Выступление "Интеграция детей с ОВЗ в ДО: из опыта работы" 27.10.2017
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

КАМЕНКОВА НАТАЛИЯ ИГОРЕВНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_27.10.2017.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДО. БЛАГО ИЛИ ПРОБЛЕМА?»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДО: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Учитель-дефектолог

Каменкова Н. И.

Г. О. Электрогорск

2017г.

ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДО. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.

ДОСТИЖЕНИЯ

Детский сад осуществляет интеграцию детей с ОВЗ с 2012г.

   В своей работе педагогический коллектив руководствуется нормами международного гуманитарного права: «Декларацией о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларацией о правах инвалидов» (1975), Конвенцией ООН «О правах ребенка» (1989), которые  гарантируют право каждому ребенку, в том числе имеющему интеллектуальный недостаток, выбрать учебное заведение и получить образование в соответствии со специальными государственными программами для обучающихся с отклонениями в развитии, на обучение по индивидуальным учебным планам, учитывающим возможности и способности каждого ребенка.

В Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989) в ст. 29 говорится о том, что   «государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе и в духе понимания, мира, терпимости…».[1] «Декларация о правах умственно отсталых лиц», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г., гласит: «…умственно отсталое лицо имеет… право на образование, обучение… которые позволяют ему развивать свои способности и максимальные возможности»3.

И российский, и зарубежный опыт свидетельствует о том, что интеграцию необходимо начинать уже с раннего и дошкольного возраста. По решению ЮНЕСКО с 1997 г. во все соответствующие международные документы введен термин «дошкольное образование», которое сейчас оценивается как интеллектуальный ресурс любой нации.

        Интегрированные группы создавались в соответствии с Письмом Минобрнауки России  от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях», в  котором говорится : «…интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально - технического, программно - методического и кадрового обеспечения. Первая и третья задачи были успешно решены. (Кабинеты, наличие специалистов). Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно - педагогическую работу в группе, является учитель – дефектолог.

    Первые 3 года коррекционная работа с детьми с ЗПР проводилась  по методике Т. Б, Филичевой, Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей С общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Коррекционные занятия проводились только индивидуально.  После появления   программы под ред С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» в 2005г. дефектолог стал проводить фронтальные коррекционные занятия. Ещё позже были приобретены рабочие тетради по математике и методические разработки к Программе.

На основании  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» обучение в дошкольных учреждениях обрело статус первой ступени начального образования.

Были приняты ФГОС ДО.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования был разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разрабатываются примерные образовательные программы дошкольного образования.

Претерпела переработку Программа Васильевой «От рождения до школы», по которой работает ДОУ. Коррекционные программы не изменились.

На момент выхода Закона вопрос кадрового обеспечения был решён.

В соответствии со статьями пятой и восьмой Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. в целях реализации права каждого человека на образование создаются необходимые условия для  диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание условий для интеграции детей с ОВЗ в условиях ДОО:

Доступная среда. (Пандусы)

Материально-техническая база. (Кабинеты, коррекционный зал, бассейн)

Специалисты

Коррекционно-развивающее воспитание и подготовка к школе детей с задержкой психического развития проводится в двух направлениях, а именно:

1.Диагностико-консультативное направление работы;

2.Коррекционно-развивающее направление, которое предполагает наличие коррекционных программ.

 * Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книги 1, 2/ Под общей редакцией С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.

* Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника: доктор педагогических наук, профессор Г. В. Чиркина. – М.: «Просвещение», 2010.

* Индивидуальные коррекционные программы развития.

Статьи (42, 55, 59, 79) закрепляют право   детей с ОВЗ, В т.ч. детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки  в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые п-м-п- комиссией и препятствующей получению образования без создания специальных условий.

       В группах комбинированного вида воспитываются и обучаются следующие категории детей  с особыми образовательными потребностями:

1.с нарушением речи: ОНР (1, 2, 3, ур.)

2.ЗПР

3.ЗПРР

4.с лёгкой формой ДЦП

5.с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата

6.лёгкой степенью умственной отсталости

7.средней степенью умственной отсталости

8.инвалиды (сложный дефект)

9.двуязычные дети

Программы

Содержание образовательного процесса в группе комбинированной направленности определяется программой

* От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп. -  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

И, как было сказано выше, специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников  (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т. п.).

         В на стоящее время проводятся совместные занятия специалистов: психолог – инструктор по физической культуре, дефектолог – музыкальный руководитель

         В 2016-2017 уч. г.  ребёнок –инвалид  посещал детский сад в сопровождении матери.  Ребёнок с матерью находился во второй младшей группе с 9.00 до 12.00 без питания, бесплатно. Занятия проводились по индивидуальной программе развития.

