Использование интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Шмелькова Виктория Вячеславовна

В статье представлен материал по влиянию применения интерактивных игр на этапе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФНР на эффективность коррекционного воздействия и сроки введения звуков в свободную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ при автоматизации звукопроизношения у детей с ФФН в условиях реализации ФГОС

Современное общество невозможно представить без компьютера, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают всё большее место в повседневной жизни детей. Вопросы применения ИКТ в дошкольном образовании и роль ИКТ в обеспечении качества обучения в раннем возрасте интенсивно обсуждается во всем мире. По словам Венгера JI. А.: «Обучающие компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов».

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютерные технологии просто незаменимы, так как позволяют передавать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Кроме того, информационные технологии позволяют расширить систему анализаторов при изучении и закреплении материала, что, в свою очередь повышает уровень усвоения материала. По мнению Яна Амоса Коменского: «Педагоги должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...» Все это можно реализовать, применяя информационные технологии на занятиях с использованием красочных картинок, анимации, видеозаписи, звуковых эффектов, музыкального сопровождения и т.п.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

Исследования, посвящённые проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, 1978; Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; И.И.Мамайчук, 1990, и др.) показывают, что преодоление речевого недоразвития имеет длительную и сложную динамику.

Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным и эффективным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения.

Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников.

В логопедической практике активно используются различные и компьютерные игры и мультимедийные презентации. ИКТ активно используются на различных организационных формах коррекционной логопедической работы в детском саду:

на занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных),

на занятиях-путешествиях, дидактических логопедических играх,

в проведении проектной деятельности,

на логопедических праздниках и досугах и т.д.

Необходимо отметить преимущества ИКТ в логопедической работе практикующего логопеда в коррекционном процессе с детьми дошкольного возраста:

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает максимальную наглядность, что очень важно, т.к. в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление,

- в мультимедийной презентации органично вписываются игры, а ведущая деятельность в дошкольном возрасте, как известно игровая,

- мультимедийные презентации стимулируют познавательный интерес ребенка,

- мультимедийные презентации пластичны, т.к. дети имеют возможность не только увидеть картинку, но и услышать звуковое сопровождение, движение различных объектов и т.д.

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научной обоснованности и практической применимости, преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Реализуя принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, я отбираю наглядный материал, методы организации образовательной деятельности в соответствии с уровнем подготовки детей, их возрастными особенностями и с учётом специфики детей с нарушениями речи.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Работу по коррекции речевой патологии провожу с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

Принцип здоровьесбережения

При использовании компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. С осторожностью решаю вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

В работе с детьми соблюдаю санитарно-гигиенические, технические, эргономические и эстетические требования.

Образовательную деятельность организую в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.

• Занятия с использованием компьютера провожу с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. В ходе занятий провожу гимнастику для глаз.

  • На подгрупповых и фронтальных занятиях использую специальное оборудование: мультимедийный проектор и экран.

• Обеспечиваю рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

• Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий находится на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.

• Фон презентаций выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иногда меняю его несколько раз в течение презентации. Это позволяет удерживать непроизвольное внимание детей.

• Иллюстрации применяю крупные и реалистичные, не перегруженные лишними деталями, спецэффектами;

• Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой.

Мною создан банк мультимедийных презентаций по формированию звукопроизношения.

Как правило, процесс автоматизации поставленных звуков заключается в многократном повторении одного и того же лексического материала, вызывающем у детей утомление и пресыщение однообразной деятельностью. Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений. Картинки на экране могут не только двигаться, но и издавать различные звуки. И у ребёнка появляется возможность имитировать движения или подражать этим звукам, что способствует развитию моторики и автоматизации произношения поставленных звуков.

Для этого создала презентации, содержащие привычные этапы отработки произношения. Использовала звуки живой и неживой природы, бытовые звуки.

Как только ребенок научился правильно произносить звук, предлагаю ему «погудеть, как пароход». Одновременно с проговариванием ребёнка, по морю «плывёт пароход». Отработанный изолированный звук вводила в слоги. Здесь опять на помощь приходит пароходик - нужно «подружить» звук [л] с гласными звуками. Дети с удовольствием снова и снова проговаривали прямые и обратные слоги. После отработки произношения звука в слогах предлагала ребёнку произносить слова, постепенно появляющиеся на экране монитора. Материал легко заменяла на другой согласно этапам автоматизации звуков. 

Применение ИКТ помогло мне создать на занятии атмосферу психологического комфорта, а также способствовало ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

В процессе занятий с применением компьютера дети научились преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную проблемную ситуацию, ребенок научился достигать положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогло мне сформировать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщить их к сопереживанию, помощи герою программы. Поведение ребёнка на занятии стало более раскрепощённым, повысилась его самооценка.

Таким образом, мультимедиа технологии могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей. При условии систематического использования мультимедиа-средств в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения они могут быть важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей.

Использование ИКТ позволяет осуществлять образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка), привлекает большое количество дидактического материала и, в целом, способствует повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Из опыта работы "НАГЛЯДНО-ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Использование приемов мнемотехники на этапе автоматизации звуков при проведении индивидуальных логопедических занятий.

Специально разработанные игры с использованием приемов мнемотехники, применяемые при автоматизауии звуков у детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"

Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...

Использование интонационных упражнений при автоматизации звуков у старших дошкольников с нарушением речи

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка, однако у дошкольников с речевой патологией  наряду с нарушением фонетико-фонематического восприятия, наблюдается нарушение целого ряда просодическ...

«Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников».

laquo;Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков речи у дошкольников»....

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков

Использование нейропсихологических упражнений на этапе автоматизации звуков...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендовано использовать при осуществлении работы по взаимодействию с воспитателями группы по проблеме формирования речевого общения у дошкольников....