Моя статья в восточно-европейском научном вестнике - EESJ 12(28)2017
статья по коррекционной педагогике на тему

Быкова Дарья Михайловна

Методические рекомендации, направленные на формирование

выработки произвольных функций саморегуляции и самоконтроля у детей дошкольного возраста.


Быкова Дарья Михайловна
Учитель-логопед 

 

 

Methodological recommendations for the formation of
the development of arbitrary functions of self-regulation in preschool children.
 
Bykova Daria Mikhailovna
Teacher speech therapist
Annotation. 
 

The article is devoted to the development of arbitrary functions of self-regulation and self-control in preschool children. The author shares his many years of experience as a teacher-speech therapist. The proposed methodological recommendations for the organization of the pedagogical process were tested at different age groups on normally developing children and on children with special educational needs.

 

Key words: hyperactive children, children with special educational needs, retention and execution of programs, voluntary self-regulation and self-control, interaction with parents.


Аннотация: Статья посвящена выработки произвольных функций саморегуляции и самоконтроля у детей дошкольного возраста. Автор делится своим многолетним опытом работы воспитателем и учителем-логопедом. Предлагаемые методические рекомендации организации педагогического процесса были апробированы на разных возрастных группах и как на нормально развивающихся детях, так и на ребятах с особыми образовательными потребностями.


Ключевые слова:  гиперактивные дети,  дети с особыми образовательными потребностями, удержание и выполнение программ, произвольная саморегуляция и самоконтроль, взаимодействие с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На современном этапе развития общества процесс образования ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смысла жизни. Отечественная культурно – педагогическая традиция свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского общества проблеме образования придавалось значение «вопросов жизни»: что такое человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение. [1]

Контингент дошкольников отличается большим своеобразием. Одни ребята, привыкшие к тому, что взрослые во всём им потакают, и,   как следствие, не приучены соблюдать правила, считаться с интересами окружающих, уступать, удерживать и выполнять программы.

Другие же, наоборот, могут оказаться из семей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию, где не уделяется должное внимание и родители с ними излишне строги.

Да и гиперактивные дети всё чаше стали встречаться среди наших воспитанников. Они вообще очень нетерпеливы, им трудно ждать подходящего времени для реализации желания, все должно осуществиться немедленно. Следовательно, они иногда «срываются», стараются получить что-то раньше других, не дождавшись своей очереди, разумеется, это часто вызывает негативную реакцию окружающих. По этой же причине таким детям трудно играть, если нужно ждать своей очереди — часто из-за нарушения правил их исключают из игры, а потом и вообще перестают приглашать.[3] Однако, подобное поведением, может являться и следствием ошибочного подхода к организации взаимодействия взрослых с детьми в семье.

В рамках реализации задач инклюзивного подхода сейчас в группе обучаются и ребята с разными особенностями здоровья. Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы образования, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.[7]

Объединяет всех этих ребят повышенная тревожность, не способность адекватно оценивать происходящую ситуацию.   А наша с вами задача помочь им наладить контакт с окружающими людьми активно заниматься не испытывая страха перед неизвестностью или наказанием.

Взрослым необходимо создать пространство, в котором малыш будет чувствовать себя комфортно. Чтобы избавиться от чувства страха перед неизвестностью, следует организовать «ритуал приветствия» и «ритуал прощания» и соблюдение  режима в детском образовательном учреждение:
1. Ритуал приветствия/прощания. «Доброе утро», новому дню, солнышку.   Приходя в сад ребёнок приветствуя членов группы и взрослых, делиться тем, что он узнал или увидел по дороге в сад.   Если поощрять старания ребёнка, то будет планировать, что рассказать в следующий раз. После прихода всех членов группы можно организовать «Круг приветствия», где ребята, удобно усевшись на ковре, передавая друг другу  плюшевое солнышко, рассказывают о том, в каком настроение он сегодня пришёл, что он хочет пожелаться себе и другим на этот день. Дети группы начнут доверительнее относиться друг к другу, после такого открытого общения.

Прощаясь, необходимо дать понять ребёнку, что тут ему рады и будет ждать его возращения. Формированию доброжелательного отношения будет способствовать возможность взять игрушку из детского садика домой, если малыш с ней ещё не доиграл, а утром принести её назад.
2. Своевременное проведение режимных моментов. Следует вписывать в единую канву изо дня в день: пришли с улицы - помыли руки; после завтрака будет занятие; после обеда поблагодарить и красиво развесить свою одежду на стульчики и др. Это не только способствует формированию культурно-гигиенических навыков, но и когда ребёнок знает что будет дальше и уверен в своих способностях,  то чувствует себя комфортно, не боясь сделать что-то не так.

