Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.
статья по логопедии (старшая группа)

Лазарева Любовь Михайловна

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, создание среды, максимально поддерживающей развитие физического и психического здоровья детей, использование здоровьесберегающих методов и приёмов как средства коррекции речевых и неречевых функций, повышение интереса к образовательной деятельности и успешной коррекции звукопроизношения у детей-логопатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_priyomov.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИЁМОВ

СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Лазарева Л.М.

МБДОУ «Детский сад «Россияночка»

п. Чернянка Белгородской области»

Мы всегда должны помнить - здоровье ребенка, прежде всего! Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе обучения и воспитания – одна из приоритетных задач педагогики.

Вместе с тем, увеличивается количество детей с речевым недоразвитием, у которых наряду с речевой патологией встречаются проблемы соматического характера. Сложившаяся ситуация требует, чтобы коррекционно-образовательная деятельность была направлена не только на исправление дефектов речи, но и на сохранение и укрепление здоровья каждого ребёнка.

Поэтому педагоги детского сада «Россияночка» большое внимание уделяют здоровьесберегающим технологиям, организуют коррекционно-образовательный процесс, при котором качественное обучение, развитие и воспитание происходят без ущерба здоровья, а наоборот способствуют его укреплению.

Эффективность здоровьесбережения в группе детей с ОВЗ во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда, воспитателей, специалистов дошкольной организации, родителей.

Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, создание среды, максимально поддерживающей развитие физического и психического здоровья детей, использование здоровьесберегающих методов и приёмов как средства коррекции речевых и неречевых функций, повышение интереса к образовательной деятельности и успешной коррекции звукопроизношения у детей-логопатов.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, JI.B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга» [1].

Южно-корейский профессор Пак Чже Ву разработал Су-Джок терапию, что означает «су» – кисть, «джок» – стопа. Неоспоримо является то, что на кисти рук и стопах находится множество энергетических точек, воздействуя на которые, мы достигаем оздоровительного эффекта. При правильном применении наступает выраженный эффект, неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

В процессе внедрения здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии была проведена интеграция оздоровительной деятельности в образовательную и коррекционно-развивающую. С этой целью был разработан алгоритм использования Су-джок шариков и пружинных колечек в образовательной деятельности, режимных моментах, индивидуальной и групповой работе с детьми.

Лучше всего знакомство детей с Су-джок шариком проводить во второй половине дня: небольшой пластмассовый шарик с шипиками, состоящий из двух полусфер, которые открываются, как коробочка. Внутри полости находится массажер для пальцев рук – пружинное колечко (с детьми назваем шарик-«ёжик» и пружинки). Далее показываем, как надевать пружинки на каждый палец и прокатывать. Объясняем правила безопасности: шарик не бросать, пружинку не держать долго на пальце, не брать в рот! Затем знакомим с правилами выполнения самомассажа: руки и тело должны быть чистыми; мышцы-расслаблены; массажные движения - аккуратными и плавными.

Дети используют Су-джок шарики при выполнении утренней гимнастики и после дневного сна путём прокатывания между ладошками с речевым сопровождением. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам и прокатыванием Су-джок шариков или валиков с целью укрепления мышц и свода стопы. Для массажа спины предлагаем детям прокатывать Су-джок шарики по спине, «рисуя» буквы и их элементы, что способствует не только улучшению кровообращения, но и развитию тактильного восприятия.

Во время физминуток Су-джоки используются при выполнении общеразвивающих упражнений.

Применение Су-джок шариков в игровом самомассаже – основа оздоровления и закаливания, залог хорошего настроения, такие упражнения способствуют формированию сознательного стремления быть здоровым.

Для нормализации мышечного тонуса при дизартрических расстройствах дети катают Су-джок шарики по одной щеке, затем по другой. Если у ребёнка чувствительный тип кожи, предлагаем использовать резиновый мячик-«ёжик». Обращаем внимание детей, что массажные движения следует выполнять строго по инструкции.

Выполняя артикуляционную гимнастику, массажируем Су-джок шариками кисти рук разными приёмами (катание вдоль ладошек, круговыми движениями, сжимание, и т.д.).

При автоматизации звуков предлагаем ребёнку «прокатывать» пружинку по каждому пальцу, проговаривая чистоговорки, скороговорки, стихотворения пальчиковой гимнастики, насыщенные корректируемыми звуками.

Такое использование Су-джок шариков активно воздействует на биоэнергетические точки пальцев рук, усиливает кинестетические импульсы, идущие к речевым зонам коры головного мозга, способствует развитию речи, активизируя защитные функции организма.

При организации опытно-экспериментальной деятельности для выявления свойств предметов в воде, предлагаем детям эксперимент с полусферой, шариком и пружинкой Су-джок. Просим детей сделать первичные предположения о том, почему шарик остался на плаву, а пружинка и полусфера утонули. Далее показываем, в каких случаях полусфера остаётся на поверхности воды, делаем выводы. Параллельно идёт работа по активизации словаря: шарик-круглый, колючий, пластмассовый, лёгкий, бьющийся, твёрдый; пружинка- железная, пружинящая, зигзагообразная и т.д.

Детям не менее интересны экспериментирование с шариком Су-джок и различными крупами и песком, при создании «шумелки», путём помещения в шарик разного количества крупинок. Подобные действия способствуют развитию фонематического слуха и умению устанавливать причинно-следственные связи.

Использование Су-джок шариков возможно при формировании элементарных математических представлений, в обучении количественному и порядковому счету, знакомству с понятием величина и форма, части и целое и др.

В работе по подготовке к обучению грамоте, для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый, и коробочка с ячейками по количеству звуков в слове. Дети выставляют в ячейку шарик, соответствующий характеристике звука.

При прослушивании коротких сказок и детских произведений, просим детей выполнять действия в соответствии с текстом произведения: покатился – прокатывать шариком по ладони; прыгает – подкидывать шарик одной рукой, а ловить другой; постучал – слегка сжимать шарик правой рукой и т.д. Данное упражнение способствует не только развитию ручной моторики, но и умению слышать и «вычленять» слова в потоке речи.

Су-джок шарики широко используются в художественно-эстетической деятельности, как нетрадиционные средства рисования и способствуют развитию воображения, художественно-творческих способностей.

Применение Су-джок шариков совершенствует навыки пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развитии памяти, внимания. Дети надевают колечко на определённый палец указанной руки или катают шарик по инструкции. Особенно детям нравятся игровые упражнения, когда ребёнок закрывает глаза, а педагог надевает ему на палец Су-джок колечко. Ребёнок, не открывая глаза, должен сказать, на каком пальце пружинка, далее игроки меняются местами. Можно предложить детям такие игры, как «Найди и промолчи», «Передай другому», «Колечко».

В самостоятельной игровой деятельности дети используют шарик, колечки Су-джок в соответствии со своими потребностями и желаниями. Раскладывают шарики по устной инструкции, с использованием схем: одного цвета, или соединяя полусферы из разных наборов, придумывают необычные конструкции из деталей Су-джок, что способствует развитию ручной моторики, всех познавательных процессов.

Эффективность применения здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии для оздоровления детей, во многом зависит и от родителей, сотрудничество с которыми проходит под девизом: «Здоровье семьи – в наших руках!». Простота применения Су-Джок терапии в том, что наша рука и знания всегда с нами. Достаточно один раз понять и пользоваться массажёрами всю жизнь. Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самооздоровления, существующий в настоящее время.

Системность использования здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии, как показала практика,  дает эффективные результаты:

- позволяет организовать внимание ребенка, дисциплинирует, создает эффект стабильности. У ребенка вырабатывается определенная привычка, что особенно важно для часто болеющих детей и детей с ОВЗ;

- способствует развитию артикуляционной, ручной моторики, общему укреплению организма, совершенствованию координации движений, стимулирует речевые зоны коры головного мозга, сокращаются сроки коррекционной работы.

Здоровьесберегающие приёмы Су-джок терапии рекомендуется для использования в своей профессиональной деятельности логопедам, дефектологам, педагогам и родителям.

Литература:

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
  3. Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования

Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям...

выступление на региональной научно-практической конференции "Введение ФГОС ДО как условие повышения качества ДО в июне 2015 года

Региональная научно-практическая конференция "Введение ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования в 3 июня 2015 года в ОГАОУ ДПО "Белгородский инстит...

"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образования как условие повышения качества образования"

Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени....

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования

Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....