НОД по развитию лексико-грамматических категорий
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Мордовская Татьяна Владимировна

НОД по развитию лексико-грамматических категорий по теме: "В мир подводный попадем, много рыб мы там найдем".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ryby.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико - грамматических категорий с детьми старшей группы по лексической теме: «В мир подводный попадем,  много рыб мы там найдём»

Цель: создание условий для активизации и актуализации словаря по теме, для формирования грамматического строя речи и развития связной речи посредством составления предложений с простыми предлогами. 

Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование понятия «аквариумные и речные рыбы». Учить находить сходства и отличия во внешнем виде рыб. Закреплять умение образовывать существительное ед.ч. в Р.п., согласовывать существительные с числительными. Продолжать учить составлять и использовать в речи простые предлоги.

Коррекционно-развивающие цели: развитие внимания, памяти, связной речи. Развитие тонкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательная цели: воспитание любознательности, интереса к миру животных, инициативности, ответственности, умения вслушиваться в речь говорящего.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда: предметные картинки с изображением аквариумных и речных рыб, картинки с изображением аквариума и реки, цветные камешки, схемы предлогов, схемы предложений с предлогами, удочки с магнитами, магнитная доска.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: дети будут самостоятельно находить сходства и различия во внешнем виде рыб, образовывать существительное ед.числа в Р.п., составлять предложения с предлогами по схемам и самостоятельно.  

Примерный план деятельности:

  1. Мотивационно-побудительный

Организационный момент.

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Лог: Дети вы любите отгадывать загадки?

Отгадайте загадку и соберите пазл-отгадку (на доске изображение рыбы, закрытое цветными квадратами, после каждой отгадки открывается часть картинки).

В воде живет –
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка.)

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)

Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка в сказку загляни!
(Рыба)

  1. Основной

Лог: Ребята, кто у нас получился? Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах.

Посмотрите и назовите, из каких частей состоит рыба?

(У рыбы есть …)

Лог: Ребята, где живут рыбы? В каких водоемах?

Рыбы, живущие в море – какие? … морские
Рыбы, живущие в реке – какие? …
Рыбы, живущие в аквариуме – какие? …

Лог: Сегодня мы будем говорить об аквариумных и речных рыбах.

 Игра «Кто где живет?» (ребенок берет картинку с изображением рыбы, называет ее и помещает на доску)

- Золотая рыбка живет в аквариуме.

- Щука живет в реке.

И т.д.

Лог: Чем отличаются аквариумные рыбы от речных?

Лог: А сейчас закройте глаза и скажите, что вы слышите? (шум воды). Сейчас мы отправимся к реке, но чтобы туда пройти, нужно распутать путаницу:

Река живет в рыбе.

Из ухи варят рыбу.

Щука поймала на удочку рыбака.

Водоросли заплыли за карася.

Червяк с удочки съел леща.

Дети проходят на ковер (на ковре имитация реки с рыбками).

Вот мы и пришли, давайте посмотрим, на рыб, живущих в реке.

Передаем рыбку и называем слова-действия.

Деление на слоги (выложить столько камней под рыбой, сколько слогов в слове)

Лог: Под какой рыбой 3 камня, 2 камня и т.д.

Физминутка 

Игра на внимание (камни, рыбы, водоросли, река)

Логопед называет слова, дети выполняют движения, соответствующие каждому слову.

Игра проводится в нарастающем темпе.

Игра «Веселый счет» с удочкой (Я поймал в реке 3 окуня).

Лог: Вернемся на свои места.

Назовите короткие слова, которые вы знаете. А помогут нам схемы.

Игра «Аквариум» (отработка предлогов)

На доске сюжетная картинка с изображением аквариума и живущих там рыб (Приложение 1).

- Куда плывет гуппи? (Гуппи плывет к кормушке)

- Где плавает золотая рыбка? (Золотая рыбка плавает в аквариуме)

- Где плывет меченосец? (Меченосец плывет за крепостью)

- Где ползет улитка? (Улитка ползет по кораллу)

- Где проплывает сомик? (Сомик проплывает под кораллом)

- Где прячется скалярия? (Скалярия прячется за водорослями)

- Где в аквариуме песок? (Песок в аквариуме на дне)

- Кто плывет над улиткой? (над улиткой плывет золотая рыбка)

Составление предложений с предлогами по схемам (Приложение 2).

  1. Рефлексивный

Если бы рыба заговорила, что она могла бы нам пожелать?

Лог: Ребята, мы с вами сегодня говорили о рыбах. Вам понравилось? Какая рыба для вас была самая запоминающаяся? Вас смело можно назвать знатоками рыбного мира. В память о сегодняшнем занятии все ребята получают наклеечки-рыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"

Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

«Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи через развитие мелкой моторики рук»

Материал для работы с детьми с ОВЗ для старшего дошкольного возраста для учителей-логопедов и педагогов компенсирующих групп....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...