Соответственная работа нужна и при организации самих режимных моментов: помыли руки, стряхнули капли, вытерли полотенцем, приём пищи и т.д.  Однако, содержание этой работы следует проводиться с использованием различных потешек, поговорок, загадок, игр в зависимости от возрастной группы. Постепенно  уменьшая участие взрослых, и проводятся игры направленные на формирование способности отвечать за свои поступке как самостоятельно, так и участвуя в совместной деятельности с другими членами группы. Игра: «Маленькие помощники». Воспитатель просит о помощи детей.

Изначально, это элементарные поручения (принести, раздать, помыть). Далее предлагаются задания для пары, а затем и подгруппы ребят. Так постепенно ребята приучаются планировать как свою собственную деятельность, так и распределять роли  для работы с кем-то,   Что привлечет ещё больший интерес воспитанников.

3. Четко выделяемые этапы занятий. Ребята будут понимать и выделять для себя что, в начале - рассказ воспитателя, затем гимнастика, после неё ответы группы,   в конце – обсуждения, подведение итогов. Также будут способствовать развитию чувства времени и формированию самоконтроля.

При подведении итогов занятия первоочередная задача, научить находить свои собственные ошибки, а не лишь указывать чужим на их. Когда ребёнок научается замечать, обсуждать и исправлять, не испытывая страха перед порицанием или наказанием, он приобретёт уверенность в том, что любую ошибку можно исправить, главное только найти в себе силы её признать. Тем самым формируется обратная связь – главный залог успеха ребёнка в любых видах деятельности.

У ребёнка – дошкольника только начинает формироваться произвольность поведения и для дальнейшего развития он нуждается в овладении многочисленными эталонами поведения. Это те «пазлы» из которых он сам, со временем, начнёт формировать свою собственную реальность.

4. На самих занятиях следует чётко формулировать инструкции и контролировать их понимание и выполнение воспитанниками. Чем меньше ребёнок, тем она должна быть более подробной.
Пример: Игра «Поймай звук Л». Инструкция: Ребята, будем играть в игру «Поймай звук Л».   Хлопните в ладоши, когда услышишь звук Л. Вопрос к ребёнку –   «Когда ты хлопнешь в ладоши?». Ответ – «Я хлопну в ладоши, когда услышу звук Л». (важно, чтобы ответ был развёрнутой фразой). Подводя итог занятия ещё раз спросить ребят, в какую игру они играли.

5.Отчёт о выполненной работе необходим для присвоения новых умений. Ребята дают полные ответы, односложные фразы  (да/нет) не используются. Формулировка вопросов, а тем более ответов требует присутствие в повседневном обиходе большого количества глаголов, отражающих наше активное действие. Функция глагола, формирование внутренней речи человека – несущая конструкция всего нашего речевого высказывания, а следовательно, осознания [5]

6. Задания, направленные на развитие произвольности могут быть организованы в игровой форме. Игра «Господа офицеры». Ребята выстраиваются в шеренгу. И взрослый сообщает им, что он сейчас будет как «капитан» отдавать команды, но  выполнять следует лишь те, которым предшествует фраза «господа офицеры». Далее даются задания на ориентировку в своём теле. И если без команды «господа офицеры» оно выполняется – ребёнок выбывает из игры. Взрослый, проводя игру может выполнять совершенно другие действия, усложняя тем самым  задания. Выигрывает последний игрок, оставшийся в игре.

В учебной деятельности это может быть раскрашивание по образцу, по номерам,  работа со схемами и др. Важно, чтобы ребёнок понимал разницу между «делай как хочешь» и   «делай точно так», настаивая на непременном доведение начатого до конца (если устал – отложи, докрасишь позже, а если взял доделать домой – принеси, покажи). И не надо каждый раз объяснять, почему «нельзя», достаточно постоянно делать вместе с ребёнком как надо. Эта кропотливая работа, проводимая регулярно, будет вознаграждена тем, что у ребят формируется детектор ошибок, они научаться удерживать и выполнять программы.

