Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

Шпилевая Ирина Евгеньевна

Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ создана для решения проблемы инклюзивного образования данного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации. Программа позволяет организовать воспитательный процесс с учётом особых образовательных потребностей конкретного ребенка, заданных характером нарушения его развития (первичное нарушение - ТНР, вторичное - ЗПР) и оценить полученные результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind.programma.docx55.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №1 «Ласточка»

684000, Камчатский край, г.Елизово, ул.Гришечко, дом 11

        тел: 6-50-60,  madou-lastochka@mail.ru        

ПРИНЯТО:

на ПМПк

МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»

От «_____» 20_____ г.

№ протокола (консилиума)_________

  «СОГЛАСОВАНО»                                                                                               «УТВЕРЖДЕНО»

  Председатель ПМПк                                                                                              заведующий МАДОУ №1

  _____ И. С. Поступинская                                                                                      _________ Н.Ю.Зайцева

                                                                                                             

Коррекционно-развивающая программа

индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

М.А.Н.

на 2017-2018 уч.год

Составитель и специалист по реализации:

педагог – психолог МАДОУ

«Детский сад №1 «Ласточка»

Шпилевая Ирина Евгеньевна

Ознакомлен (а)

                       / _____________________________

        (подпись)        (Ф.И.О. родителя/законного представителя)

___.___.20___

(дата ознакомления)

  1. Общие сведения о ребенке.

Ф.И.О. ребенка: Михайлов Андрей Николаевич

Дата рождения 30.10.2012

Посещает группу компенсирующей направленности.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. 

Ф.И.О. родителей / законных представителей:  мать - М.Е.Д.; отец – М.Н.И.

Ребенок воспитывается в неполной семье. Андрей является единственным ребенком в семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные.

Заключение ТПМПК: задержка психоречевого развития, обусловленная ранним поражением ЦНС. Общее недоразвитие речи 1 уровня. Моторная алалия. Относится к категории воспитанников с ОВЗ.

Рекомендации ТПМПК: обучение по АОП ФГОС ДО для обучающихся с ОВЗ в группе компенсирующей направленности. Очная форма обучения. Режим обучения – полный учебный день.

Рекомендации специалистам сопровождения (если есть отдельно для психолога): коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом.

Педагог-психолог: коррекционно-развивающие занятия с педагогом психологом.

  1. Характеристика ребенка, составленная на основе результатов психолого-педагогического обследования.

Возраст на момент обследования: 5 лет

Внешний вид: Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные. Лицо не выразительное.  

Порядок рождения: первый ребёнок в семье.

Особенности ВНД: Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления,  речи. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает речевая и эмоционально-волевая сферы, в меньшей – сенсомоторная. 

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности.

Особенности эмоционально-волевой сферы: эмоциональные реакции и характер общения со взрослым в процессе обследования (в том числе динамическом) и в процессе наблюдения за особенностями поведения, активностью, успешностью усвоения материалов во время организованной образовательной деятельности.

