Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими в анамнезе диагноз алалия
презентация по логопедии

Сайфуллина Рушания Сягитовна

Презентация к семинару

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon alaliya_sayfullina.ppt365.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими в анамнезе диагноз алалия. Сайфуллина Рушания Сягитовна учитель – логопед МАДОУ ДС №49 «Родничок»

Слайд 2

Алалия (гр. а- приставка, означающая отрицание или отсутствие качества + греч. lalia речь) — это тяжелое недоразвитие экспрессивной и импрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы, характеризующееся отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте .

Слайд 3

Моторная недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи АЛАЛИЯ Сенсорная недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи Сенсо моторная Эфферентная моторная Афферентная моторная

Слайд 4

Моторная Алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока). Проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса. Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Слайд 5

Сенсорная Алалия возникает при поражении височной области левого полушария ( центр Вернике ) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Слайд 6

Особенности психического развития детей с моторной алалией Структуру интеллектуальной недостаточности у детей с М.А. определяют три фактора: вторичное недоразвитие вербального интеллекта, проявляется в несформированности рассуждений, снижении вербальной памяти, всех других умственных действий, опирающихся на дефектную речь ; замедленные темпы психического развития; избирательная недостаточность отдельных психических функций . У большинства детей отмечаются: черты психического инфантилизма : детскость поведения, эмоциональная незрелость, неспособность к волевому усилию. сниженная работоспособность , истощаемость. изменение поведения : общая расторможенность, импульсивность, аффективные вспышки, выраженная неустойчивость произвольного внимания и резкое усиление непроизвольного внимания, медленное включение в задание, трудности переключения с одного действия на другое. нарушения в эмоционально-волевой сфере : дети проявляют негативизм, отказываясь выполнять задания, вызывающие затруднения и требующие дополнительных усилий.

Слайд 7

снижение импрессивной речи дефект формирования звуковых образов слов крайне сложное усвоение звуковой и слоговой структуры трудности актуализации слов трудности формирования навыков словообразования, словоизменения и грамматической структуры предложения значительная задержка появления предложений Речевые особенности детей с моторной алалией

Слайд 8

Произношение звуков у детей с алалией Произношение звуков у детей с дизартрией 1. Общая характеристика произношения звуков Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляционного аппарата. Преимущественно фонематические нарушения, проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляционного механизма. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажения, замены, пропуски), имеют одновременно правильное произношение. Разнотипные нарушения звукопроизношения. В нарушении звукопроизношения доминируют замены звуков. Выраженные нарушения артикуляционного механизма. Преимущественно характерны фонетические нарушения. Изолированные звуки, подверженные нарушениям, не имеют одновременно и правильного произношения. Однотипные нарушения произношения звука (только его искажение, замена или пропуск). В нарушении произношения доминируют искажения звуков. 2. Искажения звуков Искажение небольшого количества звуков. Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. Для некоторых искажающихся зыков свойственно существование искаженной и правильной артикуляции. Искажение большого количества звуков. Искажение и сложных, и простых по артикуляции звуков. Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение. 3. Замены звуков Замены артикуляторно сложных звуков. Постоянные замены звука. Разнообразные замены звука. Взаимозамены звуков сравнительно часты. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. Постоянные замены звука. Однообразные замены звука. Взаимозамены звуков сравнительно редки. 4. Пропуски звуков Непостоянные пропуски. Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков. Постоянные пропуски. Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков. Сравнительная характеристика произношения у детей с алалией и дизартриков

Слайд 9

Комплексность медико-психолого-педагогического воздействия при полном взаимодействии всех участников коррекционного процесса. Использование и интегрирование разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы. Принцип опоры на сохранный анализатор с дальнейшим привлечение пострадавшего. Ранняя коррекция неречевых расстройств (психических процессов, особенностей личности, общей и мелкой моторики). Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Слайд 10

Система коррекционного воздействия при моторной алалии Комплексная системная работа над речью и личностью в целом Речь: 1.Создание механизмов речевой деятельности: Формирование мотивов речевой деятельности; Создание коммуникативного намерения; Формирование внутренней программы высказывания, его лексическая разверстка; Отбор лексико-грамматических средств; Грамматическое структурирование. 2. Обогащение речевой практики: Сознательное использование имеющихся знаний; Овладение моделированием речевых операций. 3. Восполнение пробелов в речевом развитии и подготовка к дальнейшему школьному обучению Развитие сенсорных и двигательных возможностей ребенка: Развитие мелкой моторики; Развитие общей моторики Формирование сенсорных эталонов Личность: 1. Устранение неврологических наслоений в характере ребенка. 2. Воспитание целенаправленной личности. 3. Воспитание правильного отношения ребенка к речевому недоразвитию и к работе по его преодолению Развитие внимания, восприятия, процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления, сравнения . Предметно- практическая деятельность Учебная деятельность Игровая деятельность Устранение травмирующего воздействия среды Систематическое специфическое лечение ребенка

Слайд 11

Этапы коррекционной работы при моторной алалии Воздействие направлено на всю систему речи: расширение, уточнение словаря формирование фразовой и связной речи коррекция звукопроизношения 1 этап Формирование первоначальных речевых навыков в ситуации диалогического общения Воспитание речевой активности Формирование активного и пассивного словаря Работа над диалогом, небольшим простым рассказом Распространение предложений Формирование психофоизиологических предпосылок речевой деятельности Формирование первоначальных навыков общения 2 этап Формирование высказывания как основной единицы речевого действия Формирование фразовой речи на фоне усложнения словаря и структуры фразы - Распространение предложений, их грамматическое оформление - Работа над диалогом - Работа над рассказом описательного характера Формирование высказывания как основной единицы речевого действия 3 этап Формирование коммуникативных умений и связной речи Формирование связной речи Формирование коммуникативных умений Автоматизация грамматических структур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

Форма работы с детьми, имеющих диагноз: «Задержка речевого развития (ЗРР)"

  При задержке речевого развития детей   особое место в активизации речи занимают сюжетные игры.  Предлагаю вашему вниманию  варианты таких  игр:   Сюжет...

Направления коррекционной работы с детьми, имеющими диагноз ОНР

Раскрывается  комплекс игр, направленных на развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукопроизношения, общих речевых навыков, лексического строя речи....

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими онкологический диагноз

Статья раскрывает некоторые особенности детей с онкологическими заболеваниями, которые нужно учитывать всем педагогам, работающим с данной категорией пациентов (учеников)....

Игра, как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста с диагнозом ОНР

Игра - самый эффективный метод воздействия взрослого на ребенка и в тоже время - основной вид деятельности ребенка. Существуют различные виды игр: дидактические, развивающие, настольно-печатные. Дидак...