7. Чтение художественной литературы прекрасны педагогический приём способствующий обогащению  социальным опытом многих поколений (Е. Пермяк «Маленькие лукавенки»,  В. Драгунского  «Денискины рассказы», А Раскин «Рассказы о маленьком папе», Э. Кундышева «У меня к тебе одна просьба…», Р. Погодин «Откуда идут тучи». и др). Это учит ребят разграничивать что плохо, а что хорошо, способствует развитию таких человеческих качеств как, справедливость, сострадание, верность.

Благотворно влияют на формирование личности и произносимые к месту, взрослыми пословицы и поговорки (терпение и труд – всё перетрут; поспешишь – людей насмешишь, глаза боятся – руки делают и др.). Тут тоже решается параллельно несколько задач: формируется произвольность поведения и, благодаря контексту, воспитанники понимают мудрость, которая дошла до нас из далёкой древности.

Также серьёзно следует отбирать фильмы («Что у Сеньки было» Одесская киностудия) и мультфильмы («Непослушный котёнок» Союзмультфильм), желательно предварительно просматривать их самим, прежде чем демонстрировать детям.

7. Есть ещё один прекрасный приём опосредованного восприятия, который может применить  педагог – это разыгрывание конфликтной ситуации при помощи других детей или кукле. Так как  маленький человек лучше воспримет любую информацию глядя на ситуацию со стороны.

8. На логопедических занятия, также может проводиться работать над формированием эталонов поведения совместно с развитием речи. (Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Истории про Петьку, Сонечку, Гришу и всех остальных. Для детей 5-7 лет / Е.Ю.Клемантович . М: Теревинф,2016).Что, в свою очередь, нравится детям и  даёт прекрасные результаты, решая как образовательные, так и воспитательные задачи одновременно.

9. В игре сосредоточены все основные звенья произвольной саморегуляции, Ведь игра невозможна без понимания и запоминания её условий, конечного результата жесткого соблюдения правил. В ней всегда распределяются роли, присутствует «выигрыш-проигрыш»[8].

Когда ребёнок становиться старше варианты заданий усложняются: ему предлагается многосоставные программы Игра: «Беги по кругу». Детям предлагается инструкция: «Вы бегите по кругу. Если вы услышите один хлопок в ладоши, то сразу должны остановиться, пока я не скажу «побежали». Если вы услышите два хлопка, то должны сразу лечь на пол и лежать. пока я не скажу «побежали». Если вы услышите три хлопка, то должны остановиться, хлопнуть один раз в ладоши и стоять, пока я не скажу «побежали». Если вы услышите четыре хлопка, то должны сразу остановиться, подпрыгнуть два раза и стоять, пока я не скажу «побежали». Если услышите пять или шесть хлопков, то бежите дальше и не обращайте внимание на хлопки) придумать и спланировать «дело» другу (объяснить, показать последовательность и цель действия и проконтролировать. [6]

Это кропотливый труд, изо дня в день «простраивать» каждого воспитанника, готовя к решению тех задач, что ему предстоит решить на длинном жизненном пути. Начиная с механического принятия и выполнения строгого задания, развёрнутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого к постепенному переходу к совместному созданию программы деятельности. Прежде всего – чёткой формулировки конечного её результата и вычленения предельно ясных целей на пути к этому результату. При этом неизбежно обсуждение возможных (желательных и не очень) последствий, способов их достижения, реализация (или, напротив, минимизации); вариантов контроля, оценки достигнутого на каждом этапе; алгоритмов сличения полученных результатов с прогнозируемыми и т.д. [4]

9. Для достижения наилучших результатов, следует подключить к работе родителей. Ведь именно они «самые главные люди» в деле воспитания и обучения. Дети постоянно ощущают любовь сво­их близких, растут под знаком доверия к миру. Они знают, что они защищены, что о них заботятся.

             Иногда взрослые считают, что не нужно проявлять своих чувств, боятся, что ребенок «сядет на голову». Это заблуждение — дети чутко улавлива­ют настроение взрослых, их эмоции. Любовь взрослых они ощущают даже тогда, когда те не довольны их поведением, эта любовь служит ребенку поддержкой в желании испра­виться.

