«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии» (из опыта работы)
методическая разработка по логопедии на тему

Васина Ирина Егоровна

Основные направления деятельности ГОУ комбинированного вида приорганизации интегративных групп для детей с диагнозом ЗПР. (опыт работы)

Общие сведения о детском учреждении. Работа ПМПк. Этапы деятельности при организации интегративных групп. Роль учителя дефектолога. Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционной помощи детям с отклонением в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integraciya_detey_s_otkloneniem_v_razvitii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 818

г. Москва

Тема

«Роль комбинированных образовательных учреждений в процессе интеграции детей с отклонением в развитии»

(из опыта работы)

подготовила старший воспитатель Васина Ирина Егоровна

2012год

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ   ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДИАГНОЗОМ

Наш ГОУ детский сад комбинированного вида №818 находится в центре Москвы. Он работает с 1953 года, из которых 14 лет работает одно группа для детей с диагнозом ОНР и 7 лет группа с диагнозом ЗПР, так же детский сад имеет 2 группы раннего развития, одну группу ясельного возраста и одну группу кратковременного пребывания.

В 2008 году детский сад переехал в новое здание, где созданы  все необходимые условия для полноценного развития детей, особенно для детей с проблемами здоровья:

  1. Большой опыт работы с детьми, имеющими диагноз задержка психического развития и общее недоразвитие речи, дети с ДЦП, РДА.       ( Все дети, посещавшие коррекционные группы успешно учатся в общеобразовательных школах)
  1. Грамотные специалисты (все воспитатели и специалисты имеют 1кв. и высшую категорию , курсы квалификации по коррекционной работе с детьми)
  1. Тесное взаимодействие педагогов детского сада, сотрудников поликлиники №32 и центр коррекции и реабилитации «Тверской»
  1. Функциональная направленность дополнительных помещений ДОУ

- бассейн

- музыкальный зал

- физкультурный зал

-  групповые блоки ( раздевальная, игровая, спальня, буфетная, туалет)

- компьютерный класс

- 2 блока для работы специалистов: отдельные кабинеты дефектолога, логопеда, психолога, объединенные холлом для подгрупповых занятий

- комната с холлом для различных дополнительных и развивающих занятий.

- сенсорная комната

  1. Консультативный диагностический цент,  как для родителей детей посещающих детский сад, так и для родителей,  воспитывающих детей в условиях семьи.  Особое внимание уделяем диагностики детей, помощь при выявлении отклонений в развитии : рекомендуем пройти МПП комиссию, даем направление в коррекционные группы, направляем  в центр коррекции «Тверской», а так же наши специалисты проводят индивидуальные занятия с детьми и родителями, дают необходимые консультации .
  2.  Наш детский сад еще не является интегративным,  но есть небольшой опыт работы в данном направлении:
  1. Каждая специальная группа имеет массовую группу-побратима, в которой воспитываются дети такого же возраста или на год моложе. Один-два раза в месяц проводятся совместные мероприятия: праздники, досуги, прогулки, игры, занятия (физкультурные, музыкальные, аэробика и т.п.) В них участвуют все дети специальной группы и часть (обычно половина) или все воспитанники массовой группы, так же проводятся мероприятия совместно с родителями.
  1. Организация работы ПМПк.  В основу педагогического процесса положен принцип диагностики, направленной на выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия

При поступлении ребенка в ДОУ проводится комплексная оценка состояния здоровья, анкетирование родителей, обследование физического развития дошкольников, анализируются результаты адаптации.          

Результаты диагностического обследования выносятся на консилиум, куда приглашаются: заведующая, родители, воспитатели, врачи, педагоги. Встреча проходит в очень доброжелательной обстановке, в атмосфере эмоционального комфорта, каждому участнику встречи предоставляется возможность высказаться.

1.Заслушиваются воспитатели дошкольной группы, медицинские работники.

2.Озвучивается информация, полученная из бесед с родителями.

3.Представляются результаты диагностики нервно-психического развития детей.

4.Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующей и старшего воспитателя.

5.Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения.

Данный разговор необходим для того, чтобы согласовать действия специалистов по коррекционной работе, выработать план работы с ребенком на год, обратить внимание родителей на проблемы развития, заручиться их поддержкой, подсказать комплекс мероприятий в домашних условиях.

Консилиум позволяет решать вопросы с родителями о консультации других специалистов, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений.

1. Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.

2. Осуществление моноторинга результативности психолого-педагогической деятельности.

3. Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

При планировании индивидуальной работы воспитателям рекомендовано определять конкретную цель, задачи и содержание индивидуальной работы, на основании выявления причин и факторов риска, выбирать адекватные формы и методы работы (с учетом особенностей ребенка).

Важно отметить, что все сведения относительно физического состояния ребенка заносятся в карту медицинского наблюдения. По этой аналогии разрабатывается карта индивидуального развития ребенка, в которой систематизируются все наблюдения и рекомендации специалистов, динамика развития ребенка.

По окончании курса реабилитационных и оздоровительных мероприятий оцениваются результаты реализации индивидуальной программы на очередном консилиуме.

