«Формирование моторных функций у детей с задержкой психоречевого развития». (Из опыта работы).
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Фёдорова Ольга Сергеевна

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАОУ СПО МО «ГПК»

Итоговый практико – значимый проект

Тема: «развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПРР с использованием нетрадиционных средств»

По курсу кафедрального учебного модуля « Психолого педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения общего вида»

Выполнила: слушатель КПК

Фёдорова Ольга Сергеевна,

Воспитатель МДОУ компенсирующего вида

Детский сад №26 «Солнышко» г. Серпухова

Научный руководитель: старший

преподаватель кафедры специальной

психологии и олигофренопедагогики

МГОУ г. Москва

Бетанова С.С.

Серпухов, 2015

Содержание

  1. Введение …………………………………………………………………….3-5
  2. Основная часть ……………………………………………………………...6-7
  3. Практическая часть ……………………………………………………….8-15
  4. Заключение …………………………………………………………………..16
  5. Список литературы ………………………………………………………….17
  6. Приложение

Введение

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

        Я работаю в группе для детей с задержкой психоречевого развития. К сожалению, по статистике, детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится всё больше и больше, поэтому проблемы обучения и воспитания их очень актуальны.

        С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование речи. Это основное условие успешного обучения ребенка в школе. Поскольку речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. С точки зрения психолого-педагогической науки речь выступает условием полноценного существования человека в социуме, т.к. она имеет деятельный характер и является ведущим средством и формой общения.

        По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, страдает раннее моторное развитие, что приводит к задержке речевого и интеллектуального развития.

        В нашей группе воспитываются и обучаются дети со сложными сочетанными дефектами. Каждый ребёнок имеет заключение детского психиатра – задержка психического развития, у всех детей наблюдается общее недоразвитие речи 1, 2 уровня .

        Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

 Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности.

        Характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Также у них недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).

        Работать с такими детьми очень сложно, всё то, что дети с нормой усваивают хорошо и в короткие сроки ,нашим детям даётся с большим трудом. Формирование любого навыка учебного или бытового требует много времени и усилий, как со стороны педагога так и со стороны ребёнка.  Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук . Давно научно доказано связь ,которая существует между развитием мелкой моторики и речи. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. 

        Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в непосредственно образовательной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

        Так как  эти нарушения  носят сильный и стойкий характер, соответственно требуется больше времени для её компенсации. Поэтому работе над этим разделом я  решила уделить особое внимание.

I. Основная часть.

Ряд исследователей в области физиологии движений и коррекционной педагогики, таких, как Н.А. Бернштейн, О.С. Бот, М.М. Кольцова, Б.П. Дудьев, Х. Халверсон и др. подтверждают доказанное ранее влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Однако, в настоящее время  существует проблема создания полноценной модели организации формирования и развития моторного праксиса в структуре преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста (Безруких М.М., 2000, Храковская М.Г., 2001, Соколова Н.В., 2005). Нами были приняты во внимание следующие факты, характеризующие современное состояние проблемы:

1. В практике  работы обычно используются традиционные приемы по развитию моторных функций.

2. Развитию тонких движений пальцев рук уделяется недостаточное внимание, в основном используются упражнения на движение сжатия, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, что приводит к дополнительному повышению тонуса пальцев рук.

3. При проведении привычного набора занятий по развитию мелкой моторики педагогами используются в основном упражнения, тренирующие движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Два последних пальца — безымянный и мизинец обычно пассивны.

4. Работе по развитию мелкой моторики не придается должного значения. Так, пальчиковые игры включаются в занятия как небольшой элемент, как физкультминутка. Арсенал игр, используемых педагогом, невелик: обычно 5-6 игр.

5. Недостаточно применяются игры с разнотипными движениями, которые развивают резервные возможности головного мозга, в отличие от игр с симметричными и содружественными движениями.

6. Мало внимания уделяется массажу, самомассажу, динамическим упражнениям. Не используется массаж биоактивных точек, массаж рефлекторных зон кистей рук, способствующие оздоровлению всего организма.

           Анализируя выше изложенное основной целью моей работы является: Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПРР с использованием нетрадиционных средств.