Рекомендуется найти золотую середину в общении с ре­бенком. Изнеженный ребенок не привык к усилиям. Он ни­когда не слышал требовательного голоса близких, зато хоро­шо знает, что капризы его удовлетворяются. Выберите сами меру ласки и требовательности и постарайтесь придерживать­ся этой меры. Укрепляйте веру ребенка в себя, свои силы, отмечайте любое его достижение. Ощущение успеха важно для малыша, так как оно заставляет поверить в себя, а зна­чит, и стремиться к большему.[2]

Вероятно, может потребоваться дополнительные разъяснения для семей, испытывающих трудную жизненную ситуацию или воспитывающих ребят с особыми образовательными потребностями. При проведении этой работы специалисты обязательно учиты­вают характерологические особенности членов семьи, выражен­ность и особенности стрессового состояния у каждого из них. За­дачей психотерапевтической работы является, прежде всего, нор­мализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка.[6]

Успешность любого типа развития зависит от баланса между субъективной психической зрелостью и востребованностью к ней извне. Для чего необходимо объединить усилия педагогов и родителей, направив их на достижения общего результата.

Столь горячо обсуждаемая сейчас, свобода выбора – дело хорошее, но как же ребёнок узнает, зачем, из чего и как выбрать, если никто никогда ему этого не демонстрировал? Более того он будет выбирать даже в тех случаях, когда выбирать не надо. Достаточно воспользоваться вековыми традициями и (без всякой свободы выбора) мыть руки, придя с улицы, чистить зубы и причёсываться, здороваться и улыбаться при общении и т.п.[8]

Именно поэтому пока ребёнок маленький его необходимо поместить в чётко отлаженную образовательную среду. Сразу начинать учить, чтоб потом не пришлось переучивать, оказывая пагубное влияние на его психику, не соответствием новых эталонов старым. Так он будет понимать и анализировать происходящее, совершенно осознанно формируя функции произвольной саморегуляции и самоконтроля и, со временем, сможет задавать   и отвечать себе на вопросы «почему – зачем?», «что сначала – что потом?», «что я умею – чему я учусь?» и т.п. А это так важно для формирования гармоничной личности, способной легко решать повседневные задачи реальной жизни.

И что особенно важно в современной реальности, методы и приёмы этого подхода   полностью соответствуют, взглядом специальной педагогики на организацию учебно- воспитательного процесса с детьми имеющими особенности развитие. Четкая соблюдение режимных моментов, с проговариванием этапов выполнения, спокойный ритм работы, подробные инструкции, целенаправленная организация взаимодействия между участниками группы, обучение планированию своей деятельности и т.д.

Нам взрослым следует перестать воспитывать, руководствуясь выражением «Подрастёшь и всё поймёшь». Нужно учить здесь и сейчас с максимальной пользой используя каждое мгновение общения с детьми. Направляя его внимание, развиваем у него способность размышлять и выражать свои мысли словесно. Тем самым формируем уверенность в своих силах и способность адекватно оценивать ситуацию. Ведь для того чтобы ребёнок «смог увидеть» суть происходящего, он должен точно знать «куда смотреть».

Прогресс сделал нашу жизнь максимально комфортной, при этом ещё и каждый радетель стремиться окружить своё чадо самым лучшим, совершенно позабыв, что развитие начинается с той точки, когда человеку в любом возрасте надо преодолевать какие-то трудности. Онтогенеза без «боли» не бывает – эта аксиома реализует себя универсально. Прибывая в состоянии абсолютного комфорта, незачем чему-то учиться, то есть развиваться. [8]


Список литературы:

 

  1. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – 2-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Романчук О И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей /Пер. с украинского. – М.: Генез, 2010
  3. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. – М.: Гнозис,2010.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.:Генезис,211.
  5. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ Под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классике Стиль, 2003.
  6. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л. И. Белякова и др.: Под ред. Н. М. Назаровой. – 2-е изд., стареотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. Пособ/ А.В. Семенович, Я.О. Вогодина, Т.Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович.-М.:Дрофа,2014.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bykova_d.m._statya_s_ang.perevodom.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации, направленные на формирование

выработки произвольных функций саморегуляции и самоконтроля у детей дошкольного возраста.


Быкова Дарья Михайловна
Учитель-логопед 

https://nsportal.ru/bykova-darya-mikhaylovna

Methodological recommendations for the formation of

the development of arbitrary functions of self-regulation in preschool children.

Bykova Daria Mikhailovna

Teacher speech therapist

Annotation.

