Как преодолеть речевой негативизм
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа) на тему

Андреева Венера Фатыховна

Неговорящие дети откзываются говорить, повторять слова, называть действия. Преодолеть  нежелание разговаривать-первая задача логопедов. воспитателей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_negativizm.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Как преодолеть речевой негативизм?

Иногда логопеды советуют: «Нужно постоянно просить неговорящего ребенка повторять слова за взрослым, называть ту вещь, которую он хочет взять, требовать:
Бывает, что малыш один раз скажет какое-то слово  и больше не повторяет его. Родители с энтузиазмом «берутся» за ребенка, требуя повторить это слово, произнести его по образцу, назвать этот предмет и т. п.  Сначала мама с папой ласково просят, потом требуют, и наконец, разозлившись, ставят малыша в угол. Заговорит ли после этого малыш?
Более того, это нередко является
причиной возникновения речевого негативизма – явления, когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение.
Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках звукопроизношения  ребенка.У заикающихся детей тоже имеет место речевой негативизм, как следствие страха перед речевыми запинками.
?
Отказываясь говорить, ребенок протестует против чрезмерных требований взрослых. На любое обращение или вопрос к нему ребенок отворачивается и молчит, иногда просто мычит и показывает пальцем, у ребенка начинает преобладать жестовая речь.
Часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер.
Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит  несформированность навыков речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.

Как преодолеть речевой негативизм и вызвать у ребенка желание говорить?
В норме речь ребенка проходит несколько этапов развития:
Первый этап: - развитие мотивации к речи, возникновение желания говорить с окружающими; - развитие способностей ребенка к имитации речи взрослого.
Второй этап: - обогащение словарного запаса (накопление слов); - развитие грамматической стороны речи, то есть правильное употребление слов, их согласование в предложениях.
Третий этап: - развитие монологической и диалогической речи.
Надо отметить, что этапы не обладают четкими границами и порой имеют области наложения друг на друга. Если малыш не говорит совсем, то в любом возрасте нужно начинать именно с первого этапа. То есть сначала мы должны вызвать у ребенка желание общаться, сформировать мотивацию к речевой коммуникации.
Начните с простейшей игры. Сядьте рядом с ребенком, возьмите куклу, если у вас дочь, или машинку, если имеете сына, и начните выполнять действия с игрушкой. «Вот идет наша кукла: топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечайте: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова дайте ответ сами, не требуя  ничего от ребенка: «Ляля».
Не ждите сразу первых слов от малыша, ничего не требуйте, просто играйте и произносите вновь и вновь простейшие слова: «Ляля», «Топ-топ», «Би-би»… И когда вы услышите от ребенка робкое «То-то» или «Би», похвалите его, порадуйтесь! Ведь это маленькая победа, ваша и малыша! Контакт установлен , желание общаться и говорить появилось.
И теперь можно сделать следующий шаг – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком.
Для этого отберите простые по слоговому составу 5-10 слов – названий окружающих предметов, игрушек, того, что ребенок любит больше всего. Например, играя с кубиками, мы говорим: «Возьмем большой кубик. Что мы взяли?» И после небольшой паузы, если ребенок сам не ответит, говорим за него: «Кубик». «Поставим его на другой кубик. Получился дом. Что мы построили?» «Дом» и т. д.
Постепенно паузы после вопросов увеличиваются — так мы поощряем ребенка к вступлению в диалог. Стремитесь к тому, чтобы малыш следил за вашей артикуляцией. Если ребенок молчит и не отвечает, не ругайте его.
Таким же способом разговариваем с малышом во время режимных моментов. Главное, ребенок не должен догадываться, что вы с ним специально  занимаетесь развитием речи, общение должно происходить непринужденно, естественно, комфортно для малыша.
Важное условие — не используйте слова: «Повтори…!», «Скажи…!».
Через какое-то время (обычно через пару дней) ребенок начнет повторять за вами слоги и слова, отвечать  на вопросы. Искренне хвалите его!
На первых порах не требуйте правильного, полного произношения каждого слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Напротив, поощряйте любую речевую реакцию ребенка.
Постепенно создавайте ситуации, стимулирующие потребность ребенка в общении с окружающими. Задавайте вопросы типа: «Что это ты принес?», «Что у тебя в руках?», «Что ты сейчас сделал?»  Так мы активизируем изученные ранее слова.
Ставьте малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: печенье или конфету?», «Какую игрушку тебе подать: мяч или машину?» Вопросы такого типа не только побуждают дать вербальный ответ, но и содержат в себе слово-подсказку для имитации.
Основное условие — используйте только те слова, над которыми проводилась предварительная работа. Подкрепляйте любую речевую активность ребенка, не скупитесь на похвалу и добрые слова. Категорически избегайте оценок, исправлений, любых требований: «Неправильно!», «Повтори еще раз!», «Скажи вот так…», «Следи за собой!» Помните, наша задача — избавиться от речевого негативизма, добиться того, чтобы малыш сам начал проявлять речевую активность, и делал это с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой негативизм

Рекомендации для родителей "неговорящих" детей...

Презентация "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевого негативизма"

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.- чистоговорки для автоматизации и диффере...

Игровые ситуации в преодолении речевого негативизма у детей с моторной алалией

   Речевой негативизм - характерная особенность ребенка с моторной алалией. Cтепень его проявления обратно пропорциональна речевым способностям "неговоряшки" и прямо пропорц...

Что нужно знать о речевом негативизме ?

Что нужно знать о речевом негативизме ?...

Речевой негативизм.

Речевой негативизм - это явление, когда ребёнок очень неохотно вступает в речевое общение, "всё понимает, а сказать не может"....