Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии по теме

Поверенная Ирина Анатольевна

Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синтеза слов, в данной работе я предлагаю ряд упражнений , направленных на предупреждение ошибокчтения и письма. Коррекционная работа делится на разделы; предупреждение ошибок на уровне слога, слова, предложения, текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 учителя-логопеда

 ГБДОУ№12 В.О. Района

Поверенной И.А.

по теме:

«Профилактика

дисграфии у детей с

Общим недоразвитием речи»

Санкт-Петербург

2014 г.

        

             Содержание

1.Введение.                                                                                                                Стр.3

2.Необходимость формирования навыков фонетико-

фонематического анализа и синтеза у дошкольников с

Общим недоразвитием речи.                                                                                        Стр. 4

3.Выявление уровня сформированности фонетико-

фонематического анализа исинтеза слов у дошкольников.                             Стр. 7

4.Коррекционная работа по развитию аналитико-синтетической

 деятельности у дошкольников с Общим недоразвитием речи.                    Стр. 9

                                                                   

 4.1. Предупреждение ошибок чтенияи письма

        на уровне слога.                                                                                                    Стр. 10

 4.2  Предупреждение ошибок чтения

       и письма на уровне слова.                                                                            Стр. 12

 4.3 .Предупреждение ошибок чтения

         и письма на уровне предложения.                                                                 Стр. 16

  4.4. Предупреждение ошибок чтения

         и письма на уровне текста.                                                                             Стр. 17

  5.   Заключение.                                                                                                     Стр. 18

  6.   Использованная литература.                                                                          Стр. 19                                                                          Стр.16

1. Введение.

    Актуальность данной проблемы заключается в том, что за последниие годы значительно увеличилось количество детей младшего школьного возраста страдающих дисграфией. Следовательно искать причину возникновения дисграфии необходимо в дошкольном возрасте. Для решения этой сложной проблемы важнее говорить о способах профилактики дисграфии у дошкольников, чем о путях ее преодоления у школьников, тем более что дисграфию легче предупредить, чем устранить. Как правило, дети, страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения. В данной работе я рассматриваю детей дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи. Как известно, у дошкольников с Общим недоразвитием речи с нормальным слухом и сохранным интеллектом несформированны все компоненты языковой системы: фонетико-фонематические и лексико-грамматические, а если у таких детей не будет осуществлена полная коррекция дефекта в дошкольном возрасте, то им неизбежно грозят серьезные нарушения письма и чтения. Как известно, обучение грамоте осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, и для овладения грамотой ребенок должен хорошо владеть фонематическим анализом и синтезом слов и анализом речевого потока (делением текста на предложения, предложений на слова). Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико- фонематического анализа и синтеза слов, в данной работе я предлагаю рад упражнений направленных на предупреждение ошибок чтения и письма. Коррекционная работа делится на разделы: предупреждение ошибок на уровне слога, слова, предложения, текста. Если у ребенка в дальнейшем не будет затруднений при анализе речевого потока, когда ребенок полностью овладеет этим навыком и научится отчетливо представлять себе звуко-слоговую структуру каждого слова, только тогда можно предотвратить специфические ошибки письма.

2. Необходимость формирования навыков фонетико-фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Как известно, при общем недоразвитии речи нарушается формирование как фонетико-фонематических, так и лексико-грамматических представлений. Если 5-6ти летний ребенок имеет ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражает свои мысли, неправильно произносит звуки речи, смешивает их на слух и в произношении, то связь, возникающая в его сознании между звуком и буквой - недостаточно четкая и однозначная. Вследствие этого задерживается узнавание и написание соответствующих букв, снижается темп чтения, искажается письмо, и ребенок избегает трудной для него деятельности, либо занимается ею со страхом и неудовольствием. Детям с общим недоразвитием речи, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия).Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимания прочитанного текста. Навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Известный психолог Д.Б.Эльконин отмечал: «Когда это (синтез звуков) по каким-то причинам не происходит, ребенок задерживается долго на побуквенном чтении, испытывает муки слияния, не умеет переходить от букв и их названий к живой речи» (Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. -М., 1956).В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко-слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства «целиком», то есть как нечто неделимое. К тому же все слова в потоке устной речи произносятся как бы «заодно», без интервалов между ними, что затрудняет определение границ между отдельными словами. Это можно хорошо понять при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи - она звучит для нас сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится и ребенок, начинающий обучаться грамоте.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов (Анализ- это мыслительное расчленение целого предмета на его составные части, отдельные признаки. Синтез- это осуществление обратной операции, то есть мысленное объединение частей предмета, отдельных признаков в единое целое.)Поэтому, овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слов на звуки) самым сложным для детей является последний- фонематический анализ слов. Под фонематическим анализом слова подразумевается умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, то есть четко представлять его звуковую структуру. Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной (Р.И.Лалаева) Под фонематическим синтезом понимается умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно «составленного» из звуков. Только при условии свободной ориентировки в звуковом составе слова ребенок сможет записать его правильно: не пропуская в нем никаких букв, не вставляя в нем лишних букв и не меняя их местами (В процессе записи слова ребенок как бы фотографически переносит его звуковой состав на бумагу, последовательно изображая каждый входящий в состав звук в виде соответствующей ему буквы). Если же звуковая структура слова является для ребенка довольно «туманной», то ее искажение на письме будет неизбежно появятся пропуски, перестановки букв или добавление лишних букв, то есть возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.

3. Выявление уровня сформированности фонематического анализа и синтеза слов.

У ребенка старшего дошкольного возраста необходимо проверить владение им теми видами Звукового анализа слов, которые доступны детям данного возраста. К таким видам анализа относятся следующие:

1.Узнавание звука на фоне звуков. Ребенок должен поймать (хлопнуть) названный звук (например: звук А) среди потока звуков (например: И, О, К, А, Т, Э, А и т.д.)

2.Узнавание звука на фоне слова. Ребенок, владеющий этим видом анализа, должен уметь ответить на такой вопрос: «Есть ли звук Р в слове Р-Р-РОЗА? В слове Ш-Ш-ШУБА? В слове JI- Л-ЛУНА? В слове Ш-Ш-ШАР? (Интересующий нас звук произносится несколько утрированно). Точно также можно проверить наличие в словах любого другого звука.

3.Выделение звука из начала и конца слова.

Здесь предполагается умение ответить на такие вопросы:

 А) Какой первый звук в слове И-И-ИВА? (этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно) А в слове А-А-АСТРА?

Б) Какой последний звук в слове МАК? А в слове НОС-С-С?

При попытке выделения из начала слова не гласного, а согласного звука (Какой первый звук в слове САХАР?), что является более сложным заданием, ребенок может вместо звука выделить слог и отвечать, что первый звук здесь СА. То же само может наблюдаться и при выделении гласного звука из конца слова (например: в слове ЛУНА последним звуком ребенок назовет НА) Именно по этой причине и следует начинать с приведенных выше простых заданий.

4.Определение  места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце находится заданный звук.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

А) Где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова?

Б) Где ты слышишь звук С в слове ЛЕС-С-С?

В) Где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-СНА?

Но, прежде, чем предлагать ребенку эти задания, необходимо убедиться в том, что он хорошо понимает значение слов «начало», «середина», «конец», поскольку нередко дети дошкольного возраста не видят между этими словами смыслового различия, а значит отвечают просто наугад.

5.Определение количества звуков в слове.

Ребенку предлагается определить количество звуков в слове СОК, КАША. Используются слова из 3,4х звуков.

6.Определение последовательности звуков в слове

Ребенку предлагается назвать друг за другом все звуки в слове КОТ, РАМА (К-О-Т, Р-А-М-А). Использовать слова из 3,4х звуков.

7.Определение места звука в слове по отношению к другим звукам этого слова.

Ребенку предлагается определить какой звук в слове ЛАМПА слышится перед М и какой после М.

Проверяется и состояние звукового синтеза. С этой целью ребенку предлагается узнать слово по отдельно предъявленным звукам, то есть синтезировать его из этих звуков. Ребенок должен ответить на следующие вопросы: Какое слово получится из таких звуков: С-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А? С-Т-Р-А-У-С?

( звуки произносятся  по-одному, с паузами между ними

РЕЗУЛЬТАТЫ:  Если ребенок 5-6ти летнего возраста окажется не в состоянии справиться с приведенными видами достаточно простых заданий, то есть если он не имеет даже самого элементарного представления о звуковой структуре слов., «не слышит» в них никаких отдельных звуков, а воспринимает их лишь как нерасчленимое целое, то это следует считать как несформированность фонетико-фонематического анализа и синтеза слов и считать предпосылкой возникновения дисграфии на почве несформированности фонетико- фонематического анализа и синтеза если не будет вовремя осуществлена коррекция по развитию звуко-слогового анализа и синтеза

4. Коррекционная работа по развитию аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи.

При  развитии у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков фонематического анализа и синтеза слов необходимо учитывать ряд особенностей:

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза, а также обучение грамоте проводится только на правильно произносимых звуках и словах, иначе не возможно обеспечить точную и прочную связь между буквой и звуком.

Введение букв параллельно с изучением соответствующего звука позволяет добиться более быстрого запоминания его зрительного образа, получить дополнительную к слуховой зрительную опору при аналитической деятельности, а также улучшить навык слияния буквенных элементов при чтении.

Применение различной символики (схемы, слоговые домики и т.д.) повышает эффективность звуко-слоговой аналитической деятельности, а также контроль за усвоением соответствующих знаний.

Правильное называние букв (коротко без добавления гласных: не эм, эр, тэ, ша, а так, как в конце слов комаР, малыШ, самолеТи т.д.) способствует слитному, плавному, послоговому чтению.

Понимание смысла всех слов перед соответствующей деятельностью должно уточняться с детьми и соотноситься ими с определенными предметами или явлениями действительности.

Написание всех слов не должно расходиться с их произношением. Соблюдение данного принципа на начальном периоде обучения грамоте существенно облегчает детям с речевым недоразвитием переход к чтению и письму в условиях школы.

Прежде чем учить буквы ребенку следует овладеть: делением речевого потока на предложения, предложений на слова, слов на слоги и звуки, причем последние должны отчетливо восприниматься на слух и не смешиваться между собой. Такая деятельность (речезвуковой анализ) подготовит дошкольника к правильному письму. А без синтеза, то есть объединения звуков в слоги и слова, а слов в предложения - невозможен процесс грамотного чтения.

Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы  звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Эта форма анализа у нормально развивающихся детей появляется спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого или последнего звука из слова и определение его места в нем (начало, середина, конец). Самая сложная форма фонематического анализа - определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

Для развития фонетико-фонематического анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитие речи предлагаются следующие упражнения:

4.1. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.

1.Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове МОЛОТОК? Какой слог первый? Второй? Третий?)

2.Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов. (Придумать слово, состоящее из одного, двух и более слогов)

3.Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов.(Какое слово получиться из этих слогов: ГО- ЛОВА?)

4.Образование новых слов путем добавления («наращивания») ребенком слогов к данному слогу.(Какой слог надо добавить к слогу «ПОЛ», чтобы получилось новое слово?)

ПОЛ-КА ПОЛ-НЫЙ

ПОЛ-ДЕНЬ и т.д.

5.Перестановка слогов в слове для получения нового слова.(Получить новое слово, поменяв слоги местами)

НО-РА - РА-НО

 НА-ВЕС - ВЕС-НА и т.д.

6. Составление        ребенком слов из слогов, данных вразбивку (Слоги «потеряли» свое место, надо помочь им найти свое место: на-ро-во, ка-сум, ток-ло-мо - ворона, сумка, молоток.

7.Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а из двухсложных или более в другое место.)

8.Составление ребенком слов из слогов данных вразбивку.(Слоги «потеряли» свое место, надо «помочь» им его найти: НА-РО-ВО, КА- СУМ - ворона, сумка)

9. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции:

САхар   поСАдка   лиСА

10.Составление схем слогов с использованием цветных фишек

для гласного звука - красный цвет

для твердого согласного - синий цвет

для мягкого согласного - зеленый цвет

А также обратное задание - по данной схеме назвать слог.

11.Игра «Живые буквы»

Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью)

12.Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муха. Составим слог по первым звукам: УМ. Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМница,.... Поменяем картинки местами и выясним: какой слог теперь получится? Вспомним слова с этим слогом: МУка, МУзей,.... – в начале слова,

почеМУ,...- в конце слова.

Приведенные выше упражнения научат ребенка ориентироваться в

слоговом составе слова и понимать важность правильного            

расположения слогов в каждом слове. Благодаря этому можно  

предотвратить перестановки и пропуски слогов на письме, а также

затруднения при переносе слов  на письме.

4.2. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.

1.Определение количества звуков в слове и их последовательности.

2.Придумывание слов с определенным количеством звуков,

3.Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно    

произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков К-О-Ш-К-А?)

4.Образование слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «РОТ», чтобы получилось новое слово? - Звук К (крот). А к слову «ПАР»? - Звук К (парк). А какие имена можно получить, если добавить один звук к имени ОЛЯ? (Толя, Коля, Поля)

5.Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой- либо другой звук:Какие новые слова можно получить из слов «дом», если поменять в нем первый звук? - Сом-Лом-Том-Ком-Ром. Зайка-Сайка-Майка-Чайка-Гайка-Шайка-Лайка; последнего звука: коТ- коМ-коЛ; звука в середине слова: бАк-бОк-бЫк-бЕг(к).

   

6.От произнесенного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (кот-Ток-Каша-Арбуз- и т.д.)

7.В работе по преобразованию слов можно использовать двустишия или четверостишия:

«На «Ч» над морем я летаю,

 С «Г» в машинах я бываю» (чайка - гайка) и т.д.

8.Из названий картинок выделить парвый звук и назвать полученное слово, или это же упражнение выполнить на слух.

9.Найти  картинку в названии которой такое же количество звуков, как на карточке.

10.Игра «Ромашка». На доске контуры ромашки с прорезями для лепестков. Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами,

названия которых состоят из 3-4-5 звуков и вставить их.

11. Образование из звуков данного слова большего количества слов.(Какие новые слова можно образовать из звуков, составляющих слово

«ТРАКТОР»?)

РОТА ТОРТ КРОТ КОРА РАК ТАК ТОК КОТ КТО РОТ и


                        12. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также дает  

                         прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Потому что предлоги в     ребусах подразумеваются, а не изображаются:

13.Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши. Ударный слог проще выделяется, если слово произнести протяжно. Если потянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем.

замОк - зАмок крУУУжки - кружкИИИ ИИИра - ИрААА

14.Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например: Камень, Озеро, Торт (кот) Составление слова по конечному звуку других слов. Например: кенгурУ, ананаС, часЫ (усы) Составление слова по второму звуку данных слов. Например: уСы, лОдка, сМородина (сом) и т.д.

15.Чтение слов в обратном порядке.

Например:

шалаш, сон - слова, имеющие смысл,

пус (суп), мыд (дым) - слова, не имеющие смысл при обратном прочтении.

16.Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.

Например: М, Т, С, О-мост, Ы, 3, Б, У-зубы

17.Игра «Потерялась буква»

Например: даются следующие сочетания ДУ., Д . М, Б . К Какое получится слово, если вставить букву?

ДУ. - дуб, душ

Д. М-дом, дым, дам Б. М-бак, бык, бок

18..Игра «Кто быстрее, кто больше» Из каждого звука данного слова придумать другие слова.

Например: СИРОП - сила, игра, рак, озеро, парк.

19..Придумывание лесенок слов на данную букву в определенной позиции. Например:

кот, ком кино,крот, краб кошка, каток клубок, курица

лук, сок парк

мячик, ножик кролик, пряник, зайчик

20.Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

21.Игра «Живые буквы»

Детям выдаются буквы. Предлагается найти каждому ребенку свою пару (место в слове) и выстроиться в слово. Предлагаются слова состоящие из 3-6 звуков. На начальном этапе прямые слоги, затем обратные, затем слоги со стечением согласных.

Все эти упражнения помогут ребенку понять, что ни один звук не является в слове случайным, что добавление, исчезновение или замена только одного звука может полностью изменить смысл слова (например, «Оля» и «Коля», «рот» и «крот») или сделать его неузнаваемым, бессмысленным (например, что такое «стл» вместо «стол»?). А это значит, что и всем буквам, обозначающим эти звуки, при записи слова также должно быть отведено определенное место. Каждая буква должна занимать только свое место! В процессе работы над звуко-слоговым анализом слов широко используется разрезная азбука, которая дает большие возможности для «перестройки» слов путем добавления, убавления или замены в них букв и слогов.

                4.3.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.

1 .Составление предложений по схемам:

Зима.

Наступила зима.

 Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным        

предложениям.

2.Составление        предложений по интонационной схеме:

______________.  ____________?  _________________!

Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией, учитывая конечный знак.

3.Работа        с деформированными предложениями:

- Юли, красивая, кукла, у.

(У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.)

4.Исключение        слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

А).Пропуск предлогов: Мы гуляли ... лесу. Кошка сидит ...окне.

Б) Пропуск существительных: Яблоки растут на ... .

 ... играет с куклой.

В).Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью .... Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ... .

 Г) Пропуск наречий:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ....

Д) Пропуск глаголов: Саша ... машину.

Закончить логически фразы: Врач - это человек, который ... .

                                                Чтобы книги не портились, их надо ....

 Пословицы и поговорки: Семь раз отмерь, один раз ....

5. Соединение        частей разорванных предложений: Падает липкий. Снег громко лает. Шарик. Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно либо письменно: либо дети определяют границу предложения на слух и говорят верные предложения, либо читают.

Выделение         всех слов в предложении, подсчет их количества и называние первого, второго и т.д. слова в предложении.

7.Чтение предложений.

Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

4.4 Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне текста.

1.Чтение деформированных текстов, где существительные заменены картинками.

2.Составление        связного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.

3.Составление        рассказов по серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.

I4.В        одном законченном тексте определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.

Все приведенные выше упражнения (предупреждение ошибок письма и чтения на уровне предложения и текста) научат ребенка свободно ориентироваться в словах, составляющих предложение, определять границу между ними. Это предупреждает не только специфические, но и грамматические ошибки на письме и прежде всего - слитное написание предлогов с существительными и раздельное написание приставок с глаголами.

5. Заключение.

В заключении необходимо подчеркнуть, что специфические ошибки письма, связанные с затруднениями при анализе речевого потока, будут предупреждены если ребенок научится отчетливо представлять себе звуко- слоговую структуру каждого слова, состав предложения, текста. А если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу и синтезу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит неизбежно будет искажать на письме и при чтении структуру слов.

Подводя итог можно выделить 3 основных направления профилактики выше указанных трудностей в школьном возрасте:

1.Развитие у детей с общим недоразвитием речи четкой слуховой дифференциации акустически близких звуков. Основная задача здесь сводится к тому, чтобы любыми путями довести до сознания ребенка в звучании не различаемых им по слуху звуков.

2.Устранение звуковых замен в устной речи ребенка до начала обучения его грамоте. Это необходимо потому, что в процессе звукового анализа слова уточнению его звукового состава очень помогает проговаривание этого слова. Но если ребенок, проговаривая слово, заменяет в нем звуки, то такое проговаривание может только провоцировать в дальнейшем ошибки при письме.

3.Проведение специальной работы над развитием навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, а далее анализ и синтез речевого потока у дошкольников с общим недоразвитием речи (см. «Коррекционная работа по развитию аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи»)

6. Использованная литература:

Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», Изд. «Союз», С-Пб, 1998г.

Лопухина И.С. «Логопедия. Упражнения для развития речи», Изд. «Дельта», С-Пб, 1997г.

Милостивенко Л.Г. «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей», Изд. «Стройлеспечать», С-Пб, 1996г.

Парамонова Л.Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей», Изд. «Союз», С-Пб, 2001г.

Парамонова Л.Г. «Упражнения для развития письма», Изд. «Дельта», С- Пб, 1999г.

Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников», Изд. «Владос», Москва, 1997г.

Ткаченко Т.А. «В первый класс - без дефектов речи», Изд. «Детство-Пресс». С-Пб, 1999г.

Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Изд. «Детство-Пресс», 1998г.

Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте», Изд. «ЭГСИ», Москва, 1999г.

                             Бокова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме»; Изд. «Детство-            

                 Пресс». С-Пб, 2005г.

                            Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детми дошкольного возраста

                 Союз», С-Пб, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал будет полезен учителям-логопедам....

«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»

Предлагаемые  динамические паузы  способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...

Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»

В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....

Использование игрового комплекта «Дары Фребеля» в процессе профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В своей работе я часто использую игровой набор "Дары Фребеля. Для профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи я подобрала развивающие игры и задания с использованием игрового...

Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у  младших школьников. В наше время  от ребенка, идущ...

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей  с общим недоразвитием речи....

Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"

Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень г...