The article is devoted to the development of arbitrary functions of self-regulation and self-control in preschool children. The author shares his many years of experience as a teacher-speech therapist. The proposed methodological recommendations for the organization of the pedagogical process were tested at different age groups on normally developing children and on children with special educational needs.

Key words: hyperactive children, children with special educational needs, retention and execution of programs, voluntary self-regulation and self-control, interaction with parents.


Аннотация: Статья посвящена выработки произвольных функций саморегуляции и самоконтроля у детей дошкольного возраста. Автор делится своим многолетним опытом работы воспитателем и учителем-логопедом. Предлагаемые методические рекомендации организации педагогического процесса были апробированы на разных возрастных группах и как на нормально развивающихся детях, так и на ребятах с особыми образовательными потребностями.


Ключевые слова:  гиперактивные дети,  дети с особыми образовательными потребностями, удержание и выполнение программ, произвольная саморегуляция и самоконтроль, взаимодействие с родителями.

На современном этапе развития общества процесс образования ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смысла жизни. Отечественная культурно – педагогическая традиция свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского общества проблеме образования придавалось значение «вопросов жизни»: что такое человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение. [1]

Контингент дошкольников отличается большим своеобразием. Одни ребята, привыкшие к тому, что взрослые во всём им потакают, и,   как следствие, не приучены соблюдать правила, считаться с интересами окружающих, уступать, удерживать и выполнять программы.

Другие же, наоборот, могут оказаться из семей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию, где не уделяется должное внимание и родители с ними излишне строги.

Да и гиперактивные дети всё чаше стали встречаться среди наших воспитанников. Они вообще очень нетерпеливы, им трудно ждать подходящего времени для реализации желания, все должно осуществиться немедленно. Следовательно, они иногда «срываются», стараются получить что-то раньше других, не дождавшись своей очереди, разумеется, это часто вызывает негативную реакцию окружающих. По этой же причине таким детям трудно играть, если нужно ждать своей очереди — часто из-за нарушения правил их исключают из игры, а потом и вообще перестают приглашать.[3] Однако, подобное поведением, может являться и следствием ошибочного подхода к организации взаимодействия взрослых с детьми в семье.

В рамках реализации задач инклюзивного подхода сейчас в группе обучаются и ребята с разными особенностями здоровья. Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы образования, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.[7]

Объединяет всех этих ребят повышенная тревожность, не способность адекватно оценивать происходящую ситуацию.   А наша с вами задача помочь им наладить контакт с окружающими людьми активно заниматься не испытывая страха перед неизвестностью или наказанием.

Взрослым необходимо создать пространство, в котором малыш будет чувствовать себя комфортно. Чтобы избавиться от чувства страха перед неизвестностью, следует организовать «ритуал приветствия» и «ритуал прощания» и соблюдение  режима в детском образовательном учреждение:
1. Ритуал приветствия/прощания. «Доброе утро», новому дню, солнышку.   Приходя в сад ребёнок приветствуя членов группы и взрослых, делиться тем, что он узнал или увидел по дороге в сад.   Если поощрять старания ребёнка, то будет планировать, что рассказать в следующий раз. После прихода всех членов группы можно организовать «Круг приветствия», где ребята, удобно усевшись на ковре, передавая друг другу  плюшевое солнышко, рассказывают о том, в каком настроение он сегодня пришёл, что он хочет пожелаться себе и другим на этот день. Дети группы начнут доверительнее относиться друг к другу, после такого открытого общения.

Прощаясь, необходимо дать понять ребёнку, что тут ему рады и будет ждать его возращения. Формированию доброжелательного отношения будет способствовать возможность взять игрушку из детского садика домой, если малыш с ней ещё не доиграл, а утром принести её назад.
2. Своевременное проведение режимных моментов. Следует вписывать в единую канву изо дня в день: пришли с улицы - помыли руки; после завтрака будет занятие; после обеда поблагодарить и красиво развесить свою одежду на стульчики и др. Это не только способствует формированию культурно-гигиенических навыков, но и когда ребёнок знает что будет дальше и уверен в своих способностях,  то чувствует себя комфортно, не боясь сделать что-то не так.

Соответственная работа нужна и при организации самих режимных моментов: помыли руки, стряхнули капли, вытерли полотенцем, приём пищи и т.д.  Однако, содержание этой работы следует проводиться с использованием различных потешек, поговорок, загадок, игр в зависимости от возрастной группы. Постепенно  уменьшая участие взрослых, и проводятся игры направленные на формирование способности отвечать за свои поступке как самостоятельно, так и участвуя в совместной деятельности с другими членами группы. Игра: «Маленькие помощники». Воспитатель просит о помощи детей.

