Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи
статья

Минулина Татьяна Юрьевна

Материалы для  работы в группах компенсирующей направленности и с детьми ОВЗ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Виды музыкальной деятельности

        Виды музыкальной деятельности в логопедических группах традиционные - это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество.

На некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими речевыми нарушениями, хотелось бы обратить внимание коллег.

Слушание музыки

Слушание музыки  -  это самостоятельный  вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других  видов музыкальной деятельности  и  является ведущим.

Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец  или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.

Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании  личности  ребёнка.   В решении коррекционных задач слушание музыки  оказывает действенную помощь.

Большую помощь в этом могут оказать книги О.П. Радыновой «Музыкальное развитие детей»(М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997) и Г.Н. Жучковой «Волшебная сила искусства» (М.: Гном-Пресс, 1997).

Обратите внимание на следующие моменты:

Чрезвычайно важно развивать музыкальное восприятие у детей с нарушением речи для развития внимания и памяти;

После или во время прослушивания музыки детям можно позволить подвигаться, передавая свои эмоции в пластических композициях, поговорить о музыке, вызывая у детей желание высказываться. Всё это будет способствовать нарастающему желанию познать музыку, проснётся интерес к музыке в целом.

 «Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием» (О. Радынова).

При выборе музыкального материала следует ориентироваться на интерес детей.

Музыкальное восприятие лучше будет развиваться у детей тогда, когда вы будите использовать дополнительно другие виды искусства: живопись, поэзию, литературу.

Здесь уместны тематические занятия , комплексные и интегрированные.Для более полного и глубокого восприятия нужно использовать иллюстрации, литературные произведения.

Дети очень любят рисовать музыку. Здесь можно рисовать предметы музыкального образа, настроение, созданное музыкой, передавая цветовую гамму и оформляя графически.

Сыграть музыкальное произведения на детских шумовых инструментах, подвигаться, изобразить через дирижирование мелодического рисунка принесёт много пользы и удовольствия детям.

Исполнительство

Несколько слов о специфике такого вида исполнительской музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах.

Многие музыкальные руководители, например НА Метлов и Л.И. Михайлова, большое внимание уделяли обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности. Вопросы обучения игре на детских музыкальных инструментах не раз освещались в специальной литературе (см.: «Методика музыкального воспитания» / Под ред. НА Метлова. - М.: Учпедгиз, 1939; «Методика музыкального воспитания» / Под ред. НА Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1976; Бублей СП. «Детский оркестр». - Л.: Музыка, 1983; Кононова Н.П. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. - М.: Просвещение, 1990). В «Методике музыкального воспитания»под редакцией НА Ветлугиной дана подробнейшая классификация музыкальных инструментов и музыкальных игрушек, которые используются в работе с детьми.

А как обстоит дело с этим видом музыкальной деятельности в логопедических группах? Учим ли мы детей с речевыми нарушениями игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре? Да! Но для нас это не самоцель, а скорее средство решения коррекционных задач, к которым относятся следующие.

• Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.

• Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, вертушка, металлофон, маракасы и т.д.

• Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, пианино озвученных и беззвучных, металлофонах, колокольчиках и т.д.

• Развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки) в индивидуальных занятиях с музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем.

• Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй, как я», «Музыкальное лото».

• Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на неозвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).

• Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с ОНР, с заиканием наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений. В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на музыкальных инструментах.

В индивидуальной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями, могут быть задействованы любые детские музыкальные инструменты; но на практике они используются довольно редко из-за большой загруженности детей речевых групп, нехватки времени для индивидуальной работы, а также из-за довольно больших усилий со стороны как детей, так и педагогов, которые требуются для обучения игре на этих инструментах. Чаще используются металлофоны и ударно-шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты: бубны, колотушки, погремушки, кастаньеты, трещотки, тарелки, треугольники, барабаны, ложки, колокольчики, румбы.

На этих инструментах с детьми логопедической группы можно сыграть в ансамбле или в оркестре несложные музыкальные произведения, народные мелодии, что целесообразно сопровождать игрой самого музыкального руководителя на фортепиано, аккордеоне, баяне или фонограммой. Это удобно, так как позволяет музыкальному руководителю дирижировать детским оркестром.

Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей и в обычных детских садах, и в логопедических. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы, когда большое внимание уделяется развитию слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков, полезно использовать музыкально-дидактические игры «На каком инструменте играю?» или «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки» (см.: «Музыка в детском саду» / Под ред. НА. Ветлугиной. -М.: Музыка, 1965. С. 63 - можно использовать только запев - такты 1 -8), отхлопывание ритмического рисунка на виду и за ширмой и т.д. В игре «На каком инструменте играю?» используются два-три набора одинаковых музыкальных инструментов, один из них находится за ширмой, на нем играет взрослый. Ребенок может не называть инструмент, а только сыграть на нем (в усложненном варианте вызывают двух детей, каждый подходит к набору инструментов и выбирает нужный). Остальные определяют, правильно ли выполнено задание с помощью флажков (например, красный - правильно, желтый - неправильно) или аплодисментов за точное исполнение.

На втором этапе работы по развитию фонетико-фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы (воспринимать не фонемы, а слово целиком), слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки, например, «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И. Арсеева, «Медведь» М. Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой.

На последующих этапах работы при обучении дифференциации фонем музыкальные руководители могут включить в работу на музыкальных или логоритмических занятиях попевку «Бубенчики» Е. Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения, соответствующие данному образу: «Между музыкальным и фонематическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к фонемам» (НА.Чевелева).

Значение музыкально-дидактических игр в логопедических группах не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха.

Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.

В работе над пением большое внимание необходимо уделять упражнениям по формированию певческих навыков: чистоте интонирования, дыханию, дикции, правильному звукообразованию.

При этом надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание в начале фразы, удерживали его до конца фразы, «не разрывали» слово во время исполнения, активно работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков. Музыкальному руководителю следует обращать особое внимание на подвижность нижней челюсти при открывании детьми рта, на произношение твердых окончаний слов. Здесь могут помочь разнообразные методические приемы.

Работая над дикцией надо проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Такие упражнения позволяют  детям следить за правильным положением губ и лучше запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Помогает и показ взрослых, а особенно - показ теми детьми, кто уже научился это делать.

Работая над дыханием нужно следить за показом  педагога или жестами, помогающими вовремя взять дыхание. Предложите  детям  с жестами и мимикой  «понюхать цветок»  и сразу начать петь. Чтобы дети «не рвали» слово, подойдет сравнительный показ педагогом неправильного и правильного исполнения, а затем упражнение детей в правильном исполнении. Для развития дыхания полезно также пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов (например, да, та, ля), фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным (например:«Я иду гулять в лесок»). Такие упражнения желательно сопровождать движением рук сверху вниз. Мы с детьми иногда на занятиях пропеваем, начиная с верхнего до и заканчивая нижним до, мое имя «На-та-лья-А-фа-на-сьев-на», сопровождая пение движением рук сверху вниз, а иногда дети поочередно пропевают свое имя. При этом идет работа и над дыханием, и над дикцией. Необходимо следить за осанкой детей во время пения. «Прямосидение» и «прямостояние» способствуют не только воспитанию правильного дыхания, но и тренировке внимания, развитию волевых черт характера.

Много внимания, усилий со стороны педагога и детей требует работа над развитием чистоты интонирования. Здесь можно выделить два направления. Во-первых, надо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а во-вторых - правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. В этом случае хорошо использовать ряд приемов.

• Проигрывание мелодии (типа «Мелодия», «Три-ола» и т.д.) на фортепиано, духовых инструментах, металлофоне, чтобы дети лучше ее запомнили.

• Пропевание мелодии педагогом, чисто поющими детьми с сопровождением или без него. Пение а капелла в медленном темпе особенно полезно детям с речевыми нарушениями.

• Отгадывание песни по мелодии, спетой или сыгранной педагогом.

• Упражнение в подстраивании голоса к данному звуку: нажать клавишу на фортепиано, пропеть данный звук, подстраивая свой голос к звучанию инструмента; предложить то же самое сделать некоторым детям, затем спеть вместе с детьми, которые справились с заданием, и предложить всем послушать, как это получается.

Полезно использовать игровой материал для стимулирования чистого интонирования звука.

• Если в группе есть чисто поющие дети, можно загадать музыкальную загадку, т.е. угадать мелодию одной из знакомых всем детям песен.

• Напевание на ушко детям, которые плохо справляются с подстройкой голоса, пропевание вместе с ними фразы и поглаживание их, если дети стараются и у них появляются хотя бы небольшие достижения. Некоторые педагоги используют поглаживание кистей рук ребенка во время пения. Это помогает в работе с «гудошниками» (детьми, которые не поют, а гудят, как бы проговаривая песню на одном-двух низких звуках), а их довольно много в группах детей с патологией речи, тем более среди мальчиков, которых в речевых группах большинство.

Один из действенных приёмов координации слуха и голоса: закрыть ладошкой одно ухо, тогда другим слышно себя и других.

В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, я обратила внимание на эффективность следующих упражнений, распевок, заданий.

• Пропевание педагогом имени ребенка, состоящего из трех слогов («Ма-шень-ка»), пропевание ребенком короткой фразы на ту же мелодию («Я-и-ду»). Это же упражнение можно выполнить по-другому: педагог: «Ма-ша» (интервал: терция, кварта, квинта сверху - вниз, снизу-вверх в зависимости от возможностей ребенка); ребенок: «Я здесь» (повторяя тот же интервал).

• Проговаривание слов здравствуйте, до свидания с разной интонацией, с разной мимикой.

• Пропевание этих слов педагогом, повторение той же мелодии отдельными детьми или хором.

• Сыграем мелодию на дудочке, фортепиано, барабане, скрипке, колокольчике, т.е. пропевание заданной педагогом несложной мелодии на слог «ду», «ля», «та», сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук

• «Лесенка», «Гармошка», «Качели», «Высокая лестница», «Бубенчики», муз. Е. Тиличеевой из сборника «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной (М.: Музыка, 1988).

• «Гуси», «Баю-баю», «Конь», «Самолет», муз. Е. Тиличеевой из ее сборника «Маленькие песенки» (М.: Музыка, 1964).

Выученные распевки можно сопровождать движениями. Например, в распевке «Самолет» на слова «Самолет летит, самолет гудит» дети поют и «вращают штурвал» или «покачивают крыльями»; на звук «У-у-у» поднимают снизу вверх правую руку, а на слова «Я лечу в Москву» - левую руку, как бы иллюстрируя подъем самолетов с аэродрома в небо.

Требования к подбору песен для детей с нарушением речи

При выборе песен для разучивания с детьми логопедических групп желательно обратить внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики.

•Доступное содержание.

•Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, но много гласных звуков.

•Несложная, запоминающаяся мелодия, желательно с повторами, с ясной ладовой основой, без больших скачков (особенно в первой половине учебного года).

•Нисходящая мелодия песен. Она более удобна: дыхание в начале пения более сильное, качество звучания голоса будет лучше.

•Фразы не очень длинные, особенно в начале обучающего периода. Постепенный переход от более коротких фраз к более длинным формирует постепенный выдох, правильное дыхание и правильное произношение.

•Темп песен медленный или средний, постепенно переходящий в более быстрый и отрывистый, требующий большой подвижности периферических отделов речевого аппарата.

•Несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь украшает и поддерживает ее.

•Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное произношение звуков, способствующая развитию внимания и памяти или выработке правильного дыхания и т.д.

•Разноплановость песен по характеру исполнения и содержанию. Включение в репертуар песен, приуроченных не только к праздничным датам, но и народных, тематических, шуточных, игровых, позволяющих использовать хоровое и сольное пение, пение с движением, детское творчество.

Качество исполнения песни зависит не только от ее правильного выбора, но и от методики разучивания. Вначале педагог выразительно исполняет песню: от этого зависит впечатление, которое она произведет на ребенка. Затем рассказывает о ее характере, содержании, объясняет значение трудных слов и выражений. Можно предложить высказаться детям о характере прослушанной песни с целью проверки их знаний или активизации внимания, памяти, мыслительных операций, развития связной речи (это возможно во второй половине учебного года в старших группах с ФФН или заиканием). Затем песня исполняется повторно для закрепления первоначальных впечатлений от нее и представлений о ее мелодии и содержании.

На последующих этапах разучивания педагог задает вопросы детям, чтобы проверить, правильно ли они поняли содержание песни и значение некоторых слов и выражений. Старается привлечь внимание детей к мелодии песни в целом или отдельным мелодическим оборотам. Показывает, как можно пропеть то или иное место. Предлагает повторить чистопоющему ребенку, затем подгруппе или всем детям. Во время разучивания песни петь желательно более медленно, чтобы дети успевали следить и за показом педагога, и за высотой звука, и за своей артикуляцией. Педагог помогает детям мимикой, жестом.

Если в песне встречаются трудные мелодические обороты или скачки, желательно их проработать отдельно в виде распевок до разучивания песни или в период разучивания.

Если в песне есть запев и припев, то легче начать с припева: текст повторяется в каждом куплете, и детям его легче запомнить.

Чтобы детям было легче запомнить мелодию, полезно использовать пение а капелла или пропевание мелодии без слов, по фразам или предложениям по показу или после показа педагога.

Время разучивания песни зависит от ее сложности, объема певческих навыков, памяти детей и умения педагога.

Для активизации процесса запоминания можно использовать иллюстрации, картинки, инсценировать песню, если позволяет ее содержание, или включить соответствующие движения. Можно использовать игрушки или игровые приемы. Иногда более быстрому запоминанию песни помогают указания педагога детям («Эта песня легкая, вы ее должны быстро запомнить»), вопросы («Как начинается первый куплет? О чем поется во втором? Какой куплет тебе нравится больше всего?»), соревнования детей («Кто быстрее запомнит? Кто лучше споет?»), показ чистопоющих  детей, словесные поощрения тех, кто очень постарался, кто хорошо запомнил всю песню или ее часть.

Можно играть с детьми в «Подсказку»: педагог поет песню с остановками и ждет, когда дети подскажут слово, которое он «забыл». Или педагог предлагает отгадать по его губам слово, которое они забыли. На последующих этапах разучивания важно обращать внимание на то, чтобы дети без опоздания, вовремя начинали каждый куплет. Это часто вызывает затруднения у детей с нарушениями речи из-за недостаточной концентрации произвольного внимания, слаборазвитой памяти. Для этого педагогу следует играть вступление и запев песни в одном темпе, приучая детей вовремя вступать и петь в заданном темпе. Если большинство детей в группе не справляются, то темп всей песни, начиная со вступления, надо замедлить.

В течение всего периода разучивания педагог обращает внимание на выразительность исполнения. Во время исполнения песни желательно учитывать не только особенности песни (например, трудный запев и более легкий припев или начало куплета, построенное на более высоких звуках, чем конец), но и вокальные возможности детей. Ведь дети в группах очень разные. Поэтому песню можно спеть с запевалами (лучше, чтобы не один ребенок запевал, а два-три.Это придает им уверенность), можно включить сольное исполнение какого-то отрывка, можно петь по подгруппам в зависимости от диапазона голосов. Варианты исполнения могут быть разными, но при этом надо помнить: выученная песня должна звучать красиво, доставлять детям удовольствие.

В течение всего учебного года дети в логопедических группах разучивают несколько песен, но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило, надо время от времени их повторять. Можно устроить концерт для кукол или для детей другой группы, можно провести «Угадай-ку», когда педагог загадывает знакомые песни по мелодии или по ритму, а дети отгадывают и повторяют эти песни в разных вариантах. Если кто-либо из детей может чисто спеть мелодию или правильно отхлопать ритмический рисунок, целесообразно предложить ему самостоятельно или с помощью педагога загадать одну из знакомых песен. Можно поиграть в музыкально-дидактические игры «Музыкальный телефон», «Волшебный кубик», которые помогают вспомнить знакомые песни, ориентируясь на картинки. Можно на музыкальном занятии повторить знакомую песню, используя пение «цепочкой». Этот прием позволяет не только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, дикцию, звукопроизношение каждого ребенка. Повторение песен вместе с воспитателем, использование их в повседневной жизни, на занятиях также способствуют закреплению их в памяти детей. А уж если ребенок поет дома или включает исполнение знакомых песен в самостоятельную музыкальную или игровую деятельность, то значит, песни ему очень понравились, и он их запомнит надолго.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ МУЗЫКОЙ И ПЕНИЕМ

музыкальный руководитель Минулина Татьяна Юрьевна

Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с развитием словаря и грамматического строя речи ребёнка. Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи, которая зависит от дикции и от интонации. Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированным функционированием органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов. Речевые навыки складываются и формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, нёбная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Все эти комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.

Каким же образом музыкальные занятия влияют на развитие речи дошкольников?

Перечислим кратко качества, равно важные и для музыкального исполнения, и для развития детской речи; уточним возможности педагогического влияния на их формирование. И для музицирования, и для выразительной декламации необходимо развитие определённых способностей: фонематического слуха, ритмического чувства, интонации и артикуляции, лексического запаса.

Речевой, или фонематический слух (умение различать звуки речи в их последовательности в словах) и умение дифференцировать фонемы (звуки речи любого языка, являющиеся смыслоразличителями слов) – важнейшие качества развивающейся речи. Фонематический слух успешно развивается на музыкальных занятиях благодаря чередованию учебных ситуаций. Педагогические установки внимательного вслушивания в звучащую музыкальную ткань, а также постепенно формируемые привычки к точному по высоте и качеству звукообразованию – безусловно, влияют положительно на развитие слухового анализатора ребёнка.

На развитие чувства ритма влияют все формы работы на музыкальном  занятии: от песенок и ритмических движений – до танцевальных композиций и скороговорок. В младших группах ритмы песенок самые простые: с чередованием четвертных и восьмых длительностей. В средней и старшей группах появляются песенки с более сложным, т.н. пунктирным ритмом, а также распевы на одной гласной фонеме различных по длительности звуков. Таким образом, ритмическое чувство, как и другие музыкальные способности, формируется поэтапно.

Интонационные способности развиваются на каждом занятии музыкой при пении и вслушивании в звучащие произведения.

Проводя систематические, последовательные занятия пением и музицированием, мы не только направляем внимание детей на звуковую сторону языка, воспитываем активность фонематического восприятия. Эти занятия также помогают воспитанникам овладеть правильной дикцией, артикуляцией звуков, вырабатывают кинестетические ощущения (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). И.П.Павлов, например, считал, что кинестетические раздражения органов речи составляют основной компонент второй сигнальной системы.

Добиваясь ясного произношения, пропевания гласных и наиболее простых по артикуляции согласных, мы создаём у детей базу для появления звуков, более сложных по артикуляции. Особую роль в этих занятиях играют занимательные тексты песен, распевок, скороговорок и чистоговорок, специальных упражнений.

Для правильного произношения многих звуков должна быть сформирована длительная, целенаправленная акустическая воздушная струя. – Данное умение неизбежно формируется благодаря самой природе певческого интонирования.

В работе по увеличению словарного запаса, лексики речи ребёнка – так же, как и на всех других направлениях воспитательной деятельности, важны педагогические принципы доступности, постепенности, системности и последовательности.

Необходимую помощь в формировании речи дошкольника оказывают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Широкую известность получили научные публикации, показывающие, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Поэтому пальчиковые игры – с музыкальным сопровождением или без него – занимают определённое место на музыкальных занятиях.

Как важный воспитательный приём, на занятиях музыкой используется игра: в игровых ситуациях дети проявляют наибольшую активность, легче входят в контакт, охотно откликаются на предложение участвовать в учебной ситуации.

В заключение согласимся с возросшей актуальностью здоровьесберегающих педагогических технологий. Всем известно, что детские голоса очень слабые, крепнут медленно. Физиологически голосовые связки начинают закладываться только на шестом году жизни и продолжают формироваться до 12 лет. Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения.

Дошкольники могут петь только тихонько и недолго, потому что их голос быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3–4 куплета с диапазоном даже 6–7 звуков реально бывает возможным только в старшем дошкольном возрасте. Необходимо правильно и естественно развивать детские певческие возможности, позволяя им активно пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом.

При неправильном, формально–потребительском подходе к детскому пению, при требовании петь всё громче и громче – у детей закрепляется привычка перекрикивать друг друга форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух. Специалисты-фониатры предостерегают: неумеренная форсировка детского голоса может вести к дисфонии (полной потере голоса).

Ещё раз подчеркну, что формирование певческих навыков и развитие музыкального слуха – очень тонкий, трудный и деликатный процесс, напрямую влияющий на развитие речи дошкольника.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи...

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Консультация для педагогов в ДОУ...

Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"

quot;Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"...

Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"

Предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей логопедических групп...

Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"...