Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Хомина Галина Васильевна

Программа "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalno.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ»

Пояснительная записка

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и пациентом. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор".

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

       - улучшению эмоционального состояния;

       - снижению беспокойства и агрессивности;

       - снятию нервного возбуждения и тревожности;

       - нормализации сна;

       - активизации мозговой деятельности.

Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимой проблемой для детей старшего дошкольного возраста. Так, повышенная тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера проявляются в таких трудностях, как страхи за ответы перед взрослым, тревожные переживания неспешности, повышенная нервно-психическая нагрузка в условиях напряженной  учебно-воспитательной программы, отражающаяся в нарушениях астенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторных нарушениях типа тиков, расторможенности и др.)  Для преодаления вышеперечисленных проблем встает необходимость в обучении детей навыкам психомышечной саморегуляции.

Психомышечная релаксация (аутотренинг) - специальный метод самостоятельного воздействия на свой организм, создающий снятие стресса путем глубокого мышечного расслабления, изменения функционального состояния нервной системы.

К достоинствам этого метода относятся:

  - простота в обучении

- научная обоснованность;

 - глубокий и стойкий эффект при внешней поверхностности уровня психологической проработки;

 - возможность самостоятельной домашней работы (с родителями);

 - одновременное достижение обучения и отдыха в процессе занятий;

  - возможность работы в группе;

 - возможность использования базового навыка релаксации для многих целей: организация отдыха, лучший контроль импульсивности психопрофилактика вегето-сосудистой дистонии и психосоматических расстройств. Использование при аутотренинге целевых формул позволяет ускорить и укрепить процесс самовоспитания полезных привычек и черт.

В целом, преимущества объединения обучения психомышечной саморегуляции с условиями сенсорной комнаты можно определить следующим образом:

 - сенсорная комната своей изолированностью, необычностью обстановки естественным образом создает соответствующий настрой релаксации, ухода от стрессирующих стимулов внешнего мира;

 - использование специальных матов, подушек и сухого бассейна позволяют значительно легче, чем кресла или кушетки создать положение тела, удобное для обучения произвольной релаксации;

 - оптические эффекты сенсорной комнаты позволяют переключать внимание обучающихся, уводя его от фрустрирующих тем;

- свето-звуко-тактильная стимуляция в сенсорной комнате легко может быть ассоциирована с природными релаксирующими объектами, что усиливает глубину релаксации.

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:                                                                                                                             - профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
-  создание положительного эмоционального состояния;
-  формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
-  облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
-  формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
-  развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
-  развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Количественный состав группы: до 6 человек или индивидуально.

Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

Метод работы: релаксация.

Методики работы:

1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Структура занятия: 

1. Ритуал приветствия.
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
3. Входящая диагностика (тест Люшера; наблюдение; беседа).
4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
6. Выходящая диагностика (тест Люшера; наблюдение, беседа).
7. Ритуал прощания.

Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).
2. Наличие знаний и опыта работы с учащимися начальной школы.
3. Доброжелательность, открытость.

Оценка эффективности работы: 

эффективность сенсорной комнаты отслеживается по данным входящей и выходящей психодиагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников по результатам наблюдений педагога-психолога за детьми.

Предполагаемый результат: 

приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, агрессивности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе.

                       

Игры и упражнения

«Спонтанный танец»

Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.
Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.

«У водопада»

Выполняется при использовании фонтанов. 

Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.
Дети полукругом размещаются у фонтанов, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.

«В лесу у ручья»

Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.
Для этого упражнения также используются фонтаны. Упражнение проводится аналогично представленному выше.

«На космическом корабле»

Выполняется с использованием панно «Звездный дождь»

Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.
Детям предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Ведется разговор о том, что же дети смогли увидеть.

«Мои эмоции»

Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции.
Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают эмоцию, которая ребенку на данный момент близка, а остальные дети отгадывают и называют ее. Далее ведется обсуждение, почему люди испытывают те или иные эмоции.

«Кривые зеркала»

Цель: создание положительного эмоционального состояния.
Детям предлагается представить себя в комнате смеха.
Кривые зеркала помогают разрядить отрицательные эмоции и зарядиться положительными, непроизвольная двигательная активность помогает снять мышечное напряжение.

«На Северный полюс»

Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Дети удобно располагаются в креслах-пуфиках и закрывают глаза.
Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет на Северный полюс, где смогут полюбоваться северным сиянием. Включается прибор динамической заливки, дети открывают глазки и любуются переливами цветов; идет обсуждение.

«Мысленная картина»

Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, звездного панно.

Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти.
Детей просят посмотреть на звездное панно (воздушно-пузырьковую колонну), закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. Обсуждение: удалось ли удержать в памяти увиденное с закрытыми глазами?.

«Звездочеты»

Для игры используется звездное панно.

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.
Детей просят зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом панно.

«Золотая рыбка»

Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.
Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

«Что я чувствую, когда слушаю музыку»

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.
Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

«Солнечные зайчики»

Цель игры: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.
Включается зеркальный шар (дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Два ребенка выбирают себе цвета, затем включается музыка; пока она звучит, дети ходят только по своим «зайчикам», когда музыка закончится, в игру вступают другие участники. Ходить надо аккуратно, не толкая друг друга. Это двигательное занятие способствует непроизвольному мышечному расслаблению, снижению напряжения.
Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.
Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В статье рассматривается игротерапия как метод психокоррекции, возможность использования этого метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты. Автор представляет о...

программа педагога-психолога "Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста"

для работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы...

«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста элементами песочной терапии»

Интенсивное изменение окружающего мира диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению проблемы нарушения эмоционально-волевой сферы. Одним из таких методов яв...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»

Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Розовые очки»

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.  Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализ...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

«Совместные игровые упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и родителей в домашних условиях»

Методическая разработка на тему: «Совместные игровые упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и родителей в домашних усл...