Изначально, это элементарные поручения (принести, раздать, помыть). Далее предлагаются задания для пары, а затем и подгруппы ребят. Так постепенно ребята приучаются планировать как свою собственную деятельность, так и распределять роли  для работы с кем-то,   Что привлечет ещё больший интерес воспитанников.

3. Четко выделяемые этапы занятий. Ребята будут понимать и выделять для себя что, в начале - рассказ воспитателя, затем гимнастика, после неё ответы группы,   в конце – обсуждения, подведение итогов. Также будут способствовать развитию чувства времени и формированию самоконтроля.

При подведении итогов занятия первоочередная задача, научить находить свои собственные ошибки, а не лишь указывать чужим на их. Когда ребёнок научается замечать, обсуждать и исправлять, не испытывая страха перед порицанием или наказанием, он приобретёт уверенность в том, что любую ошибку можно исправить, главное только найти в себе силы её признать. Тем самым формируется обратная связь – главный залог успеха ребёнка в любых видах деятельности.

У ребёнка – дошкольника только начинает формироваться произвольность поведения и для дальнейшего развития он нуждается в овладении многочисленными эталонами поведения. Это те «пазлы» из которых он сам, со временем, начнёт формировать свою собственную реальность.

4. На самих занятиях следует чётко формулировать инструкции и контролировать их понимание и выполнение воспитанниками. Чем меньше ребёнок, тем она должна быть более подробной.
Пример: Игра «Поймай звук Л». Инструкция: Ребята, будем играть в игру «Поймай звук Л».   Хлопните в ладоши, когда услышишь звук Л. Вопрос к ребёнку –   «Когда ты хлопнешь в ладоши?». Ответ – «Я хлопну в ладоши, когда услышу звук Л». (важно, чтобы ответ был развёрнутой фразой). Подводя итог занятия ещё раз спросить ребят, в какую игру они играли.

5.Отчёт о выполненной работе необходим для присвоения новых умений. Ребята дают полные ответы, односложные фразы  (да/нет) не используются. Формулировка вопросов, а тем более ответов требует присутствие в повседневном обиходе большого количества глаголов, отражающих наше активное действие. Функция глагола, формирование внутренней речи человека – несущая конструкция всего нашего речевого высказывания, а следовательно, осознания [5]

6. Задания, направленные на развитие произвольности могут быть организованы в игровой форме. Игра «Господа офицеры». Ребята выстраиваются в шеренгу. И взрослый сообщает им, что он сейчас будет как «капитан» отдавать команды, но  выполнять следует лишь те, которым предшествует фраза «господа офицеры». Далее даются задания на ориентировку в своём теле. И если без команды «господа офицеры» оно выполняется – ребёнок выбывает из игры. Взрослый, проводя игру может выполнять совершенно другие действия, усложняя тем самым  задания. Выигрывает последний игрок, оставшийся в игре.

В учебной деятельности это может быть раскрашивание по образцу, по номерам,  работа со схемами и др. Важно, чтобы ребёнок понимал разницу между «делай как хочешь» и   «делай точно так», настаивая на непременном доведение начатого до конца (если устал – отложи, докрасишь позже, а если взял доделать домой – принеси, покажи). И не надо каждый раз объяснять, почему «нельзя», достаточно постоянно делать вместе с ребёнком как надо. Эта кропотливая работа, проводимая регулярно, будет вознаграждена тем, что у ребят формируется детектор ошибок, они научаться удерживать и выполнять программы.

7. Чтение художественной литературы прекрасны педагогический приём способствующий обогащению  социальным опытом многих поколений (Е. Пермяк «Маленькие лукавенки»,  В. Драгунского  «Денискины рассказы», А Раскин «Рассказы о маленьком папе», Э. Кундышева «У меня к тебе одна просьба…», Р. Погодин «Откуда идут тучи». и др). Это учит ребят разграничивать что плохо, а что хорошо, способствует развитию таких человеческих качеств как, справедливость, сострадание, верность.

Благотворно влияют на формирование личности и произносимые к месту, взрослыми пословицы и поговорки (терпение и труд – всё перетрут; поспешишь – людей насмешишь, глаза боятся – руки делают и др.). Тут тоже решается параллельно несколько задач: формируется произвольность поведения и, благодаря контексту, воспитанники понимают мудрость, которая дошла до нас из далёкой древности.

