Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха
статья по коррекционной педагогике на тему

Оксана Леонидовна Чуркина

Рекомендации родителям и пдагогам, работающими с детьми с нарушениями слуха, в том числе после кохлеарной имплантации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_na_razvitie_plavnogo_vydoha.docx142.29 КБ
Файл teatralnaya_deyatelnost.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

   Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

   Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требования детей  к себе самим.

Для тог, чтобы ребенок научился играть,  нужен целый ряд условий, наличие впечатлений  от окружающего мира, наличие игрушек, общение со взрослым, в котором игровые ситуации занимают значительное место.

Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

   Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, еще большее значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии и расширить общее представление об окружающем мире.


Бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
развитие речевого дыхания 
Взрослый  показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Взрослый  дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). 
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Взрослый  предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.развитие дыхания


Осенние листья
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.
развитие дыхания 

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
- Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

развитие дыхания 

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Бульки
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
   По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
    Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
    Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Перышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. 
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном. 
Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.



Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как условие социализации детей с нарушениями слуха, в том числе детей после кохлеарной имплантации

Творческая деятельность и развитие творческих способностей — это важное направление эмоционально-личностного развития человека и одно из основных условий его социализации в обществе.  

Творчество — это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

Самый распространенный вид детского творчества - это театральная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой.

 Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, целеустремлённости, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью способствуют формированию волевых черт характера ребёнка. Выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению его самооценки.

Театрализованную игру можно разделить  на две группы: драматизации и режиссёрские.

      В играх-драматизациях ребёнок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.  Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

        В режиссёрской игре ребёнок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения.  Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссёрской работой в том, что ребёнок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребёнком.

         В театрализованных играх с дошкольниками существует  несколько основных правил  драматизации:

  • Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
  • Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
  • Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребёнок не проиграет все роли, которые он хочет.
  • Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед её проигрыванием с детьми  обсуждается, «проговаривается» каждая роль (задаются вспомогательные вопросы).
  •  Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит её обсуждение.
  • Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создаёт определённое настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета.      
  • Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Театральная деятельность в развитии дошкольников с  нарушениями слуха, в том числе детей после КИ,  выполняет немаловажную роль. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а также учатся анализировать, делать выводы и обобщения.

 В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется эмоциональный словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Даже маленькая исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Позволяет формировать у слабослышащих дошкольников опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность: дружба, доброта, честность, смелость. Также театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка,  имеющего нарушение слуха, решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии. Дети с нарушениями слуха, в том числе и дети после КИ,  становятся раскрепощёнными, общительными. Учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Различные  инсценировки,  спектакли  имеют  большое  значение  для  развития  художественного  восприятия,  воображения,  эмоциональной  отзывчивости,  эстетического  вкуса,  а  так  же  для  формирования  интересов  у слабослышащих детей дошкольного возраста,  развития  у  них  творческой  активности.

Основными задачами театрально-игровой деятельности детей с нарушениями слуха, в том числе детей после КИ, являются:

  • расширение словарного запаса, развитие внятности речи, развитие словесной речи в устной и устно-дактильной форме, формирование  речевой деятельности как средства  общения;
  • знакомство  с содержанием художественных произведений, приобщение детей к художественной культуре;                                                                                                                                                                                                                    
  • умение выражать эмоциональное состояние, передавать особенности поведения героев литературного произведения при помощи средств театрализованной деятельности, развитие творческих способностей;
  • формирование навыков общения, совместного взаимодействия, коллективного творчества.

Театрализованная деятельность относится к современным игровым технологиям, которая  предполагает особый психологический климат и способствует социализации детей с нарушениями слуха, а также детей после КИ, в обществе взрослых и сверстников.

Литература

  1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика. / Л.В. Андреева. – М., 2005.
  2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. / Е.А. Антипина. - М., 2003.
  3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. / Т.Г. Богданова. – М., 2002.
  4. Пенин, Г.Н. Воспитание учащихся с нарушениями слуха. / Г.Н. Пенин и др. – СПб, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

Игры и упражнения для развития плавного речевого дыхания....

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц....

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц....

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха»

Родители редко задумываются о том, как важно дыхание в развитии детской речи. Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхатель...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдохаЛети, бабочка!Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Рекомендации родителям и педагогам, работающим с детьми с нарушениями слуха, в том числе после кохлеарной имплантации...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";- выдох происходит плавно, а не толчками;- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы...