Трудный ребенок:алгоритм работы.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Данный материал включает алгоритм работы педагога - психолога с трудными дошкольниками, их родителями, а также рекомендации для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnyy_rebenok.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Трудный ребенок: алгоритм работы.

Трудный дошкольники – это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов. Трудные дети могут отличаться дерзостью, жестокостью и мстительностью.

Они провоцируют драки не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Получив запрос, вам необходимо:

  • Проверить соответствие жалоб педагогов/родителей истинному положению вещей, т.е. исключить субъективизм взрослых при оценке поведения ребенка;
  • Проанализировать жалобы и претензии к ребенку и его взаимоотношения с тем, кто к вам обратился с запросом – негативные проявления могут носить избирательный характер;
  • Изучить личность ребенка – понаблюдайте за ним во время пребывания в ДОО, выявите причины негативного поведения с помощью диагностических методик, побеседуйте с родителями и предложите им ответить на вопросы диагностических методик.

Установите сроки обследования. Заранее получите письменное согласие родителей на проведение диагностики и оказание помощи. Помните: они вправе отказаться от проведения обследования, а также запретить ребенку участвовать в нем.

Пригласите родителей на обсуждение результатов диагностики. Если в ходе обследования у ребенка были выявлены нарушения, деликатно сообщите им об этом и обсудите дальнейшие шаги.

При работе можно использовать следующее:

  1. Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с ребенком – не забудьте получить разрешение от родителей на их проведение;
  2. Комплекс мероприятий для проведения в домашних условиях;
  3. Занятия по коррекции детско – родительских отношений;
  4. Индивидуальные консультации родителей совместо с воспитателем группы;
  5. Рекомендации работникам ДОО по взаимодействию с ребенком, например, в какие игры играть с той или иной категорией трудных детей.

Рекомендации воспитателям.

Игры для агрессивных, гиперактивных и тревожных детей.

Категория детей

Игра

Значение игры

Агрессивные

«Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)

Снимает вербальную агрессию, помогает детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

«Два барана» (Н.Л. Кряжева)

Снимает невербальную агрессию, предоставляет ребенку возможность легальным образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло

«Доброе животное» (Н.Л. Кряжева)

способствует сплочению детского коллектива, учит детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

«Тух-тиби-дух» (К. Фопель)

снятие негативных настроений и восстановление сил

«Попроси игрушку» (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова)

обучить детей эффективным способам общения

«Прогулка с компасом» (Е.В. Коротаева)

формирование у детей чувства доверия к окружающим.

«Зайчики» (Г.Л. Бардиер)

дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

«Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым

«Рубка дров» «К. Фопель»

помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры.

«Бумажные мячики» (К. Фопель)

дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм

Гиперактивные

«Кричалки-шепталки-молчалки» (И.В. Шевцова)

развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции

«Разговор с руками» (И.В. Шевцова)

научить детей контролировать свои действия

«Говори!» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

развитие умения контролировать импульсивные действия

«Броуновское движение» (Ю.С. Шевченко)

развитие умения распределять внимание.

«Передай мяч» (Н.Л. Кряжева)

снять излишнюю двигательную активность

«Зеваки» (М.И. Чистякова)

развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции

«Запрещенное движение» (Н.Л. Кряжева)

игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем

«Слушай хлопки» (М.И. Чистякова)

тренировка внимания и контроль двигательной активности.

«Давайте поздороваемся»

снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Тревожные

«Волшебный стул» (И.В. Шевцова)

способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми

«Слепой танец»

развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Водопад»

эта игра на воображение поможет детям расслабиться

«Насос и мяч»

расслабить максимальное количество мышц тела

«Винт»

снять мышечные зажимы в области плечевого пояса

«Дудочка»

расслабление мышц лица, особенно вокруг губ

«Воздушный шарик»

снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу

Проблемное поведение ребенка – это лишь реакция на различные неблагоприятные факторы. Сам по себе ребенок не может быть источником этих факторов. Их, как правило, порождают взрослые. Поэтому нельзя относиться к трудному ребенку как объекту осуждения. Он отстает в развитии определенных социально ориентированных навыков и нуждается в помощи взрослых. Такое отношение позволит вести диалог с его родителями с позиции взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»

           Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...

Работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

С каждым годом  увеличивается число детей-сирот, а, следовательно, и приемных, опекаемых детей. Отсюда, одним из основных направлений нашей работы – адаптация таких детей к новым социальным услов...

Работа с "трудными семьями".

Описание "трудной" семьи. Формы работы с "трудными семьями": с детьи и с родителями....

Как работать с трудным ребенком?

Как работать с трудным ребенком....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Конспект занятия в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

Конспект расширяет знания детей о зимующих и перелетных птицах, об их различиях; расширяет знания о повадках и питании зимующих птиц в холодное время года, воспитывает бережное отношение  к...

Трудные ситуации в работе с детьми и выход из нее.

последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "т...