«Особенности сенсорно-перцептивной сферы у умственно отсталых детей младшего школьного возраста»
презентация по коррекционной педагогике на тему

Жидовкина Светлана Анатольевна

консультуция для педагогов 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности сенсорно-перцептивной сферы у умственно отсталых детей младшего школьного возраста» Подготовила: Жидовкина С.А., учитель-дефектолог ГОКУ Иркутской области СКШ № 3 г.Тулуна г. Тулун, 2017

Слайд 2

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ­войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания» Б. Прейер

Слайд 3

Определения понятий: Ощущения и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Ощущения и восприятия - это деятельность первой сигнальной системы (в дальнейшем также и второй), в основе которой лежит система условных рефлексов.

Слайд 4

5 основных видов ощущений (по количеству органов чувств): Обоняние Осязание Вкус Зрение Слух

Слайд 5

Виды восприятия: Зрительное восприятие Слуховое восприятие Осязательное восприятие Кинестетическое восприятие Обонятельное восприятие Вкусовое восприятие

Слайд 6

Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д ); нерва-проводника; центра в коре головного мозга. Исследования академика И. П. Павлова и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущений и восприятий и коренным образом изменили наши представления о сущности и развитии этих процессов. Если раньше зрительные восприятия рассматривали как зеркальное, аналогичное фотографии отражение объекта на сетчатке глаза, то теперь мы рассматриваем зрительный образ как комплекс условных связей, как некоторый динамический стереотип, возникающий в результате анализа и синтеза многократно повторяющихся изменчивых раздражителей.

Слайд 7

Детская психология располагает большим количеством экспериментальных данных, относящихся к тому, как ребенок в первые годы жизни учится: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностями.

Слайд 8

Восприятие пространства происходит благодаря совокупной деятельности анализатора : зрительного; двигательного; кожного. В восприятии времени принимают участие: слуховой; двигательный; интероцептивный анализаторы.

Слайд 9

Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта. И. М. Сеченов сформулировал мысль о том, что в каждом восприятии содержится узнавание .

Слайд 10

Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева). Особенности восприятия и ощущений умственно отсталых детей: Особенности обозрения Узость восприятия Замедленный темп зрительных восприятий; выраженная недифференцированность; инактивность восприятия.

Слайд 11

Исследования И.М.Соловьева Слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, у/о- последовательно, пишет И. М. Соловьев. Умственно отсталый ребенок, осматривая окрестности или улицу, по которой идет, меньше замечает, меньше видит, чем его сверстник-нормальный ребенок. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Там, где нормальный ребенок, обозревая все происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, умственно отсталый ребенок долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным. И. М. Соловьев отмечает, что при обозрении действительности дети плохо усматривают связи и отношения между объектами.

Слайд 12

Суть исследования К. И. Вересотской Одно из фундаментальных исследований, обнаруживших замедленный темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей, было осуществлено К. И. Вересотской. Оно заключалось в следующем. К. И. Вересотская предлагала испытуемым узнавать отчетливые, яркие рисунки, на которых были изображены хорошо известные детям предметы, например, яблоко, стол, кошка, карандаш и т. д. Время предъявления этих картинок могло быть точно дозировано с помощью специального прибора-тахистоскопа. В первой серии опытов оно было очень коротким - 22 миллисекунды. Набор рисунков был показан трем группам испытуемых: 1) нормальным взрослым людям, 2) ученикам I класса массовой школы и 3) учeникам I класса вспомогательной школы. Оказалось, что при таком кратком предъявлении нормальные взрослые люди правильно узнавали 72% предметов, ученики массовой школы-57% предметов, а ученики вспомогательной школы не успели узнать ни одного предмета (хотя они могли, конечно, легко узнать эти предметы при длительном рассматривании). Опыт был проведен повторно с увеличением времени показа картинок почти в два раза - до 42 миллисекунд. Оказалось, что взрослым этого времени было вполне достаточно для правильного узнавания всех предъявленных изображений. Ученики массовой школы узнали почти все предметы (95%), ученики же вспомогательной школы узнали лишь около половины предметов (55%). Эти эксперименты убедительно доказали, что темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей замедлен. Очень вероятным представляется замедленность у умственно отсталых детей всех других видов восприятий.