        Для реализации данной цели определяются следующие задачи: 

  • Проанализировать психолого – педагогическую литературу по теме.
  • Создать оптимальные условия в группе для развития мелкой моторики рук у детей с ЗПРР
  • Разработать перспективный план работы
  • Развивать мелкую моторику рук у дошкольников с учётом актуальности в различных видах деятельности
  • Взаимодействие педагога с специалистами ДОУ и родителями детей с ЗПРР по формированию навыков мелкой моторики рук.

На основе полученных результатов я сделала выводы о коррекционных методах, необходимых для повышения уровня развития мелкой моторики у детей с ЗПРР.

II. Практическая часть.

Этапы работы по коррекции и развитию мелкой моторики рук:

  • Изучение литературы по теме
  • Диагностической обследование детей
  • Подбор игр и упражнений
  • Составление перспективного планирования
  • Создание условий для всеохватного, систематического развития мелкой моторики. Подбор предметов  и изготовление пособий, приспособлений из состава нетрадиционных средств для развития мелкой моторики рук.

Проанализировав содержание психолого – педагогической литературы, содержание разных программ, был составлен диагностический пакет  определения уровня развития мелкой моторики для детей старшей, подготовительной к школе групп. Включающий в себя следующие разделы: манипуляция с предметами, работа с бумагой и ножницами, работа с карандашом.

Раздел манипуляция с предметами содержит 4 задания:

  • мыть руки правильно пользоваться полотенцем
  • правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка)
  • Застёгивание пуговиц (крупных)-старшая группа; (мелких ) - подготовительная
  • Завязывания (узелков) – старшая группа,  (банта) – подготовительная

Раздел работа с бумагой и ножницами содержит 2 задания:

  • (сгибание листа пополам) – старшая группа; (сгибание листа вчетверо в разных направлениях) – подготовительная
  • правильный хват ножниц, умение резать по намеченным линиям разметки) –старшая; вырезывание из квадрата круга, из прямоугольника овала) – подготовительная группа

Раздел работа с карандашом содержит 2 задания:

  • умение правильно держать карандаш, рисовать прямые линии; (рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии) – подготовительная группа
  • штриховка горизонтальная, вертикальная; (штриховка во всех направлениях ) – подготовительная группа.

 5 бальная система оценки состояния мелкой моторики рук:

  • 1б – ребёнок не понимает инструкции, задание выполнять отказывается
  • 2б – задание выполняет только с помощью взрослого
  • 3б – выполняет задание правильно, нос повторением инструкции или повторением показа действия, в замедленном темпе
  • 4б –выполняет самостоятельно с незначительными ошибками
  • 5б – правильно, точно в полном объёме выполняет все действия, в нормальном темпе, с первого раза.

Оценка результатов в виде уровня:

  • 0- 8       -1 уровень ниже нижнего
  • 9 – 16   –2 уровень низкий
  • 17 –24   -3 уровень средний
  • 25 –32    -4 уровень выше среднего
  • 33 – 40   -5 уровень высокий

Для отслеживания результатов выполнения заданий разработаны сводные таблицы. Проведенный мониторинг  показал следующие результаты. Из 13 обследованных детей подготовительной к школе группы 6 человек оказались на 2 уровне (низкий), 7 человек на 3 уровне (средний).

Обучение в специализированной группе строится по принципу единства и взаимодействия всех специалистов. Речь детей формируется в изучении определённых лексических тем. Единая тема берётся за основу всеми педагогами группы, своё планирование я составила опираясь на эту систему.

При организации работы по системному развитию мелкой моторики, так же нами были учтены следующие принципы коррекционной работы:

1) Принцип системности. Этот принцип предполагает четко спланированную систему занятий с использованием игр и упражнений, предусматривающую постепенное усложнение материала.

2) Принцип поэтапности. Работа по развитию мелкой моторики не должна строиться однородно. Она должна подразумевать под собой принцип от простого к сложному. Каждый этап работы должен создавать базу для следующего этапа.

3) Принцип комплексности. Для повышения эффективности коррекционно-логопедического воздействия в работе должны принимать участие все специалисты детского сада. Также этот принцип предусматривает развитие не только мелкой моторики пальцев рук, но и совершенствование их общих и артикуляционных движений, познавательной деятельности, речи, слухового восприятия, внимания, памяти.

