Психолого-педагогическоесопровождение образования детей с ОВЗ и реализация адаптированных общеобразовательных программ в условиях коррекционно-образовательных учреждений
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Любовь Борисовна Алпатова

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции  "Инклюзивное образование: доступность, качество и эффективность в условиях реализации ФГОС"  (15 ноября 2016г.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области «Тульский детский сад для детей с ограниченными    возможностями здоровья»

      Выступление на конференции

«Инклюзивное образование: доступность, качество и эффективность                   в условиях реализации ФГОС»

                                              Секция 2.

Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с ОВЗ и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в условиях специальных коррекционных образовательных организаций

                                учитель-дефектолог, сурдопедагог

                                         Алпатова Л.Б.

                                          15 ноября 2016г.

                                       

1.  Основные принципы разработки  адаптированной основной общеобразовательной программы.

ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» имеет лицензию, в соответствии с которой осуществляет образовательную деятельность по физическому, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию детей. Реабилитационная деятельность представляет собой согласованную систему мероприятий, направленных на обеспечение психолого-педагогической помощи ребенку и его родителям и развитие речи детей как средства коммуникации.

Основным документом, регламентирующим и координирующим педагогический процесс является адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе действующих  программ воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста (авторы Л.П. Носкова,  Л.А. Головчиц) и основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разработана в соответствии с индивидуальными программами реабилитации детей и с учетом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Программа отвечает основным положениям современной специальной психологии и педагогики:

  • учет сензитивных периодов развития детей дошкольного возраста, т.е. – доступность образовательного материала;
  • детельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
  • системность в отборе и систематичность в предъявлении образовательного материала, комплексное решение задач интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социально-личностного развития дошкольников;
  • концентричность предметного содержания;
  • вариативность – возможность повторения, уточнения и амплификации образовательного материала в течение года, месяца, недели;
  • обеспечение слухо-речевой среды в процессе освоения программного материала;
  • сочетание традиционных и инновационных технологий обучения;
  • активное участие родителей в процессе социализации и личностного развития детей.

               2. Краткая характеристика нарушений слуха у детей.

        Основным функциональным ограничением у дошкольников с нарушениями слуха является сложность или невозможность восприятия звука, а также определение локализации, громкости, высоты и качества звуков. Потеря слуха в речевой зоне, превышающая 85 – 90 дБ классифицируется как глухота. Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора (что в первую очередь отличает его от умственно отсталого ребенка), обращается к доступной форме общения – мимике и естественным  жестам. 

Но природой дефекта глухому ребенку не предписано аномальное развитие.  Даже глухие дети реагируют на громкие и резкие звуки, такие как гул самолета, гудок паровоза, звук барабана, но, к сожалению, они не слышат звука человеческого голоса.  По объему воспринимаемых частот различают четыре слуховые группы глухих детей, имеющих остатки слуха.

Дети, входящие в  I группу глухоты  (слуховой диапазон 128 – 256Гц) не различают ни гласных, ни согласных, ни отдельных слов и фраз.

Дети, отнесенные ко II группе (от 128 – 512 Гц), реагируют на громкий голос около уха, некоторые различают гласные а, у, но не различают слов и фраз. Таким образом, при восприятии только низких частот способность к различению звуков речи практически отсутствует.

Дети  из  III группы  (от 128 – 1024 Гц), способны различать 3 – 4 гласные, некоторые различают знакомые слова и короткие фразы. 

Большинство детей, составляющих IV группу, слышат разговорный голос на расстоянии до 2-х метров, различают почти все гласные, а также знакомые слова и фразы.  

В детском саду функционируют четыре группы для детей с нарушениями слуха:

 в разновозрастной группе (возраст от 4-х до 6-и лет) 6 детей с диагнозом «глухота», из них у троих детей задержка психического развития (ЗПР) как еще одно первичное нарушение (сложный или сочетанный дефект);

в младшей группе (возраст 3 – 4 года) 4 ребенка с диагнозом   «глухота» и два с DS: «тугоухость IV степени» – состояние  слуха, граничащее с глухотой;

в средней группе  6 детей  с DS: «глухота I и II гр.» и 1ребенок с DS: «тугоухость IV степени».

