Консультация для педагогов " Использование прямой, косвенной и опосредованной оценки в воспитании ребенка"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Эффективность педагогического воздействия на ребенка в дошкольном детстве, в период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, в каждом из которых обязательно присутствует общий компонент – оценка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Консультация для педагогов и родителей на тему:

       Использование прямой, косвенной и опосредованной оценки

                                        в воспитании ребенка

                         

       «Не спеши с порицанием, если опаздываешь с похвалой»

                                                                                                 Антоний Регульский

     Эффективность педагогического воздействия на ребенка в дошкольном детстве, в период активного освоения окружающего мира, первоначального фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, в каждом из которых обязательно присутствует общий компонент – оценка.

     В широком смысле слова оценкой называют характеристику ценности, уровня или значения каких – либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего – нибудь. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения, программного материала.

     С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением родителей.

     Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. Наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:

     - прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личностных качеств ребенка и адресованная непосредственно к ребенку. Например: «Молодец, ты приложил всё старание и работа выполнена замечательно!», «Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно!», «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и обидел его».

      Прямые однозначные оценки делятся на положительные и отрицательные. 

     Положительные оценки могут выступать в трёх основных формах: согласие, ободрение и одобрение.

     Основными разновидностями отрицательной оценки являются: замечание, отрицание и порицание.

     Никогда не должно быть переноса отрицательной оценки деятельности в личностный план: «Ты – хороший мальчик, но поступил сегодня недостаточно правильно». Прямая оценка хороша, когда она положительная;

     - косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого, сравнение его поступков с поступками других лиц. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как герои сказки «Два жадных медвежонка», «Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются».

     Не должно быть ситуации, когда на фоне положительной оценки одного члена группы отрицательно оценивается либо другой член группы, либо вся группа в целом. Это нарушает межличностные отношения, снижает самооценку ребенка. Например: «Твоя подруга ходит в музыкальную школу и хорошо умеет играть на пианино, а ты – лентяйка и бездельница».

     При неудачах ребенка предпочтительнее косвенная оценка (например, при просмотре мультфильма, чтении сказки);

     - опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: «Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна», «Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея», «Вот Дима ответил лучше, чем Витя».

     Опосредованная оценка – оценивание одного ребенка через другого – это травмирующая оценка!

     Нередко взрослые уклоняются от вынесения какой – либо оценки. Часто они даже не задумываются, что это уклонение тоже есть вид оценки, причём самый худший по своим психологическим последствиям.

     Такой способ воздействия не ориентирует ребенка в результатах его деятельности, дезорганизует поведение и вызывает у него состояние неуверенности, вынуждает строить предположения о правильности своего поведения.

     Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к саморазвитию.

     Между тем, слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими, является также психотравмирующей ситуацией.

     Положительный опыт отечественной педагогики показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих.

     Если оценка противоречива или не соответствует реальному положению дел, ребенок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент выгодна.

     Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы её воздействия на психику ребенка, педагогам и родителям необходимо целенаправленно использовать оценку для достижения большей эффективности воспитательной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование прямой, косвенной и опосредованной оценки в воспитании ребенка Исполнил: Костина О.В. учитель – логопед МБДОУ № 50 г. Ставрополя

Слайд 2

Эффективность педагогического воздействия на ребенка в дошкольном детстве зависит от оптимального выбора методов и средств воспитательной работы, в каждом из которых обязательно присутствует общий компонент – оценка

Слайд 3

Оценка – это характеристика ценности, уровня или значения каких – либо объектов или процессов. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего – нибудь. Применительно к воспитательной деятельности оценка означает установление степени выполнения ребенком правил и норм поведения, программного материала

Слайд 4

ВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ ОЦЕНКИ косвенная опосредованная прямая

Слайд 5

ВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ ОЦЕНКИ ПРЯМАЯ ОДНОЗНАЧНАЯ ОЦЕНКА положительная отрицательная согласие ободрение одобрение замечание отрицание порицание

Слайд 6

Косвенная оценка выражается в одобрении либо в порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого, сравнение его поступков с поступками других лиц

Слайд 7

Опосредованная оценка выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта Опосредованная оценка – оценивание одного ребенка через другого – это травмирующая оценка!

Слайд 8

Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, педагогам и родителям необходимо целенаправленно использовать оценку для достижения большей эффективности воспитательной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование активных форм обучения в рамках программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте"

Консультация была зачитана педагогам на педагогическом совете с целью ознакомления с основными формами обучения на занятиях по истоковедению....

Консультация для педагогов "Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"

В консультации описаны  три основных вида дидактических игр, используемых в трудовом воспитании дошкольников. ...

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников

Создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития познавательных и творческих способностей дошкольников....

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка

Роль педагогической оценки в воспитании ребенка...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становитс...