  • Андрей на контакт идёт без энтузиазма, но и не сопротивляется, не избирателен.
  • В деятельности Андрей чаще ведёт себя адекватно ситуации. В ситуации оценивания испытывает нервное напряжение, скованность и неуверенность. В индивидуальной форме взаимодействия наблюдается замкнутость, слабая мотивация к выполнению предложенных заданий.
  • У Андрея средний уровень самоконтроля, мальчик достаточно самостоятельный, на занятиях проявляет живой интерес, деятельность чаще целенаправленна и продуктивна, достаточный уровень работоспособности, но общий темп деятельности медленный, выполнение предложенных заданий доводит до конца, при организующей помощи педагога в виде наводящих вопросов, подсказок, опоры на наглядный материал. В свободной деятельности самостоятельно выбирает вид деятельности.
  • Адаптация тяжёлая, по словам мамы по утрам часто выражает нежелание идти в детский сад. В детском саду не плачет, негативные эмоции проявляются через замкнутость, тревожность и подавленность.
  • В контакт с детьми вступает, но без особого энтузиазма, предпочитает одиночные процессуальные игры. В играх отмечена зацикленность на определенных игрушках (часами может играть паровозиком и не проявляет интереса к другим предлагаемым игрушкам).
  • Проявляет заметную чувствительность на похвалу, комплименты в свой адрес. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – несколько подавленный, тревожный.
  • По результатам оценки нервно-психического состояния и тревожности (методика «Паровозик» С. В. Велиева) у мальчика было выявлено негативное психическое состояние низкой степени – ребенок очень устает от образовательной деятельности, испытывает тревогу в новой обстановке (адаптационный период в ДОО). Дома Андрей также испытывает напряжение и усталость (чрезмерное загруженность деятельностью направленной на повышение уровня интеллекта и развитие речи), с домом мальчик ассоциирует черный (этот цвет выбирают дети, которым не нравится то, что происходит в выбранных условиях, они выражают свой протест, бунтуют, не подчиняются требованиям взрослых; в данном  случае это состояние открытого конфликта с родителем, или с той деятельностью, которой Андрею приходится заниматься) и серый  цвет (цвет пассивного неприятия: серое настроение означает, что ребенок скучает в указанной ситуации, что он безразличен к происходящему, не вникает в процесс, пропускает мимо ушей указания взрослого; часто это происходит оттого, что ребенок не видит смысла в какой-либо деятельности, поскольку у него не получается выполнять требования - методика «Цветовой тест» М. Люшер).

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития):

Восприятие. Зрительное восприятие характеризуется достаточной точностью; достаточно четко дифференцирует объекты по цвету, форме и величине, целостное восприятии также сформировано хорошо. Однако, у мальчика замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала.

Внимание. Непроизвольное внимание: сформировано (опосредованное наблюдение во время организованной образовательной деятельности). Объем произвольного внимания достаточный, концентрация, сосредоточение и распределение внимания развито хорошо, отмечается нарушение устойчивости и переключаемости, характерна быстрая истощаемость внимания (согласно результатам диагностических методик «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Найди такую же картинку», «Найди 2 повторяющихся предмета», «Отыскивание картинок в таблице»).

Память. Кратковременная слуховую память оценить не удалось, по причине нарушения речи у ребенка (тест «10 слов» А.Р. Лурия). По результатам оценки развития произвольной зрительной памяти (10 предметов) был констатирован низкий уровень. Достаточно слабо сформировано произвольное запоминание. В деятельности преобладает механическое запоминание (опосредованное наблюдение во время организованной образовательной деятельности). Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение.

Мышление. Основные данные о себе (имя, фамилию, пол, свой возраст) Андрей знает в недостаточной мере. Наглядно-действенное мышление сформировано. Преобладающий тип мышления - наглядно-образное – высокий уровень сформированности данного вида мышления (быстро собирает разрезные картинки из 5 частей, осуществляет перенос на аналогичные задания). Элементы словесно-логического мышления сформированы крайне слабо: с трудом выполняет классификации обобщающих понятий; особую трудность вызвали задания, направленные на исследование причинно-следственных связей: самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета (диагностический срез «Последовательные картинки»). Ориентировка в пространстве развита слабо: путает понятия «право-лево», понятия «верх-низ», «впереди-сзади» определяет с наводящей помощью педагога. Временные представления сформированы довольно хорошо: самостоятельно определяет времена года и части суток. Очень хорошо развиты навыки конструирования: осуществляет конструкции по модели и частично по условиям.

Речевое развитие. Речевое развитие не соответствует возрастной норме: речь неразборчивая, несвязная, активный словарь – крайне низкий (5-7 слов), пассивный словарь гораздо шире активного. Требуется целенаправленная коррекционно – развивающая логопедическая помощь. Артикуляционная моторика не развита в соответствии с возрастной нормой. Звукопроизношение сильно нарушено.

Моторика. Мальчик физически развит. Рост соответствует возрасту. Общая моторика соответствуют средним показателям возрастной нормы: не очень  уверенные походка и координация движений. При исследовании координации движений пальцев (по результатам наблюдений во время организованной образовательной деятельности) был констатирован средний уровень развития мелкой моторики рук: хорошее владение ножницами; карандаш держит правильно, нажим умеренный, линии ведёт достаточно уверенно, однако, соединения не всегда точные, с образца так же срисовывает неточно, большие трудности вызывает лепка из пластилина. Ведущая рука – правая. 

Сформированность элементов трудовой деятельности и навыков самообслуживания. У Андрея сформированы навыки опрятности, навыки самообслуживания согласно возрасту, частично сформированы навыки ориентировки в окружающем пространстве.

Выводы по результатам индивидуальной консультации со специалистами и педагогами ДОУ. По наблюдениям педагогов и специалистов во время взаимодействия с ребёнком большинством отмечена низкая мотивация к деятельности, замкнутость, отстраненность, что препятствует успешности усвоения программного материала.

Выводы: актуальный уровень развития ребенка не соответствует возрастной характеристике, развитие несколько снижено в части процессов восприятия пространства, мышления; у ребенка наблюдаются признаки психического напряжения и невротических тенденций, недостаточная познавательная активность.

На основании выявленных данных, приоритетным направлением в работе педагога-психолога является коррекция эмоционально - волевой сферы, а также развитие сенсорных, моторных и психических функций, с учетом уровня речевого развития.

Вся работа строится на основе АООП ДО для детей с ТНР и АООП ДО для детей с ЗПР, разработанных в МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка», протокол № ___ от ________ , детей с ОВЗ.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ

Цель программы:  создание специальных образовательных условий для оказания коррекционно-развивающей помощи ребенку старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития, направленных на коррекцию эмоционально - волевой сферы, а также развитие сенсорных, моторных и психических функций

Задачи программы:

  1. диагностировать эмоционально-волевые и познавательные особенности ребенка;
  2. организовать индивидуальные, коррекционно-развивающие занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы, развитию и коррекции сенсорных, моторных, психических функций;
  3. стимулировать речевое развитие ребенка;
  4. оказывать консультативную помощь родителям ребенка и воспитателям группы, в которой воспитывается ребенок, по вопросам, связанным с особенностями образования детей с задержкой психоречевого развития.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы: 

  • Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации)
  • Единство диагностики и коррекции;
  • Опора на обучаемость ребенка;
  • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего Развития;
  • Соблюдения интересов ребенка;
  • Системность развития психической деятельности – необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач, обеспечивающих направленность на устранение причин и источников отклонения в  психическом развитии.
  • Рекомендательный характер оказания помощи - принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы

Данная программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа – диагностика эмоционально-волевой, познавательной сферы ребенка, диагностика детско-родительских отношений;
  • коррекционно-развивающая работа – стимуляция речевого развития; развитие познавательных процессов; снижение тревожности, эмоционального и мышечного напряжения; развитие сенсорных, моторных  функций; обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • консультативная и информационно-просветительская работа  по вопросам, связанным с особенностями образования ребенка с учетом его особенностей развития;
  • экспертная работа - отслеживание эффективности работы по программе.

Предполагаемые результаты по итогам индивидуального психологического сопровождения.

Предполагается, что к концу работы по программе  ребенок должен:

  • иметь адекватное представление об образе своего Я, своих возможностях, о базовых эмоциях и формах их проявления;
  • иметь низкий уровень тревожности, эмоционального и мышечного напряжения;
  •  иметь достаточный уровень сенсорных, моторных  функций;
  • определять пространственное расположение предметов относительно себя;
  • проявлять инициативу, самостоятельность в игре, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявлять кооперативные умения в процессе игры;
  • показывать динамику в развитии основных психических функций.

Оценивание деятельности по программе.

Текущее. Осуществляется в ходе всего процесса работы:

  • с помощью наблюдения, вопросов, бесед с ребенком, родителями, воспитателями; анализ выполняемой работы, упражнений.

Контрольное. Осуществляется в середине года, для определения степени эффективности коррекционных и развивающих педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

Итоговое. Осуществляется в конце года.

Все данные, полученные в результате контрольной и итоговой проверки заносятся в карту развития ребенка /см.приложение № 1/

Используемые технологии, формы работы.

  • Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (И.В.Ганичева)
  • Сказкотерапия (И.С. Макарова)
  • Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате (А.И.Титарь).
  • Рефлексивные техники эмоционального состояния детей (Л.В.Свешникова).
  • Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения (Т. П. Трясорукова); психогимнастика.

Формы работы с ребенком: индивидуальные занятия, игровое взаимодействие.

Формы работы с родителями: индивидуальные консультации, беседы.

Индивидуальный план.

На реализацию программы отводится 30 занятий (1раз в неделю).

Время проведения: понедельник  с 10.25-10.50

Направления работы

Основные темы

Содержание деятельности

Кол-во

занятий

1.

Диагностика  (первичная, промежуточная, итоговая)

9

2.

Индивидуальные занятия в игровой комнате.

«Знакомство»

Налаживание контакта с ребенком, ознакомление с пространством игровой комнаты. Снятие психоэмоционального напряжения.

1

     10            

«Улыбка»

Психоэмоциональное и мышечное расслабление, снятие скованности;

Формирование представлений о базовых эмоциях, формирование адекватной самооценки, игровых навыков, развитие волевой регуляции деятельности.

Игровое взаимодействие на развитие пространственных представлений.

1

«Я без дела не сижу»

1

«Мой дом»

1

«Волшебный сон»

1

«Печальный снеговик»

1

«Гордые лебеди»

1

«Трусливый заяц»

1

«Сердитый ёжик»

1

«Обиженные лягушки»

1

«Смущенные цветы»

1

«Мой дом»

1

«Лесная прогулка»  

1

3.

Индивидуаль-ные занятия в интерактив-ной среде,  сенсорной комнаты.

 «Чудеса живут на свете!»

Сенсорная интеграция (развитие зрительного и слухового восприятия, тактильных ощущений)

Развитие сенсорных, моторных  функций.

1

10

«Улыбка»

1

«Я без дела не сижу»

1

«Мой дом»

1

«Волшебный сон»

1

«Печальный снеговик»

1

«Гордые лебеди»

1

«Трусливый заяц»

1

«Сердитый ёжик»

1

«Обиженные лягушки»

1

«Смущенные цветы»

1

«Мой дом»

1

«Лесная прогулка»  

1

4.

Итоговое совместное занятие для ребенка и родителей.

1

1

Итого: 30 занятий

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОГРАММЫ

Содержание диагностическая работы.

Обследование  уровня развития психических процессов (3); обследование эмоционально-волевой сферы (3); диагностика детско-родительских отношений (3).

Содержание развивающей работы и психологической коррекции.

  1. Индивидуальные занятия в игровой комнате (10 занятий).

Занятие начинается с ритуала приветствия, или ритуала вхождения в игру. Для этого используются: игра «Доброе утро!» и игра «Здравствуй мир чудес!»

В основной части используются:

  • психогимнастические упражнения: психогимностика «Это я, это моё»; «Веселые мартышки»; «Кто весёлый?»; «Лягушки», «Цветы».
  • релаксационные упражнения: «Улыбка», «У водопада», «В лесу».
  • развивающие игры: «Паровозик», «Про мышонка», «Самолет»,  «Найди всех веселых девочек», д/игра «Построй-ка», «Подружись со звездочками», «Озеро чудес», р/игра «Приведи домой котенка», дв/игра «Прыгай – красный…»

Каждое занятие заканчивается ритуалом прощания, с помощью игры «Колокол».

  1. Индивидуальные занятия в интерактивной среде,  сенсорной комнаты (10 занятий).

Структура занятия в сенсорной комнате строится по следующей схеме:

- ритуал вхождения в сказочное пространство (для этого используются различные приемы вхождения в сенсорную зону – обруч, сенсорная тропа, следы);

- рече-двигательное упражнение («Прогулка», «Птички», «Утро», «Муравей», «Солнце и тучка», «У моря», «Игра с песком»);

- взаимодействие с мультисенсорной средой («Солнышко», «Тучка», «Водопад», «Озеро», «Шариковый бассейн», «Хрустальные дворцы»);

- релаксационное упражнение (воздушная струя, дыхательные упражнения, релакс, телесно-ориентированные техники и т.п.);

- ритуал выхода из сказочного пространства (ребенок возвращается в активную зону сенсорной комнаты тем же путем каким и  вошел).