Также серьёзно следует отбирать фильмы («Что у Сеньки было» Одесская киностудия) и мультфильмы («Непослушный котёнок» Союзмультфильм), желательно предварительно просматривать их самим, прежде чем демонстрировать детям.

7. Есть ещё один прекрасный приём опосредованного восприятия, который может применить  педагог – это разыгрывание конфликтной ситуации при помощи других детей или кукле. Так как  маленький человек лучше воспримет любую информацию глядя на ситуацию со стороны.

8. На логопедических занятия, также может проводиться работать над формированием эталонов поведения совместно с развитием речи. (Увлекательная логопедия. Учимся анализировать и пересказывать. Истории про Петьку, Сонечку, Гришу и всех остальных. Для детей 5-7 лет / Е.Ю.Клемантович . М: Теревинф,2016).Что, в свою очередь, нравится детям и  даёт прекрасные результаты, решая как образовательные, так и воспитательные задачи одновременно.

9. В игре сосредоточены все основные звенья произвольной саморегуляции, Ведь игра невозможна без понимания и запоминания её условий, конечного результата жесткого соблюдения правил. В ней всегда распределяются роли, присутствует «выигрыш-проигрыш»[8].

Когда ребёнок становиться старше варианты заданий усложняются: ему предлагается многосоставные программы Игра: «Беги по кругу». Детям предлагается инструкция: «Вы бегите по кругу. Если вы услышите один хлопок в ладоши, то сразу должны остановиться, пока я не скажу «побежали». Если вы услышите два хлопка, то должны сразу лечь на пол и лежать. пока я не скажу «побежали». Если вы услышите три хлопка, то должны остановиться, хлопнуть один раз в ладоши и стоять, пока я не скажу «побежали». Если вы услышите четыре хлопка, то должны сразу остановиться, подпрыгнуть два раза и стоять, пока я не скажу «побежали». Если услышите пять или шесть хлопков, то бежите дальше и не обращайте внимание на хлопки) придумать и спланировать «дело» другу (объяснить, показать последовательность и цель действия и проконтролировать. [6]

Это кропотливый труд, изо дня в день «простраивать» каждого воспитанника, готовя к решению тех задач, что ему предстоит решить на длинном жизненном пути. Начиная с механического принятия и выполнения строгого задания, развёрнутой инструкции (демонстрации) со стороны взрослого к постепенному переходу к совместному созданию программы деятельности. Прежде всего – чёткой формулировки конечного её результата и вычленения предельно ясных целей на пути к этому результату. При этом неизбежно обсуждение возможных (желательных и не очень) последствий, способов их достижения, реализация (или, напротив, минимизации); вариантов контроля, оценки достигнутого на каждом этапе; алгоритмов сличения полученных результатов с прогнозируемыми и т.д. [4]

9. Для достижения наилучших результатов, следует подключить к работе родителей. Ведь именно они «самые главные люди» в деле воспитания и обучения. Дети постоянно ощущают любовь своих близких, растут под знаком доверия к миру. Они знают, что они защищены, что о них заботятся.

        Иногда взрослые считают, что не нужно проявлять своих чувств, боятся, что ребенок «сядет на голову». Это заблуждение — дети чутко улавливают настроение взрослых, их эмоции. Любовь взрослых они ощущают даже тогда, когда те не довольны их поведением, эта любовь служит ребенку поддержкой в желании исправиться.

Рекомендуется найти золотую середину в общении с ребенком. Изнеженный ребенок не привык к усилиям. Он никогда не слышал требовательного голоса близких, зато хорошо знает, что капризы его удовлетворяются. Выберите сами меру ласки и требовательности и постарайтесь придерживаться этой меры. Укрепляйте веру ребенка в себя, свои силы, отмечайте любое его достижение. Ощущение успеха важно для малыша, так как оно заставляет поверить в себя, а значит, и стремиться к большему.[2]

Вероятно, может потребоваться дополнительные разъяснения для семей, испытывающих трудную жизненную ситуацию или воспитывающих ребят с особыми образовательными потребностями. При проведении этой работы специалисты обязательно учитывают характерологические особенности членов семьи, выраженность и особенности стрессового состояния у каждого из них. Задачей психотерапевтической работы является, прежде всего, нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка.[6]

Успешность любого типа развития зависит от баланса между субъективной психической зрелостью и востребованностью к ней извне. Для чего необходимо объединить усилия педагогов и родителей, направив их на достижения общего результата.