4) Принцип учета ведущего вида деятельности. Коррекционная работа будет более эффективной, если учитывать и опираться на ведущий вид деятельности дошкольников, на игру.

5) Принцип доступности. Материал должен подаваться в доступной для детей форме.

6) Принцип последовательности и параллельности. Логопед должен последовательно от занятия к занятию подвести детей к достижению главной цели. Для этого необходимо вести работу последовательно по всем этапам и по всем направлениям.

7) Принцип использования сохранных психических процессов и сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В. И. Лубовский), подразумевающий не механическое замещение нарушенного процесса, а его самостоятельное развитие в направлении приспособительной деятельности сохранных процессов и анализаторов.

8) Принцип взаимосвязи развития речи и других психических процессов (Л.С. Выготский, Р.Е.Левина, А.А.Леонтьев, А. Р. Лурия, А.А.Люблинская), предусматривающий воздействие на нарушенную речь с опорой на другие психические процессы, предполагающий формирование языковых обобщений на основе чувственного познания.

9) Принцип контроля (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия), определяющий необходимость постоянного потока обратной сигнализации, который обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок.

10) Принцип наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности.

11) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к детям предусматривал учет уровня сформированности мелкой моторики руки и артикуляционной моторики каждого конкретного ребенка и учет того материала, который предусмотрен программой воспитания и обучения детей со стертой дизартрией. При определении содержания занятий, при отборе методов, приемов и средств обучения для детей с речевыми нарушениями была проработана методическая литература, в частности, таких авторов, как М.М. Кольцова, М.С. Рузина, Л.А. Венгер, В.П. Дудьев, и другие.

Материал распределён таким образом ,чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей и охватить все разделы предполагаемой работы по теме.

 Для получения положительных результатов, была создана полноценная предметно – развивающая среда, которая предусматривает наличие разнообразного инвентаря, способствующего формированию моторных функций у детей с ЗПРР.

Работу по развитию движений пальцев и кистей рук  проводили систематически по нескольку раз вдень.

В игровую деятельность  включали разнообразные игры с мелкими предметами, упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие графической моторики  является неотъемлемой частью формирования мелкой моторики. Это  были следующие задания: штриховка, обводка, закрашивание, дорисовывание, соединение по точкам.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в различных видах продуктивной деятельности ( лепки, рисовании, аппликации, конструировании).

Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики уделили пальчиковым играм, игровым самомассажам и упражнениям с массажными мячами.

Для развития ручной умелости, а так же творчества  применяли различные виды инсценирования (пальчиковые театры, театры теней).

 При планировании педагогического процесса включила в режим дня следующие формы работы:

Совместная деятельность с детьми во время режимных моментов:   взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, создает микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. В течение дня детям несколько раз приходится одеваться и раздеваться (это и сборы на прогулку и подготовка к дневному сну). В группе созданы и постоянно задействованы специально созданные тренажёры (застегни пуговицу, непослушный шнурок, злючка-липучка, быстрая молния). Наличие пуговиц, крючков, застёжек молний, шнурков вызывает у детей немалые затруднения. Мы никогда не торопим детей, стараемся объяснить и помочь. Но в тоже время и требуем от детей самостоятельности. Ежедневные тренировки такого рода – дают свои результаты, дети начинают справляться со своими пуговицами и шнурками.

Во время приёма пищи, в процессе обучения правилам пользования столовыми приборами мы продолжаем развивать мелкую моторику.

 Гигиенические процедуры (мытьё рук, умывание) также неоднократно повторяются в режиме дня, и также способствуют развитию мелкой моторики рук. Круговые движения кистей рук во время намыливания благоприятно влияют на межполушарные связи, и усиливают  компенсаторные возможности здоровых клеток коры головного мозга.

  • Важнейшей составляющей  в системе коррекционной работы является «коррекционный час», позволяющий закрепить навыки и умения полученные детьми на занятиях у специалистов. Коррекционные часы включают в себя игры и упражнения с предметами и без, пальчиковую гимнастику, самомассажи, развитие графических навыков, подготовку руки к  письму.

