Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Золотарева Светлана Игоревна

 

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

(из опыта работы)

Выполнила: учитель-дефектолог

Золотарева С. И.

г. Рубцовск,

2023г.

Цель: знакомство с опытом работы по развитию графических навыков у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Всем нам известно, что дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей, так как именно в этом периоде формируются качестванавыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

В настоящее время все мы всё чаще сталкиваемся с тем, что не так уж и важно учить детей полноценным графическим навыкам, вырабатывать почерк. Всеобщая компьютеризация постепенно вытесняет необходимость в умении хорошо писать. Эта проблема еще требуеттщательного рассмотрения. Однако понимание того, что графический навык представляет собой сложное речерукодвигательное действие, с одной стороны, речевое, а с другой – двигательное, свидетельствует о том, что игнорирование развития данного навыка у детей может отрицательно сказаться не только на овладении письменной речью, но и на развитии личности ребенка в целом. На основе собственного опыта работы я убедилась, что если активно развиваешь мелкую моторику пальцев рук, то в дальнейшем речь детей становится более чистой, у ребенка активнее начинают работать психические процессы, дети увереннее держат карандаш и ручку при письме, у их получаются более насыщенные рисунки и т.д.

Но сожалению, как всем нам уже известно, что сейчас у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире.

По моему мнению одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста – является работа по формированию графических умений и навыков, так как графические навыки и умения являются важной составляющей при обучении ребенка рисованию и элементарному письму.

На основе данной задачи, я поставила перед собой определенные цели и ориентиры, которые нам с детьми нужно достичь к концу подготовительной группы. С детьми была проведено диагностическое обследование, где выявилось, что у детей недостаточно сформированы графические навыки. И я начала активную работу над данной проблемой, чтобы повысить данный уровень, используя различные методы и приемы работы с детьми данной категории, так как всем вам известно, что с детьми с ЗПР очень важен индивидуальный подход.

Графические навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- Дорисовывание незаконченных рисунков;
-Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Обучение графическим навыком строится поэтапно.

I этап – Начальный (подготовительный) - это развитие крупной и мелкой моторики.

Для развития мелкой моторики необходимо:
• выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж, массаж роликами);
• лепить из пластилина или глины;
• вырезать из бумаги;
• нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;
• застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;
• собирать мозаики и конструкторы;
• раскрашивать раскрасками;
• копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

II  этап - направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:
• ориентировку в собственном теле;
• ориентировку в окружающем пространстве;
• уточнение пространственного расположения фигур и букв.

III этап

• Развитие зрительного гнозиса:
- контурные изображения предметов,
- перечеркнутые контурные изображения,
- контурные изображения, наложенные друг на друга и др.
• Уточнение представлений о форме, цвете, величине.
• Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- развитие зрительного анализа и синтеза;

IV этап - изобразительно-графические способности:

• Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
• Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
• Наклонные прямые линии и комбинации из них.
• Рисование орнаментов
• Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
• Рисование по клеткам предметов сложной формы.
• Овладение графической символизацией
• Работа по формированию графического образа букв (графемы).
• Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

Прохождение всех этапов является обязательным условием для всех детей,так как только в этом случае обеспечивается системность усвоения знаний и навыков. Использование приобретенных графических умений должны закрепляться в новых более сложных графических заданиях, развиваться на занятиях по рисованию, в свободной деятельности в детском саду и дома. Это касается не только детей с ЗПР, но и детей с нормой, за исключением того, если ребенок с нормой может быстро освоить тот или иной графический навык и перейти к новому этапу, то ребенок с задержкой может длительный период находиться на одной ступени и только после многократного повторения сможет приступить к новому этапу.

Ну а сейчас, коллеги, я вам предлагаю немного отдохнуть и почувствовать себя маленьким ребенком, так как у нас у каждого глубоко живет тот самый ребенок, который очень любит играть в игрушки. Для этого нам понадобится 6 участников.

Игра «Воображаемое животное»

Цель: развитие графических умений и навыков, развитие воображения, счетной деятельности.

Оборудование: листы, кубик, образец с линиями, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход игры: Дети я предлагаю вам сегодня нарисовать сказочное животное, которые вы попробуете придумать сами и в дальнейшем его нарисовать. Вначале игры с детьми педагог рассматривает линейку с обозначениями, потом предлагается бросить кубик, сосчитать сколько выпало точек, а в дальнейшем найти обозначение к данному количеству и нарисовать данный элемент у себя на листе. Давайте я вам вначале покажу, а потом будете выполнять вы сами.

Игра «Подарки осеннего сундучка»

Цель: развитие графических умений и навыков, развитие логического мышления, умения правильно строить предложение.

Оборудование: сундучок с замком, фломастеры, картинки.

Ход игры: Детям предлагается открыть осенний сундучок с подарками, используя специальный шифр, нужно продолжить ряд используя определенную штриховку и тогда сундучок откроется. Когда ребенок правильно подобрал шифр, то он может открыть замок и достать оттуда картинку с осенней приметой. В дальнейшем педагог предлагает составить предложение по данной картинке.

При обучении графическим умениям детей с ЗПР рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Создание положительного эмоционального отношения к деятельности у ребенка.

2. Проведение пальчиковой гимнастики перед графическими упражнениями.

3. Правильная поза ребенка за столом.

4. Правильный захват карандаша, фломастера во время работы.

5. Ребенок должен выполнить серию однотипных упражнений.

6. Выдерживать длительность графического упражнения 4-5 мин.

7. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

8. Показ последовательности действий при формировании нового графического навыка.

9. Проведение двигательной разминки.

Специальные упражнения и игры на развитие графических навыков, которые я использую в своей работе с детьми.
-Прямые дорожки
  просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги.
- Фигурные дорожки
Ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии.
Карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается.
- Рисование по точкам
Ребенка прося соединить точки согласно инструкции под рисунками. Карандаш не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.
- Рисование по контурам
Ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.
- Рисование по клеточкам
На бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу.
- Выполнение штриховок (с различным направлением движения руки)
Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам:
• вертикальные (сверху вниз)
• горизонтальные (слева направо)
• наклонные
• «клубочками» (круговые движения руки)
• полукругами.


Также мы активно взаимодействуем с родителями по развитию графических умений и навыков, так как они являются основными проводниками ребенка к будущему письму. В своей работе использую чаще консультации, папки-передвижки, выступления на родительских собраниях. Еще я активно веду взаимодействие с воспитателями, где я им предлагаю во вторую половину дня проводить с детьми данные упражнения для закрепления полученных навыков.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

  1. Развитие мелкой моторики рук с рождения ребенка.
  2. Придерживаться всех этапов для правильного формирования и развития графических навыков.
  3. Выполнять специальные игры и упражнения для развития графических навыков.
  4. Активно вовлекать в данную работу родителей.
  5. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
  6.  Буду продолжать вести активную работу, чтобы достичь хороших результатов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПРЕАЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ  РАЗВИВАЮЩИХ И ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР....

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484  3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей  с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...