Формирование понятий и представлений о величине и форме у дошкольников с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Юдина Оксана Владимировна

Формирование понятий и представлений о величине и форме у дошкольников с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование понятий и представлений о величине и форме у дошкольников с ЗПР"

Коррекционно-развивающая работа

Методика коррекционно-развивающей работы

НОЯБРЬ

Специально организованная игра "Магазин".
Цель: учить соизмерять предметы (примеривать), понимать слова "высоко", "мало"; учить употреблять в речи слова "примерить", "померить". Показать необходимость измерения.
Материал: предметы одежды разных размеров: шапки, варежки, обувь.
Ход игры.
По желанию детей выбирают продавца, остальные дети-покупатели. Увлекшись сюжетом игры, дети могут забыть о том, что нужно примеривать свои покупки в магазине. (Педагог умышленно не напоминает).
Когда все вещи будут распроданы, педагог предлагает покупателям примерить покупки. Примеряя, многие увидят, что вещи не годятся. Педагог выясняет, велика или мала вещь, что надо было сделать в магазине, чтобы купить нужную вещь. Важно добиться ответа детей : "Прежде, чем покупать вещь, ее надо померить".

Упражнение для развития зрительного восприятия.
Задание. Ребенку показывают таблички с изображением предметов.
Инструкция: "Скажи, из каких фигур составлены эти рисунки?"
Фигуры предоставлены по степени сложности.

ДЕКАБРЬ

Формирование понятий и представлений о круге.
Эксперименты показывают, что детям легче сначала усвоить понятие "круглый", а затем "прямоугольный" и "квадратный".

Игры на называние
Я вижу то, что ты не видишь.
Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящейся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которым сидят по кругу: "Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое". Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра проводится несколько раз.
Угадай форму предмета.
Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольный и треугольный формы, две счетные палочки: короткая и длинная. Ребенок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Подвижная игра.
Дети сидят по кругу на полу и катают друг другу маленький мяч. Затем педагог дает им кубик и предлагает его также покатать. Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Педагог обсуждает с ними причину неудачи, рассказывает о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком.

Игра на систематизацию

Построим поезд.
Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Педагог предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребенок должен обязательно назвать, что он кладет: круг или многоугольник.

Закрепление материала в течение дня.
Во время игр на свежем воздухе, воспитатель чертит круг или кладет обруч, в который дети должны попасть круглым камешком или шариком.
Во время изучения правил дорожного движения воспитатель обращает внимание детей на различные формы дорожных знаков ("Осторожно, дети!", "Проезд запрещен!" и т.д.).
Во время рисования на белом листе дети изображает предметы круглой формы: чашки, тарелки, раскрашивают их красками. Гуашью рисуют картину: солнце и дома.

Знакомство с признаками: короткий - длинный

Игра на классификацию
На столе лежат сделанные из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета. Педагог раздает детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: одну длинную и одну короткую.
В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают. Какая колбаска длинная, а какая - короткая.
Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.

Игра на называние

Мы шагаем.
Дети ходят по комнате. При слове "короткий" они делают короткие шаги, а при слове "длинный" - очень длинные шаги. В эту игру можно внести дополнение. Например: дети делают (короткие) шаги на носочках. Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.

Закрепление материала в течение дня.
Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.
Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.
Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то), просит детей рассказать о своих впечатлениях.
Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Можно построить длинный и короткий поезд.

ЯНВАРЬ

Формирование понятий и представлений о треугольнике.

Игра на называние.
Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольные треугольники из картона, пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребенок ощупывает предметы, называет их и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.

Игра на систематизацию.
Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу. Все треугольники кладут в одном направлении. Если ребенок кладет треугольники неправильно, то педагог исправляет ошибку и обращает на это внимание на всех детей.

Аппликация.
Из цветной бумаги дети вырезают дом с остроконечной крышей и елку.
Наклеивают на лист белой бумаги. Воспитатель вырезает дом с круглой крышей. Дети сравнивают дома и определяют различие между круглой и треугольной формой.

Закрепление материала в течение дня.
При изготовлении поделок из плотной бумаги дети делают кораблик с парусом (парус треугольной формы).
При изучении правил дорожного движения воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает дорожные знаки (например: "Пешеходный переход", "Железнодорожный переезд" и т.д.), подчеркивая значение знаков и их форму.
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на дорожные знаки треугольной формы и на знаки, в изображении которых есть треугольники, объясняет их значение.
В свободных играх воспитатель предлагает детям использовать настольный дидактический материал: домино и лото, включающие треугольные формы.\

Упражнение для развития зрительного восприятия.
Что изменилось?
Задание. Ребенку показывают сюжетную картинку, после недолгого просмотра ребенка предлагают закрыть глаза. Когда ребенок открывает глаза, педагог показывает другую картинку.
Инструкция: "Посмотри на картинку и скажи, что изменилось?" Предлагается несколько вариантов.

ФЕВРАЛЬ

Формирование понятий и представлений о прямоугольнике и квадрате.

Игра на называние.
Какой фигуры не стало?
Педагог выбирает четыре плоскостные фигуры (круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбирают разного цвета, разной величины.

Игра на систематизацию.
На столе раскладывают блоки треугольной, круглой, прямоугольной и квадратной формы разной толщины. Дети, используя карточки с изображением треугольной и круглой формы, приготовленные ими раньше, выбирают круглые и треугольные блоки. Затем рассматривают и сравнивают друг с другом оставшиеся в наборе формы. Воспитатель обращает внимание детей на длину противоположных сторон квадратов и прямоугольников, маркируя их при помощи мела и сравнивает между собой. После чего дети ищут в групповой комнате заранее приготовленные предметы круглой, прямоугольной формы, например: книги, конверты, кубики и т.п.

