Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Валентина Анатольевна

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
     К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

    Детей с  ФФНР отличают:
-трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (по положению губ и языка) или акустическими (по звучанию) признаками;
- пониженная способность к анализу (выделению) и синтезу (обобщению) речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава языка;
- затруднения в различении звуков относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определения наличия и последовательности звуков в слове;
- нарушение речевых кинестезий (ощущений положения и перемещения органов, участвующих в образовании речи) вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи;  
- нарушение звукопроизношения  при относительной сохранности слоговой структуры слова;
- слабовыраженное лексико-грамматическое недоразвитие ( нарушение строения и понимания слова и предложения, присущее русскому языку);
- неточность в понимании и обобщении близких по значению или звучанию слов;
- нарушение просодических компонентов речи: тембр, темп, мелодика.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ffnr.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     Белова В.А., учитель-логопед,                                                                                                                                                  
                                                                                          ГБДОУ детский сад №58 Приморского района
                                                                                                                              города Санкт-Петербурга

                    Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС

     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
    К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

   Детей с  ФФНР отличают:
-трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (по положению губ и языка) или акустическими (по звучанию) признаками;
- пониженная способность к анализу (выделению) и синтезу (обобщению) речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава языка;
- затруднения в различении звуков относящихся к разным фонетическим группам;
- невозможность определения наличия и последовательности звуков в слове;
- нарушение речевых кинестезий (ощущений положения и перемещения органов, участвующих в образовании речи) вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи;  
- нарушение звукопроизношения  при относительной сохранности слоговой структуры слова;
- слабовыраженное лексико-грамматическое недоразвитие ( нарушение строения и понимания слова и предложения, присущее русскому языку);
- неточность в понимании и обобщении близких по значению или звучанию слов;
- нарушение просодических компонентов речи: тембр, темп, мелодика.

    Причины фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.
    Эти нарушения могут быть врожденными и приобретёнными.
   Нарушения, обусловленные врождёнными причинами:
-  некоторые наследственные заболевания;
-  тяжелый токсикоз при беременности матери;
- разный резус-фактор крови у младенца и матери;
- сложные роды, при которых происходят травмы новорожденного;
- асфиксия плода;
- инфекционные заболевания и эмоциональные стрессы у женщины в период беременности.
  Приобретенное фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это дефект, формирующийся под влиянием социальных, бытовых и других условий среды, где воспитывается малыш.
  Причины недоразвития речи у ребенка могут быть такими:
- травмы органов речевого аппарата;
- неблагоприятные социальные и, как следствие, бытовые условия, в которых проживает ребенок;
- двуязычие в семье;
- недостаточные речевые условия (ребенок целыми днями предоставлен сам себе, с ним практически не занимаются)
;
- дефекты в построении зубного ряда;
- психотравмирующие ситуации;
- заболевания слухового и зрительного аппаратов (доказано, что у большинства детей, имеющих проблемы со зрением и/или слухом, возникает ФФНР).

      Дети с ФФНР кроме речевых нарушений могут иметь такие особенности поведения и общения:
- неустойчивость внимания;
- трудности в переключении с одного занятия на другое;
- сужение объема памяти;
- затруднения в понимании и объяснении абстрактных понятий.
     Фонетико-фонематическое недоразвитие речи без коррекции может стать серьезной проблемой.  При наличии такого дефекта ребенок должен пройти комплексное обследование с посещением логопеда, психолога и врачей: психиатра, ЛОРа, окулиста, невролога и педиатра. ЛОР дает заключение о состоянии слухового аппарата, окулист отмечает, есть ли проблемы со зрением, а педиатр - наличие либо отсутствие сопутствующих заболеваний.
  Кроме того, исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата пациента и оценивается состояние голосовых и дыхательных функций.
   Логопед проводит тесты, определяющие, какие именно нарушения звукопроизношения имеются у ребенка (замена звуков, их смешение, искажение и так далее). Если на медико-психолого-педагогической комиссии подтвердили заключение «ФФНР», ребёнок определяется на логопункт для регулярных занятий с логопедом.

      Цель работы логопеда – в рамках ФГОС - обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществить своевременное и полноценное личностное развитие, обеспечить эмоциональное благополучие посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях логопункта. Предупредить возникновение возможных трудностей в усвоении программы, обусловленных недоразвитием речевой и фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников. Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развить связную речь.

     Логопедический пункт можно рассматривать как «подмодель» интегрированного обучения нормально развивающихся детей и детей с особенностями в развитии. Дошкольники с нарушениями произносительной стороны речи являются воспитанниками определенной возрастной группы детей детского сада. Они постоянно находятся в среде своих сверстников, что характерно для полной интеграции, но также, посещая дошкольный логопедический пункт, получают систематическую квалифицированную дефектологическую помощь в стенах своего детского сада (комбинированная интеграция).
    В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
   Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия (непосредственно-образовательная деятельность), на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме: подгрупповых, индивидуальных занятий; занятий подвижными микрогруппами.

Основные задачи логопеда:
- своевременно выявить и провести обследование по изучению уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком;
- осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях устной речи у детей через коррекционно-логопедические занятия;
- привить детям навыки коммуникативного общения (общения с взрослыми и детьми) в двух формах: монолог и диалог;
- проводить мониторинговые исследования (диагностику) результатов коррекционной работы, определять степень речевой готовности детей к школьному обучению;

- сформировать и координировать информационную готовность к логопедической работе педагогов, медицинских работников и родителей, оказывать помощь в организации полноценной речевой среды.

      Организация логопедической работы с детьми осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка (игровой), стимулирующей психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи.
    Работа логопеда опирается на принципы:
- принцип коррекции и компенсации – определение адресных логопедических технологий (направлений работы) в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения у детей;
- принцип наглядности – тесная взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых образов детей;
- принцип постепенного повышения требований – постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

     Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки и умения детей, полученные во время занятий с логопедом закрепить в повседневной жизни
   Задача учителя-логопеда — помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, некоторыми приемами преодолениями речевого нарушения, пополнять конкретным содержанием задания для домашней работы (рекомендации логопеда)  с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

     Хотя коррекция речи в детском саду – дополнительная задача, весь коллектив детского сада не остается в стороне от ее решения. Успешная коррекционная работа может осуществляться только при создании команды единомышленников, куда входят: учитель — логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, медицинский персонал. Поскольку время коррекционной работы с детьми в детском саду строго лимитировано, а в специально организованную деятельность учителя-логопеда и ребенка невозможно включить весь лексический и грамматический материал, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре очень актуальна.

    Таким образом  осуществляется личностно — ориентированный подход к обучению воспитанников с речевыми нарушениями, так как, если коррекция речи ребенка начата вовремя, то, как правило, недостатки полностью устраняются.

Литература:
1. Аранович З.Е. /Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб : «Детство-Пресс», 2001.
2. Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Технологии деятельности учителя – логопеда на логопункте ДОУ. – М.: АРКТИ, 2012.
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «От рождения до школы» — М; Мозаика-синтез, 2014.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
5. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М; ТЦ Сфера, 2008г.Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издат школа 2000.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В .Индивидуально — подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
7. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — С.-Пб, 2003г.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.- М; Владос, 1999г.
9. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. /Авт. — сост. сб. Г.В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2010.
10. Сборник документов для учителей — логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации / Н.Н. Болясова, Е.В. Бариновская, О.Ф.Фролова. – Самара: Изд-во МИР, 2009.
11. Организация работы дошкольного логопедического пункта: Методическое пособие / Под. Ред. Л. С. Вакуленко, — СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО.

Опыт работы инструктора по физической культуре Татариной Татьяны Николаевны с детьми с ОВЗ дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

материал из опыта работы педагога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

Выступление на методическом объединении иструкторов по ФЗК города Балаково, Саратовской области....