Такая работа является трудоемкой, но дает полную картину динамики и результатов медицинской и психолого-педагогической коррекции. \

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ

ИНТЕГРАТИВНЫХ  ГРУПП.

В нашем понимании ИНТЕГРАТИВНОЕ  дошкольное образовательное учреждение - это комбинированный детский сад, сохранивший лучшие традиции отечественного дошкольного образования и взявший на себя дополнительные функции педагогической поддержки ребенка, развития его личностных способностей, оказания ему психологической помощи.

Интегративное  воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в ГОУ -это обеспечение каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступной и полезной формы интеграции.

Это лишь первый и второй этапы нашей деятельности.

Третий этап - это создание модели психолого-педагогического сопровождения. Ребенок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Перед  специалистами  были поставлены следующие задачи:

1.Проектировать и планировать систему воздействия на ребенка, ее содержательные и дидактические компоненты.

2.Участвовать в ВОП.

3.Прогнозировать, результаты воздействия на детей.

4.Предвидеть конечный продукт развития, достижений ребенка, новообразований его психического развития.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ВЕДЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:

1. Психолого-педагогическое обследование детей: (осеннее, весеннее, в течение года по заявкам) во всех возрастных группах;

- изучение динамики психического развития детей и специально развиваемых качеств личности ребенка;

- индивидуальные или групповые психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач;

- участие воспитателей, родителей в психологических занятиях.

2.Составление плана (по данным психологического обследования) и проведение психокоррекционной и психопрофилактической работы с детьми с недостатками в развитии психических функций, со сложностями в межличностных взаимоотношениях, а так же с эмоционально неблагополучными детьми.

3. Психологизация воспитательно-образовательного процесса (работа с педагогами):

- информирование, консультирование взрослых по вопросам психологического развития детей;

- проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, тренингов, соответствующих тематике и целям психологических занятий.

4.Психологизация родителей: 

- консультирование родителей и работа с ними;

- совместная работа детского сада с родителями детей "группы риска".

5. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума, которая предполагает:

- равноправное сотрудничество и личную ответственность участников образовательного процесса;

- использование профессионального и личностного потенциала взрослых в сопровождении ребенка дошкольника в процессе обучения, воспитания и развития; - индивидуальное и групповое консультирование;

- совместную деятельность разнопрофильных специалистов.

Мы считаем, что для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей, родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.

Четвертый этап - это создание условий для сопровождения дошкольников в массовых ДОУ, в процессе которого воспитатели детских садов смогут оказывать необходимую и достаточную поддержку ребенку. Мы рассматриваем ее как деятельность, направленную на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребенка дошкольного возраста, наличия четких критериев и показателей развития ребенка, диагностического инструментария их измерения.

На наш взгляд, идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

Бесспорно, ведущие  позиции в организации речевой работы в дошкольном учреждении  принадлежат учителю-дефектологу. От успешности выполнения им целого ряда важных функций, их сочетания во многом зависит качество коррекционной работы на ПКПП в целом.

Взаимодействие детского сада и семьи в коррекционной помощи

детям с отклонением в развитии.

Консультативное и просветительское направление – направлено на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Адресатами консультативной помощи являются как родители детей, так и педагоги, медики, другие специалисты.

Цель работы с родителями:

  1. Повышение у родителей чувство собственной компетентности.
  1. Преодоление состояния тревожности у родителей.
  1. Интеграция родителей путем обсуждения»обычных» родительско-детских проблем воспитания, обучения, поведения. Это дает родителям возможность почувствовать свое родительство на первом месте, а особенности на втором.

Методика работы с родителями:

  1. Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
  1. Проигрывание ситуаций
  1. Обучение родителей элементарным психологическим представлениям - небольшой лекционный курс.
  1. Детские игры и совместные мероприятия с родителями.

Подобные методы позволяют миновать рациональный уровень и через собственный опыт почувствовать мироощущение и мировосприятие детей, побыть ребенком и пережить на себе воздействие воспитания родителей. Это позволяет чуточку иначе относиться к своим привычным методам воспитания и взаимодействия с миром.

Литература

  1. Аксенова Л.И.  Социальная педагогика в специальном образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., АПН РСФСР, 1956
  1. Дети с отклонениями в развитии // методическое пособие/ сост. Шматко Н.Д. - М.: Аквариум. - 1997;
  1. Ермолаева М.В., Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998.
  1. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М: Академический Проект: Трикста, 2005
  1. Лекотека в доме ребенка. П/р д.м.н. Зелинской Д.И. – Тв.обл., Конаково, 2005
  1. Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида. -  «Дефектология» №5, 1995            
  1. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология, N 4, 1997.
  1. Опыт работы интегративного детского сада/ Составители В.В.Алексеева, И.В.Сошина. – М.:Теревинф, 2004
  1. Опыт работы интегративного детского сада/ Составители М.М.Прочухаева, Т.П.Медведева. – М.:РИХ «Август-Рада», 2005
  1. Шматко Н.Д. Новые формы коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии//Альманах №7, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».

Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

«Формирование моторных функций у детей с задержкой психоречевого развития». (Из опыта работы).

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно инте...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...

РОЛЬ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Современная система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, каждое из которых отличается спецификой функционирования, основными напр...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....