Закрепление материала в течение дня.
При посещении магазина и при изготовлении поделок для игры в магазин воспитатель обращает внимание детей на различные формы и цвета товаров упаковок.
При изготовлении поделок дети делают из картона дом, вырезают окна, двери (прямоугольной и квадратной формы). Крыша оформляется треугольником.
При выпечке печенья из пластилина дети учитывают различную форму (печенье круглое, треугольное, прямоугольное, квадратное, в форме звезды и т.п.).
Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники составляют узор из мозаики различной формы и цвета.
При посещении почты дети рассматриваю конверты, открытки, марки и определяют их форму.

Консультация для родителей "Предметы, которые нас окружают".
За неделю до консультации мы поместили на групповом стенде подборку игра для развития интеллектуальных способностей детей, загадок о различных предметах. Например: "Найди различие", "Сравни предметы", "Кто наблюдательнее?" и т.д.
Цель консультации - показать значение зрительного восприятия для формирования представлений и понятий о величине и форме.
Консультация проводилась с определенной группой родителей в форме беседы. Чтобы заинтересовать родителей темой, провели специальную подготовительную работу. Родителям предлагалось выполнить домашнее задание: во время прогулок с детьми, находясь дома обращать внимание детей на величину домов во дворе, ширину тротуаров и тропинок, на толщину деревьев; находить в окружающей обстановке предметы разной формы и т.д.
Консультацию начали с показа дидактических игр, игровых приемов, которые можно использовать все детского сада. Педагоги спрашивали родителей о домашнем задании: в какой форме проходили наблюдения, что получилось, в чем были трудности. Затем педагоги отвечали на вопросы родителей, давали рекомендации.

МАРТ

Игровая ситуация: подготовка к ремонту кукольной комнаты.
Педагог вносит рулон обоев, соответствующей размерам кукольной комнаты, и говорит, что кукла Катя задумала сделать ремонт. Ей надо оклеить комнату, но она не может отмерить обои. "Давайте поможем Кате, - предлагает взрослый. - На комнату нужно восемь кусков вот такой длины (показывает полоску-мерку). Давайте посмотрим, хватит ли рулона на комнаты. Далее ребенок самостоятельно или с помощью взрослого начинает измерение: прикладывает полоску-мерку, ставит отметку и т.д. Чтобы ребенку не сбиться со счета, можно предложить откладывать каждый раз фишку, когда мерка кладется полностью.
Необходимо следить, чтобы ребенок соблюдал правила измерения: точно совмещал конец рулона и полоски-мерки вначале; далее аккуратно ставил мерку там, где находится второй конец мерки; продолжая измерение, совмещал конец мерки с меткой и ставил следующую отметку. Предположим, в рулоне мерка уложилась девять раз. "Хватит ли этих обоев для комнаты?"-спрашивает взрослый. Ребенку необходимо сопоставить два числа (получилось девять кусков, а надо для комнаты восемь: хватит, еще и останется).

АПРЕЛЬ

Знакомство с признаками: толстый - тонкий.

Игра на классификацию.
Один ребенок изображает толстого медведя ( под одежду можно положить подушку), другой ребенок - тонкого ( или в данном случае тощего) волка (все вещи на нем велики).Каждый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо.
Остальные дети отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные тонкие и толстые вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что они получили соответствующие предметы, то есть, толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т.п.

Игра на вызывание.

Определи на ощупь.
Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине и величине. Вызванный ребенок ощупывает предмет и называет его. Например: "Это толстая шерстяная нитка", "Это маленький кубик", "Это тонкий карандаш" и т.п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Игра на систематизацию.
Из строительного материала дети выбирают все толстые и все тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.

Закрепление материала в течение дня.
Во время беседы воспитатель говорит с детьми о зимней и летней одежде, о мехе животных в зимнее время.
Во время рисования дети проводят линии тонкими и толстыми грифельными карандашами и кисточками.
Во время конструктирования дети отбирают тонкие и толстые бруски и строят туннель или дом. Тонкие дощечки используются для постройки крыши.
Во время приготовления обеда дети с педагогом идут на экскурсию на кухню. Они наблюдают, как повар готовит кисель. Педагог обращает их внимание на разную консистенцию жидкости: при добавлении воды сироп становится жидким, при добавлении в него крахмала и постепенном нагревании кисель загустевает.

Упражнения для развития зрительного восприятия.
Лабиринт.
Задание. Ребенку предлагают картинку с изображением зайца и морковки.
Инструкция: "Помоги зайчику пройти к морковке по лабиринту".

Кто с кем говорит по телефону.
Задание. На картинке изображены герои сказок, которые разговаривают друг с другом по телефону, а провода запутались.
Инструкция: "Давайте узнаем, кто с кем говорит по телефону".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста

Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...

«Формирование элементарных математических представлений о величине в средней группе детей»

Дипломная работа на тему: «Формирование элементарных математических представлений о величине в средней группе детей» представлена в презентации,состоящей из 9 слайдов....

"Формирование у детей представлений о величине"

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушениями зрения....

Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерении

Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название н...

ВКР: "Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений о величине предметов у детей II-ой младшей группы".

Цель: установить влияние дидактических игр математического содержания на повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста и прочности усвоения ими математических знаний....

Семинар по ФЭМП "Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин"

Направлен на уточнение  знаний педагогов методики знакомства дошкольников с величиной...