Особенности логопедической работы с детьми, имеющими онкологический диагноз
статья по коррекционной педагогике на тему

Гараева Марианна Владимировна

Статья раскрывает некоторые особенности детей с онкологическими заболеваниями, которые нужно учитывать всем педагогам, работающим с данной категорией пациентов (учеников).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt_iyun_2018.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Гараева Марианна Владимировна

логопед СПБ ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими онкологический диагноз

         Логопедическая работа с данной группой детей имеет свои особенности. Большинство таких пациентов до появления онкологического заболевания в их анамнезе, росли и развивались соответственно возрастным нормам. Однако, сама болезнь; интенсивное и длительное лечение, необходимое при онкологических заболеваниях; частое и продолжительное пребывание в больнице; применение необходимых лекарств и проведение разных медицинских процедур; накопление отрицательного опыта болезни; изменение стиля жизни всей семьи больного ребенка; нередко отрыв от семьи; иногда переход на иную манеру воспитания ребенка со стороны родителей; отсутствие коррекции поведения ребенка; ограничение в контактах со сверстниками; отсутствие возможности посещать детский сад, школу, массовые мероприятия (музеи, театры и пр.), могут приводить к возникновению некоторых особенностей в эмоциональном состоянии и поведении таких детей. Сюда можно отнести повышенную тревожность, излишнюю капризность, плаксивость, быструю утомляемость, «выученную беспомощность», пассивность при возможности выбора той или иной деятельности или игры, а также сниженную познавательную активность, которая весьма необходима при проведении логокоррекционной работы.

         Помимо особенностей в психологическом состоянии ребенка с онкозаболеванием, логопедическая коррекция зачастую осложняется наличием тех или иных ограничений или запретов в выборе процедур, которые входят в так называемое «комплексное лечение», которое, безусловно, имеет огромный практический эффект для устранения речевых нарушений. Сюда можно отнести: большой спектр физиотерапевтических процедур, массаж, медикаментозные назначения невролога.

         Огромное значение в успехе устранения речевой патологии принадлежит активному участию в коррекционном процессе родителей (родственников) ребенка. Многие родители наших пациентов, имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта. Часто родители не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка только из-за своего незнания.  Кроме этого, наблюдения показывают, что значительная часть родителей детей с онкологическим заболеванием, часто снижают «планку» требований к своему чаду. Излишняя опека, ложные страхи за его «неуспехи» на занятиях или опасения за то, что «его обидят другие дети», нередко осложняет логопедическую работу. Огромную помощь в таких случаях оказывает участие в коррекционном процессе психотерапевта и психолога. Человек живет в обществе и, конечно, должен уметь взаимодействовать с окружающими. Уметь, при необходимости, уступать либо отстаивать свою точку зрения либо идти на компромисс. Уметь радоваться чужим успехам и, с пониманием причин, переживать свои неудачи. ДОУ, в какой – то мере, моделирует систему общества, и большинство детей, органично и плавно обучаются комфортно существовать в нем. Дети с онкологическими заболеваниями, которые по медицинским показаниям не посещают детские сады (школы), довольно часто лишены такого навыка, поэтому работа логопеда и психолога нередко состоит в том, чтобы обучить ребенка и родителя тому, как вести себя в той или иной ситуации, т.е. помочь не только ребенку, но и всей семье социализироваться.

         Перечислю, какие формы работы использую для осуществления тесного взаимодействия с родителями и совместного преодоления речевой патологии у детей.

  • Индивидуальные консультации. На индивидуальных консультациях можно более подробно остановиться на структуре нарушений конкретного ребенка, познакомить родителя с методами и формами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость и способы работы дома.
  • Открытые (интегрированные) занятия. «Открытое занятие» также является познавательной и полезной формой взаимодействия логопеда и родителя. При организации данной формы теоретическая информация, которая была озвучена ранее, приобретает практические очертания, и родители могут лично увидеть, как стоит отрабатывать ту или иную тему.
  • Памятки для родителей. Использование так называемых памяток для родителей на различные темы (артикуляторная гимнастика, пальчиковые игры, упражнения для развития дыхания и пр.). Этот методический материал я распечатываю и раздаю на консультациях, либо вклеиваю в тетради детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Виды СДВГ кратко.Условия проведения коррекционной деятельности.Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ....

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Речевой акт - сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи  с развитием  организма в целом. Логопедическую работу  с детьми строить  по пр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха

Содержание  Введение………………………………………………………&h...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.

В статье раскрываются вопросы диагностики умственно отсталых дошкольников учителем-логопедом, обращается внимание на основные показатели при оценивании уровня понимания речи, состояния словаря, связно...