Слайд 13

Исследования Э. А. Евлаховой Исследования Э. А. Евлаховой( показали, что умственно от-сталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках. Вообще, понимание сюжетных картин и пейзажей, или, как говорят, "чтение" картин, представляет значительную трудность для умственно отсталых детей: они не понимают перспективы,не различают светотени, частичных перекрытий и т. д. Эти факты подводят ко второй существенной особенности ощущений и восприятий умственно отсталых детей, а именно к их выраженной недифференцированности

Слайд 14

Инактивность восприятия Наиболее выраженной особенностью восприятия умственно отсталых детей является инактивность этого, иеихического процесса. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда умственно отсталому ребенку показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?" - он может ответить, что это карандаш, и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник из массовой школы охотно расскажет, что это красный, граненый, толстый, впервые очиненный карандаш. Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент яркую и привлекательных сторон воспринимаемого.

Слайд 15

зрительное восприятие Недостаточная дифференцированность ( неточное распознавание детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков ) нарушение обобщенности восприятия( скудность представлений, недостаточно точных, наличие частных и случайно запомнившихся) скорость восприятия у них значительно ниже Много ошибок допускается при восприятии изображения перевернутых предметов, по-разному расположенных Не всегда узнаются и часто смешиваются сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. воспринимают меньше и больше деталей «теряют». рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным

Слайд 16

слуховое восприятие сохранный музыкальный слух, хорошо улавливает мелодии, могут напеть. К старшему дошкольному возрасту уровень развития слухового восприятия не позволяет точно понимать вербальную информацию, в т.ч. инструкции. Фонематический слух формируется в более длительные сроки. Что влияет и на усвоение грамоты, овладение письменной речью. Ребенок как произносит, так и пишет, при нормально сформированной устной речи не может различить звуки, допускает много ошибок в письме.

Слайд 17

пространственная ориентировка Детям трудно выполнять команды «отступить вправо», «вверх» и т.п. при чтении и письме типичными ошибками являются смешение сходных по написанию букв, их перестановка, неправильное (часто – зеркальное) написание. неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги , Характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире

Слайд 18

тактильное восприятие лучше опознаются объемные предметы, у плоских теряется ряд свойств, дети не умеют синтезировать отдельные признаки. проблемы тактильного восприятия связаны с нарушениями моторики, слабостью поисковой базы, игнорированием существенных элементов воспринимаемых объектов. Даже в старших классах отмечается хаотичность, импульсивность, поспешность движений, которые не могут стать основой для создания четкого образа осязаемой фигуры. Ошибки при распознавании предметов зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью, недостаточной сосредоточенностью всей деятельности .

Слайд 19

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ Объяснение сюжетных картин Одна из очень распространенных и простых проб-просьба рассказать о содержании предъявляемой ребенку сюжетной картинки. Применяется для исследования особенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы (сообразительности, умения выделять существенное, эмоционального отклика) умственно отсталых детей. "Отыскивание чисел“ Методика может быть использована для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора и определения объема внимания применительно к зрительным раздражителям. Пригодна лишь при исследовании детей, которые знают числа. Методика «Зашумленные изображения» (А.Р.Лурия) Методика «Зашиваем коврики»

Слайд 20

Исследование слухового восприятия 1)«Узнавание неречевых звуков» 1.Методика «Что звучит?» Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек. 3. Методика «Угадай, чей звук» Ребенку предъявляются на слух различные звукоподражательные слова 2) Проба «Понимание текста» (Т. Д. Марцинковкая) 3).Методика «Выполни команду» Цель: определение уровня сформированности слухового восприятия речевых звуков. Методика исследования тактильного восприятия «Чудесный мешочек».

Слайд 21

Значение развития сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с умственной отсталостью - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Слайд 22

Заключение Развитие сенсорно-перцептивной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью проходит те же этапы, имеет те же свойства и физиологическую основу, что и у нормально развивающихся детей, но при этом обладает качественным своеобразием, занимает более продолжительное время в онтогенезе, что и обуславливает отставание детей не только от сверстников, но и от детей с сопоставимым уровнем развития. Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятий сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей в специальной школе.

Слайд 23

Литература С.Я.Рубинштейн, Психология умственно отсталого школьника., Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1986. Д.Н.Исаев, Умственная отсталость у детей и подростков., Санкт-Петербург, Речь, 2003 http://0lik.ru/uploads/posts/2008-11/1227862193_0lik.ru_9a28e029410d-kopija.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации

Развитие чувства ритма у умственно отсталых детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации...

Программа развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Эмоционально-волевая сфера личности каждого ребенка не имеет аналогов. С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат уче...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...

Комплекс игровых упражнений для снижения агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Данный комплекс игровых упражнений по снижению агрессивности младших школьников с УО составлен на основе реализующих задач в школьном коррекционно-образовательном учреждении для детей с умственной отс...

Развитие речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Особенности коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми школьниками....

Роль дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста.

laquo;Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра – для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольника – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета...