Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
консультация на тему

Фелькер Татьяна Юрьевна

материал из опыта работы педагога с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_s_ovz_.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 (из опыта работы воспитателя)

Успешная  работа воспитателя ДОУ с детьми с ОВЗ зависит не только от опыта и знаний, наработок педагога. Модель коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ представляет собой целостную систему. Работа детского сада определяется строгой, продуманной системой, важность которой заключается в логопедизации учебно-образовательного процесса, различных видах деятельности детей. Создание целостной коррекционно-развивающей работы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений должен быть запущен механизм программы для детей с ОВЗ.

А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования ДОУ, разработанной на основе ФГОС ДО, следует заложить все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации. А также предусмотреть адаптацию общеобразовательной программы к восприятию системы образования детьми с ОВЗ. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

Целью коррекционной работы в группах для детей с особыми возможностями здоровья является – обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении общеобразовательной программы.

Все специалисты работают под руководством учителя-логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Тем самым создаются оптимальные условия, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых и физических возможностей детей с ОВЗ. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

Изучение по каждой теме соответствующих понятий, названий предметов, действий, признаков не возможна без участия родителей во всём процессе работы над проблемами. Это и экскурсии, и целевые прогулки, продуктивная деятельность, непосредственно связанная с темой (творческие задания, рисование, аппликация, лепка, конструирование).На этапе появления звука Воспитатель закрепляет произнесение поставленного звука, фиксирует внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинный и предметно-стимульный материал

На этапе автоматизации Воспитатель по заданию логопеда закрепляет поставленный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом для домашнего закрепления.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии, достаточно сложно. Дети имеют нарушения в интеллектуальной, двигательной, психической, эмоциональной и личностной сферах. Для этих детей характерна низкая познавательная активность, отсутствие интереса к знаниям. Нужны другие способы педагогического воздействия на детей, то есть специально организованное образовательное пространство, которое может обеспечить все необходимые условия для развития детей с ОВЗ.

Например - развитие творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию.

В наших группах находятся дети с разными диагнозами и, соответственно, разными возможностями (а именно – дети с парезами не могут наравне с другими детьми , то есть так же ловко скатывать раскатывать шарики и колбаски). Здесь вступает в силу индивидуальный подход. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями. И так во всех видах продуктивной и познавательной деятельности.  

Ежегодно в годовом и групповом планировании остро стоит основная задача по развитию речи каждого ребёнка с ОВЗ в ДОУ.

Одними из таких задач являются:

- научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

-легко и непринуждённо воспринимать тексты художественной литературы, заучивать произведения, выразительно их декламировать.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Особенно действенной для наших детей оказалась «МНЕМОТЕХНОЛОГИЯ», основанную на системе мнемотехники. Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти.  Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Они могут быть разработаны на любую лексико- грамматическую тему («Осень», «Зима», «Зимующие птицы», «Транспорт» и т. п.) Однако мой опыт показал, что использование элементов мнемотехники помогает  особенно быстро и интересно запоминать и стихи, считалки, и физминутки. Эти  приемы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также использование знаний о каждом ребенке – его возможностях, способностях, особенностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ с ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО.

Опыт работы инструктора по физической культуре Татариной Татьяны Николаевны с детьми с ОВЗ дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждо...

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Всё больше детей приходят в ДОУ с ограниченными возможностями здоровья, работы у психолога также становится всё больше. Давайте разбираться вместе, как, черезкаие формы ,методы и приёмы работать с так...

Работа с детьми с ФФНР в условиях реализации ФГОС

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектам...

Особенности образовательного процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

Выступление на методическом объединении иструкторов по ФЗК города Балаково, Саратовской области....