Потери слуха у детей с таким диагнозом очень велики (средняя потеря слуха в области речевого диапазона частот равна 92,4 дБ.  При постоянном ношении слухового аппарата порог восприятия речи снижается на 32 дБ, порог восприятия шума – на 25 дБ.

Все дети имеют современные индивидуальные слуховые аппараты, у всех статус «инвалид по слуху».

СКОЛЬКО ? Есть дети, которые проходят педагогическую реабилитацию после кохлеарной имплантации.  

Кохлеарная имплантация – это операция, в процессе которой во внутреннее ухо вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. В отличие от обычного слухового аппарата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный имплантат преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Основными показаниями к операции являются снижение слуха более 85 – 90 дБ в зоне речевых частот (500 – 4000 Гц) не поддающееся коррекции обычным слуховым аппаратом; возраст пациентов (как правило, старше 2-х лет).

Кохлеарный имплантат обеспечивает возможность физиологически слышать, но восприятие звуков окружающей среды и понимание речи – это значительно более сложные психические процессы, которые включают также умение различать речевые сигналы,  узнавать изолированные слова и слова в слитной речи, понимать смысл высказываний, выделять сигналы из шума. Поскольку ребёнок был глухим до операции, то эти навыки у него не сформированы. Послеоперационная педагогическая реабилитация детей с кохлеарными имплантатами – это работа группы специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, музыкального педагога, психолога. Принципиально важным является также активное и адекватно осмысленное участие родителей в этом процессе.

Из 23 семей воспитанников 10 семей с наследственной глухотой или тугоухостью. В этих семьях 2 – 3 поколения взрослых между собой общаются с помощью жестовой речи (которая в РФ имеет официальный статус второго языка). Жестовая речь (конвенциональная) основана на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение и может применяться в узком кругу людей, владеющих системой её знаков. Дактильная и жестовая речь используются как вспомогательное средство в обучении и воспитании глухих дошкольников наряду с основными – устной и письменной речью.

В смысле психологической стабильности дети не из семей с наследственной глухотой испытывают наибольшие трудности при обучении, а дети слышащих родителей. Родители, не имея опыта «быть глухим», не могут установить с ребенком на первом и втором году жизни полноценное, содержательное, развивающее речевое общение.  Например, в сентябре 2016 года в одну из групп поступили два ребенка 2011 года рождения, которые до 5 лет не посещали специальных коррекционных учреждений, не смотря на то, что в младенчестве не прошли аудиологический скрининг. Родители очень поздно обратились к врачам-сурдологам, и диагноз: «глухота» был установлен только в 2016 году.

Таким образом, к моменту поступления ребенка в детский сад сензитивные периоды для усвоения речи родителями упущены, и мы проводим уже не абилитацию, а реабилитацию слуховой функции.

Устная речь выступает как исходная на ранних этапах обучения, она является основой для формирования других – письменной, дактильной. Уже на первом году обучения детей учат глобальному (нерасчлененному) восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. На ранних этапах обучения таблички опосредствуют и предметную, и языковую действительность. Рассматривая речь как совокупность разных видов речевой деятельности (говорения, письма, дактилирования, зрительного восприятия с руки, чтения с губ, аудирования, чтения текстов) в образовательной программе установлена последовательность их формирования с учетом возрастных возможностей детей и психофизиологических механизмов применения каждого вида речевой деятельности.

Известно, что обучение детей с нарушением слуха осуществляется на полисенсорной основе. Значимой с этой точки зрения является опора на сохранные анализаторы: зрительный, двигательный, тактильно-вибрационный.  Речевое развитие играет решающую роль в развитии ребёнка как личности. Снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Это ограничение влияет на формирование психики воспитанников. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит: страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление.

Для эффективности коррекционно-педагогической работы в ГДОУ, т.е. для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ создана адекватная возможностям детей среда,  понимаемая как система условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений в развитии высших психических функций и становлении личности ребенка.

  1. Психолого-педагогические условия развития детей с нарушениями слуха

В дошкольной педагогике предметно-пространственная развивающая образовательная среда (ППРОС) рассматривается как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психологических, педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых и реализацию образовательной программы ДОУ с учетом возрастных и специфических  особенностей воспитанников.

Аксиоматично утверждение, что ребенок будет отставать в речевом развитии, если у него понижена двигательная активность.

В ГДОУ созданы условия для формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни: соблюдается режим бодрствования и сна, поддерживается температурный и воздушный режим, осуществляются гигиенические процедуры и медицинский контроль здоровья детей.  

В специально оборудованном зале инструктор проводит физкультурные занятия, которые способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, совершенствованию основных видов движений, вызывают интерес к участию в подвижных и спортивных играх.

Психологическое сопровождение в условиях детского сада носит  профилактический, коррекционный и образовательный характер. Оно заключается в предупреждении,  коррекции отклонений в развитии и поведении детей, ознакомлении родителей,  воспитателей с различными областями психологических знаний и сферы взаимоотношений в системе «ребенок – взрослый».

Кабинет психолога расположен в доступном, оборудованном в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога помещении. В кабинете несколько зон: диагностическая, корркционно-развивающая, игровая, зона релаксации и снятия эмоционального напряжения, где размещаются подушки, крупные мягкие игрушки, поролоновые мячи и другие предметы.

  Психолог проводит занятия в игровой форме, это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете и способствует снятию у них напряженности. 

Различные составляющие предметно-пространственной развивающей среды в каждом групповом помещении соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста и отвечают требованиям полифункциональности – возможности их разнообразного использования в воспитательно-образовательном процессе. Образовательное пространство оснащено дидактическими материалами (сюжетные игрушки, настольные игры, тематические альбомы, книги, стационарные плакаты и наборные полотна). Демонстрационный и раздаточный материал периодически обновляется – варьируется в зависимости от познавательной активности детей, от изучаемой по программе темы и располагается в доступных для детей местах.

Речевое развитие глухих детей осуществляется при следующих благоприятных условиях: создание слухо-речевой среды в семье и детском саду, использование слуховых аппаратов; развитие речевого слуха как основы для формирования навыков слухо-зрительного восприятия речи; формирование произношения; обучение письменной и дактильной речи.

У детей с самого начала обучения развивают слушание при помощи звукоусиливающей аппаратуры (индивидуальные слуховые аппараты и коллективная аппаратура).  Классы оборудованы звукоусиливающими аппаратами воздушной и костной проводимости и вибротактильного восприятия – АВКТ-Д-01 «Глобус». Аппарат является универсальным слухоречевым прибором для проведения занятий со слабослышащими и глухими детьми.

Прибор «И-2М» предназначен для работы над произношением. Он позволяет глухим дошкольникам с помощью зрения улавливать особенности акустической структуры фонетических элементов речи.  Использование в образовательном процессе специальной аппаратуры осуществляется сурдопедагогами,  прошедшими инструктаж о мерах безопасности, изучившими устройство и правила эксплуатации, владеющими методикой работы на ней.

Возросшие требования к образованию детей с нарушенной слуховой функцией, определяют необходимость модернизации образования с позиций применения современных педагогических технологий, в том числе: информационно-компьютерных (ИКТ). Это положение подтверждается исследованиями Т.И. Галишниковой, Т.К. Королевской, О.И. Кукушкина, И.А. Никольской, C.B. Сацевич и др.

В групповых помещениях и классах расположено интерактивное оборудование – «smart- столы» и «smart-доски» – это визуальный ресурс, который помогает педагогу излагать новый материал увлекательно для детей, представлять информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упрощает объяснение темы и позволяет быстро проверить выполненное задание. На столе легко изменяется информация, передвигаются объекты, создавая новые связи, что значительно повышает познавательный интерес и внимание детей. Дети имеют возможность быстро получить подтверждение правильности своего выбора и исправить ошибки.

Известно, что у дошкольников преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У детей с нарушениями слуха потребность в визуализации информации гораздо выше, чем у слышащих сверстников. Интерактивный стол  является инструментом визуального представления материала, это позволяет развивать концентрацию внимания воспитанников, а также одновременно воздействовать на несколько органов чувств ребёнка,  способствуя закреплению новых знаний. Таким образом, интерактивный стол – эффективное средство для вовлечения детей в образовательный процесс, повышения их познавательной активности и уровня понимания учебного материала. При этом компьютер выступает в качестве нового средства коррекционного обучения, средством организации совместной деятельности педагога и воспитанников и сотрудничества детей.

Оборудованные помещения классных комнат, кроме ежедневного функционального назначения, используются для проведения консультаций и родительских групповых собраний. Консультации по развитию слухового восприятия, обучению произносительным навыкам и методам познавательного и личностного развития детей в условиях семейного воспитания проводятся как по инициативе сурдопедагога, так и родителей.  

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда является объектом постоянного внимания сотрудников и руководства ГДОУ в целях ее оптимизации и одним из приоритетных направлений в осуществлении образовательной деятельности.

         Осуществляя свою деятельность, ГДОУ сотрудничает с образовательными организациями города: школой для детей с нарушениями слуха, областным институтом повышения квалификации, ТГПУ им. Л.Н. Толстого.  Педагоги принимают участие в городских, региональных и международных конференциях, семинарах. Например, 1 – 2 октября 2015 года приняли участие в научно-практической конференции с международным участием «Расстройства аутистического спектра».  12 апреля 2016 года педагоги ГДОУ участвовали в региональной педагогической мастерской «Образовательное пространство как условие успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ».  

20 апреля 2016 г. в ГДОУ проходил семинар «Традиционные и инновационные средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», на который были приглашены коллеги из  Щекинского детского сада для детей с ОВЗ.

Студенты Тульского педагогического колледжа проходят непрерывную и преддипломную практику в детском саду.

По приглашению общественной организации – Тульского регионального отделения Всероссийского общества глухих сурдопедагоги ГДОУ  25 сентября 2016 года участвовали в мероприятии, посвященном Международному дню глухих.  Переводчиком и фото-документалистом на этом мероприятии были ставшие взрослыми, бывшие воспитанники нашего детского, затем школы для глухих,  – родители сегодняшних детей, посещающих детский сад.

Тульская региональная общественная организация содействия инвалидам детства с расстройствами аутистического спектра и их семьям «Маленькая страна – мы есть» выразила благодарность сотрудникам ГДОУ за участие в конкурсе детских рисунков, приуроченном к 1 июня – Дню защиты детей.

         Таким образом, ГДОУ  ТО «Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» является организацией, входящей в первое звено  областной системы образования и осуществляет воспитание, обучение и образование детей с ОВЗ, их реабилитацию и интеграцию в общество.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста на 2014 – 2015 уче

Данная рабочая учебная программа соответствует образовательным стандартам и  может быть рекомендована для использования в учреждении дошкольного образования компенсирующей направленности для дете...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Адаптированной образовате...

педагогическая диагностика РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей ...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной общеобразовательной программы группы компенсирующей направленности для детей 4- 5 лет

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Адаптированной образовате...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...

Создание условий для коррекционно - пространственных характеристик у детей с ОВЗ через реализацию адаптированной общеобразовательной, общеразвивающей программы художественной направленности "Очумелые руки".

  Одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка является способность к ориентировке в пространстве.    Навык ориентировке у детей с ОВЗ развивается с опозданием, т.к...