Специфика психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на примере старших дошкольников с задержкой психоречевого развития
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Фёдорова Ольга Сергеевна

Специфика психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на примере старших дошкольников с задержкой психоречевого развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад

компенсирующего вида №26 «Солнышко»

Консультация для педагогов

На тему: Специфика психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на примере старших дошкольников с задержкой психоречевого развития

Дата проведения : 31.03.2016

Выполнил:

Воспитатель подготовительной группы №4 «Ручеек»

Фёдорова О.С.

г.  Серпухов. 2016 г.

Специфика психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на примере старших дошкольников с задержкой психоречевого развития

Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых функций психики, а именно - замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Категория детей с ЗПРР была выявлена в начале 60-х годов прошедшего столетия, когда остро обозначилась проблема школьной неуспешности. Сегодня такие дети посещают нашу подготовительную группу.

По определению В.В. Лебединского, «эти дети достаточно сообразительны и продуктивны..., несмотря на незрелость мышления, малую интеллектуальную целенаправленность, преобладание игровых интересов», что в условиях ДОУ компенсирующего вида с необходимостью требует деятельности по их эффективному психолого-педагогическому сопровождению.

В России такая система появилась около 15 лет назад, но как новая образовательная технология она была выделена благодаря Е. И. Казаковой, которая обобщила имеющийся в России опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования, определив его основу - системный ориентационный подход. Его важнейшее положение – опора на личностный потенциал с целью формирования способностей субъекта к саморазвитию. Исходя из этого, Е. И. Казакова (2000 г.) определяет сопровождение как помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. Субъектом в каждом конкретном случае выступает как сам ребёнок, так и его родители, педагоги, ближайшее окружение.

Следует различать понятия:

  • процесс сопровождения;
  • метод сопровождения;
  • служба сопровождения.

Процесс сопровождения – это совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения – это создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Служба сопровождения в ДОУ – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Для нашего коллектива важно выстраивать систему сопровождения детей с ЗПРР в русле комплексного системного подхода на основе согласованной работы всех специалистов ДОУ: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей, помощника воспитателя.

Он включает в себя:

  • создание предметно-развивающей среды;
  • разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития. И построен в единстве диагностики и коррекции.

Диагностическая работа заключается в:

- выявлении причин трудностей адаптации;

- изучении социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

- изучении адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка;

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Для надежной работы блоков диагностики и коррекции нужен сбор информации и ее анализ, поэтому психолого-педагогическое сопровождение включает консультативную работу, а именно:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ЗПРР, единых для всех специалистов;

- консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка;

и информационно-просветительскую работу, которая предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение вопросов, связанных с особенностями сопровождения детей с ЗПРР;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению психофизических и личностных особенностей детей с ЗПРР.

Наиболее важен в системе психолого-педагогического сопровождения человеческий фактор, а именно взаимодействие педагогов и родителей.

Педагог, воспитатель восполняет недостаток педагогической компетентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений.

Анализирует жизненную ситуацию семьи, содействует в преодолении негативных обстоятельств, определяемых неадекватным стилем воспитания, и нарушающих семейную микросреду.

Педагог – психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, связанных с общением, личностными особенностями членов семьи, оптимизировать психологический климат в семье, преодолеть психологические барьеры в детско-родительских отношениях.

Учитель-дефектолог содействует родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи.

Учитель-логопед помогает родителям обеспечить освоение речевой функции.

Поскольку коммуникативные умения педагогов выполняют одну из главных функций, то для их успешности нужно выполнять следующие рекомендации: НЕОБХОДИМО:

  • использовать доступный язык, ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми
  • выражаться точно и по делу
  • говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, особенно когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение
  • помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых 
  • помнить, что у детей с ЗПРР часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог показывает эталон поведения и общения
  • всегда и во всем до конца доводить начатую с детьми работу, проявлять настойчивость
  •  не говорить при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о Ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми
  •  соблюдать полное беспристрастное отношение к детям.

В свете задачи успешного включения родителей в систему ППС серьезного внимания заслуживает работа по формированию у них психолого-педагогической компетентности, прежде всего, на начальном этапе вхождения в ДОУ в период адаптации ребенка. В этой связи на первый план выдвигается проблема малой осведомленности родителей о дошкольном детстве и принципах его организации в детском саду, недостаточная правовая подкованность и т.п. По итогам длительных наблюдений за родителями детей с ЗПРР мы сделали определенные типичные выводы:

  1. Родители не изучают, не анализируют современное образовательное законодательство в части, связанной с дошкольным детством, в том числе, отягощенным отклонениями в развитии.
  2. Родители не связывают законодательные акты в сфере дошкольного образования с практической деятельностью этой системы.
  3. Родители не представляют современного состояния как общеобразовательной, так и специальной образовательной системы.
  4. Родители не сведущи в образовательной программе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
  5. У подавляющего большинства родителей существует установка на то, что определив малыша в ДОУ, они теперь решили многие проблемы его воспитания и обучения, и можно больше не задумываться об этих вопросах в семье, поручив их коллективу педагогов.
  6. Определив ребенка в ДОУ, многие родители не считают нужным принимать участие в его совместном с сотрудниками, педагогами и психологами сопровождении. А если и принимают решение о таком участии, то не перестраивают свою стереотипную деятельности гиперопеки в соответствии с новой психологической парадигмой инклюзивного образования.

Проблема осложняется и тем, что на момент зачисления в группу своего ребенка, имеющего проблемы в развитии и здоровье, родители представляют собой ранимых и встревоженных людей, испытывающих сильный инстинктивный страх и волнение, не позволяющих им мыслить трезво и оптимистично. Такие переживания крайне негативно сказываются на психике ребенка, нервная система которого и без того ослаблена вследствие нарушенного развития и здоровья и, обладая недостаточным адаптивным механизмом, подвергается дополнительному шоковому воздействию из-за отрыва от семьи и перехода в новые социально-бытовые условия.

В соответствии с выявленными трудностями, на всем протяжении пребывания наших дошкольников в группе для детей с ЗПРР мы выстроили работу с родителями исходя, прежде всего, из коррекции изначально неправильного стереотипа поведения родителей. На этом этапе важно проводить индивидуальную консультативно-разъяснительную работу на этической основе с постепенным вовлечением родителей в образовательный процесс. Вторым этапом является формирование у родителей необходимой психолого-педагогической компетентности, он осуществляется с помощью бесед, совместных мероприятий, открытых занятий. Третий, заключительный, этап предполагает, что родители уже могут достоверно разбираться в трудностях поведения своего ребенка и самостоятельно руководить им, используя правильные воспитательные действия. Они делятся своими успехами с сотрудниками ДОУ, предлагают свои варианты совместных мероприятий, радуются результатам своих детей. Ведь когда такие действия едины, приняты и применяются как в группе ДОУ, так и в семье ребенка с ЗПРР, это гарантирует успех и устойчивость результатов психолого-педагогического сопровождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ.

Данная статья отражает комплексное сопровождение детей в дошкольном образовательном учреждении. В ней раскрывается содержание работы специалистов ДОУ, направления работы службы сопровождения....

Статья "Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы"

В статье раскрыты особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛЕ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 5(2014) И В НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОМ СБОРНИКЕ  "ОБРАЗОВАНИЕ.ДЕТИ. ТВОРЧЕСТВО." (ВЫПУСК № 8/2014)...

Методические рекомендации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов. И настоящие методические рекомендации призваны помочь педагогам организо...

статья "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Последнее десятилетие неуклонно характеризуется ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»

В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...