Содержание работы с родителями.

  • Диагностика детско-родительских отношений с помощью анкет и опросников.
  • Консультации, ознакомление с итогами работы.
  • Итоговое совместное занятие для ребенка и родителей.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих образование ребенка с задержкой психоречевого развития в соответствии с его особыми образовательными потребностями.

  • Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, средств и жизненных навыков;
  • Учет речеязыкового развития, ограниченного объема личного опыта.
  • Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
  • Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка
  • Создание развивающей среды
  • Сбалансированность подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка
  • Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Игровая комната: светлое помещение с ковровым покрытием, одним столом и стулом для дидактических игр.

Сенсорная комната: мультисенсорное оборудование, воздействующие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др. Мягкие модули спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка, сухой бассейн.

Методическое обеспечение.

Методики  для обследования познавательной сферы: «Разборка и складывание пирамидки», «Матрёшки», «Доски Сегена», «Почтовый ящик», «Кубики Кооса», «Разрезные картинки», «Пространственные ориентации», «Времена года», «Части суток», «Чего не хватает?», «Найди отличия», «Найди парные картинки и картинку в таблице», «10 картинок», «10 слов», «Серия сюжетных картинок», «Нелепицы», «Четвертое лишнее», «Кто что любит?».

Методики  для обследования личностно-эмоциональной  сферы: наблюдение, Цветовой тест, «Паровозик».

Методики  для обследования детско-родительских отношений: анкета для родителей, анкета «Психологический микроклимат в семье»; опросник «Взаимодействие родителя с ребенком», «Семья цветов», методика «Измерение родительских установок и реакций».

Картотеки:

  • подвижных игр
  • психогимнастических упражнений
  • релаксационных упражнений
  • речедвигательных игр
  • игры в сенсорной комнате
  • игры на развитие мелкой моторики
  • телесно-ориентированных игр.

Комплекты развивающих  игр: набор пиктограмм; мнемокартинки. Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Времена года», «Праздники», «Человек и его тело».

Список используемой литературы.

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.    Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
  2. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 л) / И.В.Ганичева - М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с.
  3. Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста  «Академия чувств и эмоций» И.С. Макарова
  4. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 272 с
  5. Ю.В. Царева Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008. – 48 с.
  6. Лабиринты/ Серия «Любимые игры». – М.: ЗАО «Росмэн – Пресс», 2006
  7. Мои эмоции. 4+. ФГОС ДО / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.Щербинина. – М.: Изд. «Экзамен», 2016
  8. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ / А.И.Титарь. – М.: АРКТИ, 2009
  9. Игротренинги с использованием сенсорных модулей / М.В.Янчук. – Волгоград: Учитель, 2014
  10. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей /  Л.В.Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010
  11. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т. П. Трясорукова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015
  12. Психогимнастика в детском саду : методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003

Приложение к программе № 1

КАРТА РАЗВИТИЯ

на 201__ - 201__  учебный год.

                                                   

Ф.И. О. ребёнка ______________________________________ Дата рождения___________

 

Разделы

программы

 Итоги диагностики на              начало учебного года

                        Динамика

           1 –е

     полугодие

         2-е

  полугодие

1 год

Игровая

деятельность

Развитие

  речи

Обучение

грамоте

ФЭМП

Продуктивные

виды

деятельности

Самообслужи-

вание

Музыкальное

воспитание

Физическое

воспитание

Эмоционально – волевая

сфера

Заключение по итогам диагностики на начало учебного года

Заключение по итогам выполнения образовательной программы за  учебный год

                                        Воспитатель: ____________________(_____  ____________)

                                                    Учитель – дефектолог: ____________(_____  ____________)

                                                    Учитель – логопед: _______________(_____  ____________)

                                                     Педагог-психолог: _______________(_____  ____________)

2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа основана на концепции системного подхода к анализу  психического развития ребенка, учении об ориенти­ровочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного форми­рования деятельности, ...

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть в...

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...