Использование игрового комплекта «Дары Фребеля» в процессе профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике

Малардырова Лидия Николаевна

В своей работе я часто использую игровой набор "Дары Фребеля. Для профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи я подобрала развивающие игры и задания с использованием игрового набора, которые описала в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_malardyrova_ln.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игрового комплекта «Дары Фребеля» в процессе профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В последнее время отмечается неуклонный рост детей с речевыми нарушениями.

Особое место среди речевых нарушений занимает общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Речь ребенка с общим недоразвитием речи аграмматична и недостаточно оформлена, малопонятна. Им присуще отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у этих детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них снижена вербальная память, отмечается недостаточная устойчивость внимания, отстают в развитии словесно-логического мышления.

Наряду с общей соматической ослабленностью им свойственно и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. У детей с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики, дети испытывают трудности в заданиях на пространственно-временные параметры.

Все эти разнообразные речевые, сенсорные и двигательные нарушения без целенаправленной комплексной помощи в будущем могут вызвать нарушение процесса овладения письмом - дисграфию.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Трудности в овладении письмом у детей с общим недоразвитием речи обусловлены тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы, недостаточности оптико-пространственных представлений наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке.

В зависимости от того, какие именно из предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, акустическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

В целях ранней помощи и профилактики дисграфических нарушений у детей с нарушением речи в старшей логопедической группе была проведена диагностика состояния устной речи. В его основу была положена тестовая методика диагностики речи дошкольников Т.А. Фотековой и Р.И. Лалаевой. В обследовании участвовало 20 детей в возрасте 5 лет. У всех детей выявлено общее недоразвитие речи различного уровня.

Анализ результатов диагностики позволил определить наличие предпосылок возникновения у детей смешанного вида дисграфии. С учетом результатов диагностики, при составлении плана работы по профилактике дисграфии, нами были определены следующие направления логопедической работы:

  1. Развитие фонематического восприятия и коррекция звукопроизношения.
  2. Развитие языкового анализа и синтеза.
  3. Развитие лексико-грамматического строя речи.
  4. Развитие зрительно-пространственных функций.

Важным моментом профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи становится выбор методов обучения. Одним из самых эффективных методов является дидактическая игра.

Общепризнано, что игра – ключевой фактор в развитии ребенка. Игровая деятельность имеет большое значение в формировании познавательных процессов. В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речь и воображение; совершенствуются исследовательские навыки, формируется связь между образом, словом и его значением, расширяются творческие способности. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Фребель.  И для того, чтобы удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание и при этом обеспечить коррекционную работу и всестороннее развитие, в своей работе мы использовали комплект игрового набора «Дары Фребеля».  

           "Дары Фребеля" (нем. Frobelsche Gaben) - дидактический материал для детей дошкольного возраста, разработанный в XIX в. Ф. Фребелем. В комплект входят 14 модулей (деревянных ящичков с номерами). Все предметы модулей выполнены из экологически чистых материалов, дерева и шерсти. Они эстетичны и легко применимы детьми. В комплект игрового набора входят цветные деревянные шарики, палочки, кольца и полукольца, шерстяные шарики, кубики, кирпичики, арки, шнурки для нанизывания.

Наборы «Дары Фребеля» соответствуют ФГОС ДО и охватывают несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 

Изучив литературу, мы подобрали развивающие игры и задания с использованием игрового набора «Дары Фребеля» по направлениям логопедического воздействия по профилактике дисграфии.  

                                                    Развитие фонематического восприятия

и звукопроизношения.

Цели: сформировать и развивать фонематический анализ, синтез с опорой на вспомогательные средства и действия, коррекция звукопроизношения.

«Гусеница» 

Ребенок должен назвать слово с заданным звуком, нанизывая бусину на шнурок. Усложнение: взять бусины только определенного цвета или формы.

«Бусы для мамы»

Ребенок проговаривает за взрослым слова со звуком С, если правильно произнес слово - нанизывает бусину на шнурок (можно на любой звук).

«Зашифрованное слово»

Взрослый выкладывает из цветных фишек-бусинок графическую схему слова. Ребенок должен отобрать картинки, названия которых соответствуют данной схеме.

«Звуки спрятались»

Взрослый нанизывает бусины на шнурок в виде графической схемы слова и называет слово. Ребенок должен определить место звука в слове и указать на соответствующую фишку-бусину.

 «Вертушка»

Ребенок закручивает или раскручивает шарик, и пока он крутится, произносит звук «Р-Р-Р» (можно любой автоматизируемый звук).