Столь горячо обсуждаемая сейчас, свобода выбора – дело хорошее, но как же ребёнок узнает, зачем, из чего и как выбрать, если никто никогда ему этого не демонстрировал? Более того он будет выбирать даже в тех случаях, когда выбирать не надо. Достаточно воспользоваться вековыми традициями и (без всякой свободы выбора) мыть руки, придя с улицы, чистить зубы и причёсываться, здороваться и улыбаться при общении и т.п.[8]

Именно поэтому пока ребёнок маленький его необходимо поместить в чётко отлаженную образовательную среду. Сразу начинать учить, чтоб потом не пришлось переучивать, оказывая пагубное влияние на его психику, не соответствием новых эталонов старым. Так он будет понимать и анализировать происходящее, совершенно осознанно формируя функции произвольной саморегуляции и самоконтроля и, со временем, сможет задавать   и отвечать себе на вопросы «почему – зачем?», «что сначала – что потом?», «что я умею – чему я учусь?» и т.п. А это так важно для формирования гармоничной личности, способной легко решать повседневные задачи реальной жизни.

И что особенно важно в современной реальности, методы и приёмы этого подхода   полностью соответствуют, взглядом специальной педагогики на организацию учебно- воспитательного процесса с детьми имеющими особенности развитие. Четкая соблюдение режимных моментов, с проговариванием этапов выполнения, спокойный ритм работы, подробные инструкции, целенаправленная организация взаимодействия между участниками группы, обучение планированию своей деятельности и т.д.

Нам взрослым следует перестать воспитывать, руководствуясь выражением «Подрастёшь и всё поймёшь». Нужно учить здесь и сейчас с максимальной пользой используя каждое мгновение общения с детьми. Направляя его внимание, развиваем у него способность размышлять и выражать свои мысли словесно. Тем самым формируем уверенность в своих силах и способность адекватно оценивать ситуацию. Ведь для того чтобы ребёнок «смог увидеть» суть происходящего, он должен точно знать «куда смотреть».

Прогресс сделал нашу жизнь максимально комфортной, при этом ещё и каждый радетель стремиться окружить своё чадо самым лучшим, совершенно позабыв, что развитие начинается с той точки, когда человеку в любом возрасте надо преодолевать какие-то трудности. Онтогенеза без «боли» не бывает – эта аксиома реализует себя универсально. Прибывая в состоянии абсолютного комфорта, незачем чему-то учиться, то есть развиваться. [8]


Список литературы:

  1. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – 2-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Романчук О И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей /Пер. с украинского. – М.: Генез, 2010
  3. Семенович А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. – М.: Гнозис,2010.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.:Генезис,211.
  5. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст/ Под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классике Стиль, 2003.
  6. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л. И. Белякова и др.: Под ред. Н. М. Назаровой. – 2-е изд., стареотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-метод. Пособ/ А.В. Семенович, Я.О. Вогодина, Т.Н. Ланина; под ред. А. В. Семенович.-М.:Дрофа,2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на статью в сборнике Международной научно-практической конференции от 23-25 апреля 2012 года, г. Москва

Статья "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании", опубликованная в сборнике СМИ "НУМИ" материалов Международной научно-практической конференции "Инновационные проце...

Статья с Международной заочной научно - практической конеренции

"Проблемы и перспективы равития дошкольного образования в современной ситуации"...

Статья в районную газету Мартыновский вестник "Вместе весело живём!"

В статье вы можете познакомиться с жизнью нашей группы "Ромашка" в 2015-16 уч.году....

Научно-практический журнал "Приволжский научный вестник"

В статьях уделено внимание актуальной проблеме - детской агрессивности....

Статья в районную газету "Мартыновский вестник" На окне у нас растёт наш «Весенний огород».

На окне у нас растёт наш «Весенний огород». Статья в газету о деятельности ДОУ....

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

Статья "Волшебная таблетка" в журнале вестник даунсайд ап "Сделай шаг"

В статье предстален опыт взаимодействия учителя-логопеда и учителя - дефектолога с родителями имеющего ребенка  с синдромом Дауна. Описаны методы взаимодействия специалистов в работе с ребенком....