Диагностика мелкой моторики у дошкольников
консультация по коррекционной педагогике на тему

Иванова Елена Владимировна

В материале представлены и описаны основные методы диагностики развития мелкой моторики у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_melkoy_motoriki_u_detey2.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1015»

Диагностика

развития мелкой моторики

 у дошкольников

Подготовила:

Учитель-дефектолог Иванова Е.В.

Москва, 2017

Диагностика  развития  мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.


Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу: 

  • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – «O-KEY»
  • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик» 
  • 2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Задание №2
Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: 

  • с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»
  • открыть глаза - повтор движений. 

Задание №3
Перенос позы с выключением зрительного анализатора: 

  • Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»). 

Оценка результатов с точки зрения психологии.
1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) 

Оценка: нарушение  кинестетического  праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 


2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. 

Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.

3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. 

Оценка: односторонняя пространственная агнозия. 

4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. 

Оценка: инертность движений (лобные доли). 

5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка: нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем.

( + ) -  0 баллов  – ребенок не справился с заданием.

( - ) -  0,5 баллов  - ребенок справился с помощью взрослого.

( =) – 1 балл – ребенок справился с заданием.

                 

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны. 
                                       

Задания для детей  3 - 4 лет

1.  Пальчик с носиком здороваются. 
После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки:

а) кончика носа;

б) мочки левого уха. 
Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод.   Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

 

2.  Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

 на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. 

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод.   Нормой считается правильность и время выполнения: для  ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

 

3.  Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4.  Давай поздороваемся  (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). 
Взрослый предлагает ребенку протянуть:

а) левую руку для приветствия – «поздороваемся»

6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод.   Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик). 

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  • Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  • Катание шарика.

Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   -  балла и ниже – низкий уровень; 
2 - 2,5 баллов – средний уровень;
3 - 4 баллов – высокий уровень;

 

2 балла и ниже (низкий уровень) 

У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) 

У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.


3-4 балла (высокий уровень) 

У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

 

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом  A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий  сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

Диагностика развития мелкой  моторики детей 5-7лет.

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга».

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие графических навыков

Срисовывание

Образца

Штриховка

Графический диктант

Тест Керна Йерасика

1.

2.

3.

4.

5.

Рекомендуемые задания для диагностики:

1. Развитие мелкой моторики

  • Упражнения «Кольцо», «Зайчик» - пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу);
  • «Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера (оценивается быстрота, создание рисунка);
  • Завязывание шнурков разной величины;
  • Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

2.Ориентировка в пространстве

  • Зрительные, слуховые диктанты;
  • Д/И «Найди, где спрятано?».

3.Срисовывание образца

  • задания на листе бумаги в клетку, в линейку;
  • дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение).

4.Штриховка

  • выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

  • Задание по типу «Продолжи узор»;
  • Графический диктант Д.Б.Эльконина.

6. Тест Керна Йирасика 

  • Срисовывание фразы «Он ел суп»;
  • Срисовывание группы точек;
  • Рисование фигуры человека.

При оценке рисунка человека учитывается:

  • наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
  • наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
  • способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

  • Вырезание силуэта предмета
  • Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга»

(На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень - задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям – 60 - 80 баллов

Средний уровень - есть 2 - 4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал - задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

  • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
  • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
  • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
  • Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
  • Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
  • Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  • Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  • Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
  • Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы

У детей ведущая рука формируется к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика мелкой моторики дошкольников

Диагностика мелкой моторики дошкольников (по Н. В. Нищевой)...

Диагностика мелкой моторики. Предшкольная пора.

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка. Тестовыезадания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И ...

Диагностика мелкой моторики у дошкольников

Одним из факторов для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики....

Диагностика мелкой моторики

        Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка....

Тесты для диагностики мелкой моторики рук

Тестовые задания для диагностики состояния моторики пальцев рук...

Диагностика мелкой моторики

Вашему вниманию предлагается диагностический инструментарий для определения уровня развити мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Диагностика мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Методики исследования состояния мелкой моторики (графо-моторных навыков) у детей старшего дошкольного возраста...