«Звучащий мяч»

Взрослый называет звуки, если гласный звук- ребенок подкидывает вверх красный мячик, мягкий согласный- зеленый, твердый согласный- синий.  

«Собери словечко»

 Ребенку предлагается выполнить звуковой анализ предложенного слова.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Цели: сформировать и развивать умения определять количество, последовательность и место слогов в слове, слов в предложении

«Дорожки»

Ребенку предлагается сосчитать слоги в словах (по картинкам) и выложить нужное количество палочек. Какое слово самое длинное? Короткое?

«Лесенка»

Ребенок строит лесенку, если услышит длинное слово - ставит длинную палочку, короткое- короткую палочку.

«Солнышко»

Ребенок повторяет слова за взрослым, определяет количество слогов в слове и должен выложить лучи солнышка из палочек по количеству.

«Сочинители»

Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку и предлагает ребенку составить предложение, затем выложить графическую схему слова из палочек, колец и т.д.

                                     Развитие лексико-грамматического строя речи.

Цели: сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Уточнение и обогащение словаря.

«Волшебный мешочек» 
Ребенок достает мяч из мешочка, называет цвет и составляет словосочетания. Например: «Красный помидор, синий мяч».

«Ассоциации»
Цветные шарики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек.) Детям предлагается перекидывать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например, «Я хочу подарить тебе зеленую травку. Я хочу подарить тебе желтый лимон». Взрослый сам предлагает словесную инструкцию.
«Угадай фрукт»

Взрослый: Угадай какие фрукты растут на дереве? (желтый мячик- лимон, красный – яблоко).

 «Подбери признаки к словам»

Дети, подбирая слова – признаки к предметам, выкладывают фигуры или нанизывают на веревочку. Например, «Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.

«Кто больше слов скажет»

Дети, называя слова – действия к предметам, выкладывают фигурки или нанизывают на веревочку.

«Подбери родственников»

Дети называют родственные слова и нанизывают по одной фигурке на шнурки.  
«Сделай наоборот»
Взрослый называет словосочетание из существительного и прилагательного, дети должны

сказать наоборот и выложить соответствующие фигуры, палочки. (высокая гора- низкая горка; большой дом- маленький домик, длинная река- короткая река, прямая дорога- кривая дорога)

«Сосчитай сколько красных шаров»
Дети выкладывают перед собой цветные фигурки и называют. Например, «У меня три красных шарика. У меня один зеленый квадрат».
 «Один - много»
 Дети выкладывают перед собой по одному и несколько цветных фишек и называют: « У

меня много морошек. У меня пять слив и тд.».
«Большой - маленький» 

Дети строят дом для великана и домика для гномика, мебели для них и называют их. 

                               Развитие зрительно-пространственных функций.

Цели: развивать зрительное восприятие, формировать и развивать пространственные представления, зрительный анализ и синтез.  

«Художник»

Детям предлагается сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).

«Узоры»

Взрослый предлагает нарисовать узор, ребенок положить кружок, справа от него куб, слева от куба треугольник.

 «Маятник»

Взрослый держит мячик за веревочку и показывает ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. 

«Цветные камешки»

Взрослый: «Выложите три желтые камешки в правом верхнем углу?» и тд. Когда все камешки будут выложены, проверяют: «Сколько камешков расположил в правом верхнем углу?» И тд.

 «Выложи букву» 

Детям предлагается сложить буквы из фигур, палочек. Также, можно предложить дополнить недостающий элемент буквы или фигуры.

           Таким образом, систематическая и поэтапная работа по данным направлениям профилактики дисграфии с использованием игровых технологий позволит избежать появления или минимизировать проявления нарушений письменной речи у детей во время школьного обучения. Используя на занятии комплект игрового набора, мы помогаем ребенку быстрее запомнить материал, работать на занятии с увлечением, благоприятно воздействовать на детей с речевым нарушением, решить коррекционные задачи для конкретного ребенка.

Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефект. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004.
  2. Тихомирова К.М. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании: Методич. рекомендации / К.М. Тихомирова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2012.
  3. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  4. https://infourok.ru/ispolzovanie-posobiya-dari-frebelya-v-rabote-uchitelyalogopeda-i-psihologa-v-sootvetstviis-fgos-do-1533094.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал будет полезен учителям-логопедам....

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синте...

Игры и упражнения для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка содержит описание игр и упражнений для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи....

«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»

Предлагаемые  динамические паузы  способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...

Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»

В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....

Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у  младших школьников. В наше время  от ребенка, идущ...