Статья "Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи старше-подготовительного возраста"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лисичик Наталья Викторовна

Профилактика оптической дисграфии в дошкольном возрасте позволит предотвратить большое количество ошибок при письме школьников, связанных с неустойчивостью зрительных представлений. Повысить уровень грамотности и успеваемость по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opticheskaya_disgrafiya_statya.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Начав обучение в школе многие дети испытывают затруднения с правописанием. В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.

Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.

Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений.

Письмо сложный многоуровневый процесс, в котором задействованы различные анализаторы – речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный, высшие психические функции (внимание, мышление, память), может быть сформировано только при условии высокого уровня развития речевой системы.

Оптическая дисграфия у детей обусловлена задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие влияния отрицательных факторов, действующих в различные периоды развития ребенка.

Можно выделить следующие причины данных нарушений:

Органические (наследственность, инфекционные заболевания, патологии беременности, родов, гипоксия, травмы).

Психологические (педагогическая запущенность, недостаточное общение со взрослыми в семье, неправильная речь окружающих, билингвальные семьи)

Социальные (ранний возраст при обучении чтению, завышенные требования к ребенку, неправильные методы обучения). 

Изучением оптической дисграфии в разное время занимались такие известные ученые как Роза Евгеньевна Левина, Александр Романович Лурия, Михаил Ефимович Хватцев, Раиса Ивановна Лалаева, Ольга Алексеевна Токарева и многие другие.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Вследствие неточности зрительного восприятия дети допускают большое количество специфических ошибок, которые проявляются:

  • в заменах графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве;
  • включающих одинаковые элементы, но отличающихся дополнительными элементами;
  • в зеркальном написании букв;
  • в пропусках элементов, особенно при соединении букв, имеющих какой-нибудь одинаковый элемент;
  • в написании лишних элементов;
  • и неправильно расположенных элементов.

Оптическая дисграфия характеризуется трудностями усвоения и смешением графически сходных букв и их взаимными заменами. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З-В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г, Ь-Р, Н-П-И).

  • колеблется наклон и высота букв.

Данные оптические нарушения связаны с

  • нерасчлененностью зрительного восприятия форм,
  • с недифференцированностью представлений о сходных формах,
  • с недоразвитием оптико-пространственных представлений,
  • а также зрительного анализа и синтеза. Кроме того у детей с оптическими дисграфиями часто выявляется задержка в дифференциации правой и левой частей тела – поздняя латерализация (функциональная асимметрия в деятельности парных сенсорно-моторных органов) или ее варианты (левшество, смешанная доминанта).

При углубленном логопедическом обследовании нередко обнаруживаются и различные нарушения зрительного гнозиса (узнавания). Предметный гнозис, т.е. узнавания предметов и их изображений в обычных условиях у детей не нарушен. Однако в условиях, усложняющих восприятие и узнавание, например задания на узнавания контурных изображений, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера), дети выполняют с трудом из-за неузнавания изображений и неумения выделить отдельные изображения из фона и др. В одних случаях они не узнают оба изображения, в других случаях узнают лишь одно изображение, второе же либо вовсе не узнают, либо воспринимают неправильно.

Таким образом, усложнение задания на узнавания изображений, введение оптических трудностей, необходимость оптического анализа, выделение из фона вызывают у детей большие трудности и выявляются при исследовании буквенного гнозиса. Узнавание букв по образцу, обычно, не вызывает затруднений, а узнавание букв в неправильном положении, перечеркнутых дополнительными линиями, написанных одна на другой, осуществляется с определенными сложностями. Многие дети не могут отличить правильно и  зеркально расположенные буквы. При этом одни дети не могут отличить правильную букву от неправильной зеркальной, другие уверенно называют правильной зеркально написанную букву, третьи называют как правильную то одну, то другую букву.

У данной категории детей наблюдаются так же недочеты в оптическом восприятии и вне речи. Некоторые из них плохо различают знакомые лица и сходные предметы, допускают ошибки при срисовывании, конструировании и реконструкции фигур (упрощают фигуры, уменьшают количество элементов; неправильно располагают элементы в пространстве по сравнению с образцом.

Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении оптической дисграфии является развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы, величины (зрительного гнозиса). С целью развития предметного гнозиса  рекомендует использовать следующие задания:

  • Назвать реально изображенные предметы на картинках;
  • Назвать контурные изображения предметов;
  • Назвать недорисованные изображения предметов;
  • Назвать перечеркнутые контурные изображения предметов;
  • Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга;
  • Определить, что неправильно нарисовал художник;

Также используется прием узнавания различных предметов в условиях «шума».

В ходе логопедической работы одновременно

  • уточняются представления детей о величине, форме и цвете предметов.

Основная задача – расширение объема зрительной памяти, развитие зрительного анализа и синтеза, развитие концентрации внимания, развития пространственных представлений, автоматизации полученных навыков.

Аналогичные задания используются и на буквенном материале:

  • Найти букву в ряду сходных букв;
  • Срисовать буквы по образцу или после кратковременной экспозиции (М.Е.Хватцев);
  • Сложить буквы из палочек или элементов букв;
  • Показать правильно изображенную букву среди неправильных и зеркально изображенных;
  • Дополнить недостающий элемент буквы по представлению;
  • Реконструировать букву добавляя элемент: из Л – А – Д, К – Ж, З – В, Г – Б. (методика Б. Г. Ананьева)
  • Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.
  • Определить различие сходных букв, отличающихся одним элементом: Р – В, З – В.
  • Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Г – Т, И – П, Р – Ь, П – Н.
  • Для лучшего усвоения букв их соотносят с какими –либо сходными предметами – изображениями: П с перекладиной, Ж с жуком, З со змеей.
  • Ощупывание рельефных букв (методика Шиф)
  •  «Письмо пальцем» буквы в воздухе;
  • Предлагается слепить букву из пластилина, вырезание, раскрашивание.
  • Используются различные загадки, ребусы;

При устранении оптической дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного гнозиса проводится работа и над речевыми обозначениями этих отношений, над пониманием и употреблением предложных конструкций, наречий.

Интеллектуально полноценные дети тяжело переживают свои неудачи в учебе, у них отмечается упадочное настроение, капризность, раздражительность, упрямство. Педагог должен проявлять чуткость, внимание, поощрять в успехах деятельности, подбадривать, внушать уверенность. У детей с синдромом гиперактивности, легкоотвлекаемых, рассеяных, небрежных важно развивать устойчивое внимание, воспитывать активность, упорство в преодолении ошибок, сознательное отношение к работе, прививать аккуратность, чистоту в работе в тетради.

Формирование функционального базиса навыков чтения и письма является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителями, обучающими ребенка-дошкольника (как с нормальным речевым развитием, так, и особенно, при наличии у него речевой патологии). Коррекционную работу по профилактике дисграфии следует начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, большое значение имеет работа специалистов – логопедов, дефектологов, педагогов, психологов. От эффективности данной работы будет во многом зависеть проблемы преодоления нарушений письменной речи.

Достаточный уровень сформированности зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительного предметного и цветового гнозиса, концентрации и устойчивости произвольного зрительного внимания во многом будут способствовать успешному овладению чтением и письмом.

 Игровые задания связаны с поиском «спрятанных» художником на сюжетной картинке изображений, объединенных одной лексической темой направлены на развитие и коррекцию зрительного восприятия и узнавания. При работе  ребенку нужно проявить большую наблюдательность, чтобы обнаружить замаскированные предметы, выделить их из фона, предварительно произведя оптический анализ. Без умения сравнивать объекты, находить в них различия, анализировать детали изображения, без достаточного уровня развития зрительного восприятия и гнозиса достичь успеха очень трудно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал будет полезен учителям-логопедам....

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Как правило , дети ,страдающие дисграфией, имеют различные речевые нарушения.Так как одной из составляющих Общего недоразвития речи является несформированность фонетико-фонематического анализа и синте...

«Динамические паузы в профилактике дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекционной работы»

Предлагаемые  динамические паузы  способствуют профилактике диграфии, решению максимального количества образовательных, воспитательных и коррекционных задач, развитию всех высших психических...

Тема: «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.»

В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии....

Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у  младших школьников. В наше время  от ребенка, идущ...

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей  с общим недоразвитием речи....