержкой психического развития.

У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент. Детям с задержкой психического развития свойственна общая пассивность восприятия (А. Н. Цымбалюк), что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в:                                                                    

-ограниченном объеме анализа;

-преобладании анализа над синтезом;

-смешении существенных и несущественных признаков;

-преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов;                                                                                                 -редком использовании обобщенных терминов, понятий.

 В работе с детьми с ЗПР я использую нетрадиционные техники рисования (марание, штампы, тычок жесткой и полусухой кистью отпечатки листьев и др.), с целью поддержания интереса к изобразительной деятельности, продолжаю развивать анализирующие восприятие, закрепляю представления о материалах и средствах в процессе изобразительной деятельности, формирую наглядно-образное мышление.

Уникальность нетрадиционных техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, а творческий процесс превращается в увлекательную игру. Таким образом, я подбираю задания для детей соблюдая условия:

  • Техники подбираются по принципу от простого к сложному. Ребенок не должен испытывать затруднения. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
  • Интересными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Работать в любой технике должно быть для ребенка естественно.
  •  Изобразительная техника должна быть нетрадиционной.  Новые изобразительные способы мотивируют деятельность и удерживают внимание. Важно получение ребенком необычного опыта. В такой работе присутствует больше свободы самовыражения.

Результат от совместной деятельности (воспитателя и ребенка), включающий нетрадиционные изобразительные технологии, дает хороший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Дети с ЗПР с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, потому что исчезает чувство страха и неуверенности.  У них повышается мотивация, что значительно оптимизирует развитие ребенка. Использование нетрадиционных техник, развивает пространственное мышление, развивает чувство композиции, ритма, колорита, ощущение фактурности и объема, развивает мелкую моторику, творческие способности, фантазию и воображение, заставляет работать мысль.  Помогает воплотить и передать эмоции и чувства, развивает уверенность в своих силах, учит детей работать с разнообразным материалом, свободно выражать свой замысел. Ребенок учиться упорядочивать свои знания о мире, осознавать себя в нем. И, самое главное, во время работы дети получают эстетическое удовольствие, а результат работы приносит им чувство успеха. 

Автор. Цыванюк С. А. воспитатель ГБДОУ №39 Пушкинского р-на  СПб

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. И.А. Лыкова (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. -М.: Издательский дом «Цветной мир»,2014. -152с., перераб. и доп.
  2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под. Ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб .: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.- 415с.
  3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. http://lifebabyblog.ru/Article/Article/metodiki-razvitiya/netradicionnye-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu
  4. Теоретические основы обучения детей изобразительной деятельности http://studbooks.net/1939733/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_obucheniya_detey_izobrazitelnoy_deyatelnosti
  5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  6. Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве http://www.bestlogoped.com/izo/242-pedagogi-i-psikhologi-o-detskom-izobrazitelnom-tvorchestve
  7. Значение изобразительной деятельности в развитии и воспитании дошкольниковhttps://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2011/11/29/znachenie-izobrazitelnoy-deyatenosti-v-razvitii-i-vospitanii
  8. Арт-терапевтические технологии. Изо терапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста http://centerlado.ru/uploadedFiles/files/biblioteka/sborniki/Art-terapevticheskie_tekhnologii.Izoterapiya.pdf
  9. «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/05/netraditsionnye-tehniki-izobrazitelnoy-deyatelnosti
  10. .Использование методов арт-терапии с работе с детьми дошкольного возраста http://www.moi-detsad.ru/ispolzovanie-metodov-art-terapii-v/
  11. Обобщение опыта нетрадиционные техникиhttp://haustovaelena.netdo.ru/news/5771

 12. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания детей https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2016/06/15/znachenie-izobrazitelnoy-deyatelnosti-dlya-vsestoronnego-razvitiya-i 13.Использование арт-терапии в работе с детьми с ЗПР http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-art-terapi-v-rabote-s-detmi-s-zpr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  Первая продуктивная деятельность ребенка - это изобразительная деятельность. В нашем детском саду этому виду деятельности уделяется большое внимание. Однако,  для правильного планир...

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

Особенности формирования общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Во время общения с детьми, как познавательного, так и личностно­го, необходимо постоянно стимулировать их активность. С этой це­лью учителям-дефектологам и воспитателям следует поощрять лю­...

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Цель сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастны...

Особенности навыков пересказа у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности навыков пересказа у дошкольников с задержкой психического развития, анализируется необходимость обучения детей навыку пересказа.Ключевы...

Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игре.

В процессе формирования познавательной деятельности детей с задержкой психического развития следует учитывать, что для развития познавательного интереса особенно важным возрастным этапом является дошк...