Сообщение: «Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по коррекционной педагогике по теме

Денисова Татьяна Юрьевна

Материал разработан для учителей-логопедов и старших воспитателей ДОУ города Кузнецка с целью оказания помощи в организации ПМП сопровождения  дошкольников с ОВЗ и организации в ДОУ города ПМПк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenieokument_microsoft_word.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС №24 г.Кузнецка

Сообщение:

«Индивидуальная программа сопровождения как одно из средств инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила учитель-логопед  МБДОУ ДС №24 Денисова Т.Ю.

г.Кузнецк 2017 год

С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Родителям (законным представителям) предоставлено право, после консультирования специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), принять решение о выборе ОУ и формы интеграции  от полной и постоянной до минимальной и эпизодической.
     Инклюзия , как включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, дает право получения дошкольного образования в соответствии с его образовательными потребностями и возможностями.
    При этом все воспитанники должны быть обеспечены поддержкой, позволяющей им добиваться успехов, ощущать ценность совместного пребывания в коллективе
   Подлинная инклюзия  предполагает организацию в ОУ оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями;

Что нужно сделать?

1.Обеспечить правовое поле для обучения детей с ОВЗ,детей- инвалидов
2. Решить вопросы  кадрового обеспечения (переподготовка и подготовка учителей-дефектологов различного профиля, специальных психологов, учителей-логопедов, воспитателей, тьюторов)
3.Создание необходимые условия для пребывания ребенка с ОВЗ в ОУ:

  •  выявить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии
  • Создать ПМПк  и разработать и реализовать индивидуальные программы сопровождения ребенка с ОВЗ ;

-Т.о. мы осуществим индивидуально- ориентированную психолого-медико-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями городской ПМПК); 

-Сделаем  возможным освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья   Программы и их интеграции в образовательном учреждении. 

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в его основе лежит четкая организация работы.

Вся работа  направлена на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Это система, взаимосвязанных по целям, време-ни, задачам согласованных действий всех специалистов ОУ, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку с ОВЗ, родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения

     Для этой цели создается и работает ПМПк,который работает по определенному регламенту.

    Цель консилиума выстроить индивидуальную  программу сопровождения - определить содержание коррекционной работы Содержательный компонент ИПС в нашем учреждении индивидуален и зависит от выраженности проблем в развитии ребенка, потенциальных возможностей, необходимых форм и участников сопровождения, выбора соответствующих коррекционных программ, методик и технологий.- это своеобразный индивидуальный путеводитель для ребенка с ОВЗ, т. к он может:

  • иметь значительные трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • кратковременно посещать группу;
  • находиться в условиях индивидуального обучения.

Особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями интеллекта включают

 обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

- организации процесса обучения с учетом специфики освоения ИПС и ООП («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств,

-проведение непрерывного мониторинга за становлением и развитием познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения минимально достаточного уровня, позволяющего самостоятельно справляться с заданиями; 

- создание особой образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС ребенка;   установление взаимодействия семьи и ОУ, активизации ресурсов семьи;

Этапы разработки и реализации индивидуальной программы сопровождения: 
I этап: Аналитический (сбор анамнестических данных, анализ документов ПМПК, заключений врача, обсуждение с родителями и педагогами проблем ребенка). 
II этап: Диагностический (комплексное обследование ребенка с учетом основных линий его развития (физическое, социальное, познавательное, речевое развитие, состояние игровой и продуктивных видов деятельности), анализ его результатов всеми специалистами, составление психолого-педагогической характеристики и заключений специалистов).
III этап: Подготовительный (определение задач, условий, УМК, отбор содержания форм и методов, коррекционно-развивающей работы каждым специалистом на определенный период, коллегиальное оформление и обсуждение ИПС с участием родителей). На этом этапе широко привлекаются к сотрудничеству родители (обязательна консультативно-практическая помощь родителям в доступной форме). 
IV этап: Основной (реализация ИПС, внесение изменений по мере необходимости, обсуждение с родителями хода выполнения программы, обучение специалистами родителей и педагогов группы практическим приемам, методам и технологиям работы с ребенком). 
V этап: Аналитико-прогностический (анализ эффективности освоения ИПС, выявление «западающих» сторон развития, реальных трудностей в реализации задач, анализ причин и путей решения проблем). На основе этих данных разрабатывается ИПС на следующий период обучения. Осуществляется модификация задач с учетом конкретных темпов освоения ребенком программного материала, уровня психофизического развития, личностных особенностей ребенка, внешних факторов (посещаемости, лечения и др.)

Таким образом, ИПС – является эффективной технологией инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Индивидуальная программа сопровождения позволяет:

  • предоставить ребенку с ОВЗ образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
  • обеспечить ребенку с ОВЗ возможность успешно интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников;
  • предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и вместе с ребенком и педагогами осваивать ООП;
  • обеспечить педагогам постоянную и квалифицированную методическую помощь-поддержку;
  • постоянно отслеживать, своевременно корректировать и отбирать адекватные формы образования с учетом уровня развития и потенциальных возможностей дошкольника с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги в детство»

Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....