Пальчиковая гимнастика – это система упражнений для пальцев рук, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью и темпом, а также дозированным мышечным напряжением. Мы сопровождаем эти упражнения короткими ритмическими стихами, что обуславливает совершенствование звукопроизношение в непринуждённой форме. Каждое упражнение обязательно отрабатывается 2 –3 раза, проводится в течение 3-4 минут. Первое упражнение – с использованием движений на сжатие мышц, второе –на растяжение, третье – на расслабление. Постепенно добавляется новое упражнение, разученные ранее  упражнения повторяются.

В играх с мелкими предметами  мы используем различные средства это и (пробки, корпусы от фломастеров, палочки, камешки, ленточки, нитки, бусины, различные виды круп, скрепки, карандаши, губки, игрушки киндер – сюрприз и многое другое. На игры отводится 5 – 7минут.

Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Детей обучали следующим приёмам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Чтобы двигательные упражнения дети выполняли с интересом и увлечением, мы постарались максимально приблизить содержание и ритм стихотворных текстов к характеру самого движения (для того, чтобы в воображении ребёнка возникал конкретный образ). Самомассажи включают 5- 6 упражнений.

Развитие графических навыков является неотъемлемой частью формирования мелкой моторики. Это могут быть следующие задания: штриховка, обводка, закрашивание, дорисовывание, соединение по точкам.

  • Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает то, что отвечает его способностям и интересам. Педагог находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться при просьбах о поддержке и помощи.

При разработке системы работы по развитию мелкой моторики мы руководствовались следующими требованиями.

• содержательность и разнообразие дидактических игр и упражнений;

• систематическое использование элементов игр и упражнений во всех формах организации педагогического процесса;

• максимальная активность детей на всех этапах проведения коррекционной работы;

• сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах коррекционной работы;

• предлагаемые игры и упражнения должны реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей речи.

Я работаю в тесной взаимосвязи со всеми специалистами ДОУ. Приобретенные навыки с детьми закрепляли и другие специалисты на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изодеятельности.

Но работы только в детском саду, было недостаточно, поэтому я поддерживаю тесную взаимосвязь  с семьями своих воспитанников, веду большую работу по педагогическому просвещению родителей. Постоянно пополняю родительский уголок рекомендациями по развитию мелкой моторики. Провожу мастер – классы для мам и пап.

В ДОУ работает клуб «Заботливых родителей». Родители заинтересовались заданиями, успехами детей, начали активнее заниматься дома. Участие родителей стимулировало работоспособность детей и повысило интерес к играм и упражнением по развитию мелкой моторики.

Заключение

После проведения развивающей работы мы провели повторную диагностику состояния мелкой моторики рук детей подготовительной к школе группы «Ручеек». Динамика количественных и качественных изменений в развитии навыков мелкой моторики рук стала выше. Дети стали лучше успевать на занятиях по изодеятельности, улучшились навыки владения ножницами. Стали увереннее графомоторные навыки. Мы заметили, что наметились и значительные успехи в развитии речи, мышления.

Цель была достигнута, так как были решены все поставленные задачи. А именно:

 Была проанализирована психолого – педагогическая литературу по теме.

Созданы оптимальные условия в группе для развития мелкой моторики рук у детей с ЗПРР

Разработан перспективный план работы

 Мелкую моторику рук у дошкольников развивали с учётом актуальности в различных видах деятельности

Было организованно взаимодействие педагога с специалистами ДОУ и родителями детей с ЗПРР по формированию навыков мелкой моторики рук.

Список литературы

  1. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активности. [Текст]/ Н.А. Бернштейн. - М., 1990 г.
  2. Бетанова, С.С., Леонова, С.В. Детская подростковая реабилитация. Развитие моторного праксиса у детей с речевыми нарушениями. [Текст]/ С.С. Бетанова, С.В. Леонова.- М., 2009 г.
  3. Галкина, Г.Г., Дубинина, А.И. Пальцы помогают говорить. [Текст]/ Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М., 2007 г.
  4. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. [Текст] / О. С. Ушакова. - М. 2001г.
  5. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. [Текст]/  В.В. Цвынтарный. – М., 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

Перспективный план работы «Формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема здоровья дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемые в ДОУ, нацелены...

"Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития". Из опыта работы.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей с задержкой психического развития....

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...