Интеграция детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения комбинированной направленности:

  • Пребывание детей с ОВЗ в одной группе со здоровыми детьми;
  • Совместные занятия продуктивными видами деятельности, музыкальное, физкультурное, бассейн, дополнительная образовательная деятельность;
  • Совместные режимные моменты: прогулка, труд, экскурсии, игры;
  • Совместные праздники, утренники, развлечения, посещение мероприятий внутри сада и за его пределами.

Важная роль в процессе интеграции отводится воспитателю: его нравственным качествам, профессионализму, психологической компетентности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

ПРОБЛЕМЫ

1.Человеческий фактор. Готов ли принять воспитатель ребёнка с ОВЗ?

Если изначально готов, принимает любую помощь.

2.Отсутствие тьютора

7.Отсутствие группы кратковременного пребывания для детей с ТМНР

8.Дополнительная нагрузка для воспитателей группы, в которую ходят дети с ОВЗ в сопровождении родителя (законного представителя)

9.Превышение численности групп

11Недооценённость роли психолога

12 Психологическая поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ

16.Педагогом смешанной группы обязательно должен являться учитель-дефектолог. Рекомендации Министерства образования РФ (см. письмо от 16.01.2002 г. № 03-51-5ин/23-03).

Подведём итоги:

Понятие «интеграция» (лат. integratio – восстановление, восполнение, от integer – целый) означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Как педагогическое понятие интеграция имеет несколько иной смысл. Это не просто обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместная жизнь всех воспитанников или учащихся в стенах образовательного учреждения, организованная как часть жизни граждан государства.

       .В настоящих условиях воспитание и обучение в условиях ДОО благоприятно для следующих групп детей с особыми образовательными потребностями: с ОНР, ЗПР, лёгкой степенью умственной отсталости, двуязычием, лёгкой степенью ДЦП, некоторыми видами аутизма негрубыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2.Ребёнок со средней степенью умственной отсталости должен находиться в группе только с тьютором или сопровожлающим.

3.Дети с РДА – только в группе кратковременного пребывания.

Чем глубже дефект, тем труднее социализация.

Примечание

          Современные тенденции и достигнутые результаты в решении вопроса о профессиональной подготовке специалистов интегрированного образования не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах подготовки педагогов к интегрированному обучению.

          Данная проблема позволяет выделить несколько противоречий :
-с одной стороны потребность детей с ОВЗ в адаптации в среде, с другой- неготовность системы воспитания и образования на данный момент к эффективному решению задачи;
- попытки отдельных коллективов реализовать идеи интеграции детей с ОВЗ и неготовность совместить группы детей, организовать условия для таких ребят к жизни в условиях ОУ;
-потребность в подготовке квалифицированных кадров для работы в интегрированных группах и отсутствие разработанных методик по особенностям содержания, целевых установок, организационных форм подобной подготовки.
Одним из важнейших показателей готовности системы воспитания и образования к реализации процесса интеграции является
этап психологических и ценностных изменений всех её участников, в первую очередь включая уровень профессиональных компетенций специалистов. На данный момент остро стоит проблема неготовности педагогов к работе в системе инклюзии (неготовности как психологической, так и методической). 

На сегодня из-за неготовности ОУ к инклюзии возникает опасность имитации данного процесса и через это – дискредитации самой идеи. Опасность возникает из-за того, что при некоторых организационных условиях интегрированное включение детей с ОВЗ может превратиться в «модную» тенденцию без глубоких качественных изменений самого воспитательного и образовательного процесса. Основная ориентация должна вестись на качество процесса включения и сопровождения всех участников, анализ успешных практик, поиск эффективных технологий, оценку динамики психологических и системных изменений.

Документы и литература

1. http://asu.msgi.info/UniversysDWNL/Library/

2. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286.

3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод. пособие / М. С. Староверова [и др.] ; под ред. М. С. Староверовой. - М. : Владос, 2011. - 166, [2] c.

4.Минобрнауки России Письмо от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

5.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря  2012г. N 273-ФЗ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ОБЩЕНИИ из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения»

Обучать детей эффективным способам общения. Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоци...

Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)

В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....

«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии» (из опыта работы)

Основные направления деятельности ГОУ комбинированного вида приорганизации интегративных групп для детей с диагнозом ЗПР. (опыт работы)Общие сведения о детском учреждении. Работа ПМПк. Этапы деятельно...

Система работы по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни(из опыта работы).

Описание системы работы по сенсорному воспитанию с детьми 3-го года жизни....

Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.

Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений...