Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли  взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательной организации и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в определении индивидуального  образовательного маршрута (ИОМ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

Порядок  создания и организация ПМПк  образовательного учреждения

  • ПМПк  осуществляет свою деятельность на базе  Учреждения на основании  приказа руководителя при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения
  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями обучающегося, (воспитанника), договором между ПМПк и ПМПК
  • ПМПк  является одной из форм взаимодействия специалистов Учреждения, объединяющихся   для  организации диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
  • ПМПк может быть создана на базе ОУ любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя ОУ при наличии соответствующих специалистов.
  • Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.
  • ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося или  воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

Примерный состав ПМПк

  • Председатель консилиума - заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (в ДОУ – старший воспитатель)
  • Педагог - психолог
  • Учитель - дефектолог и/или учитель - логопед, социальный педагог
  • Учитель или воспитатель ДОУ, представляющий ребенка на ПМПк
  • Врач - педиатр или медицинская сестра.

Цель ПМПк

Обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-медико - педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.

Задачи ПМПк

  • Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в Учреждении) диагностика отклонений в развитии
  • Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов воспитанников
  • Выявление резервных возможностей развития
  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в Учреждении возможностей
  • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии, особые образовательные потребности.
  • Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния
  • Консультирование  родителей    (законных представителей).

 Организация работы ПМПк

  • Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по согласию родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся.
  • Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
  • По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
  • Коллегиальное заключение ПМПк  содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка, которое подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
  • На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
  • Индивидуальная карта развития ребенка,  индивидуальный образовательный маршрут  и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей  (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только после ознакомления с ними родителей (законных представителей).

Направление на ПМПк

  • При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в областную  психолого-медико-педагогическую комиссию.
  • При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума ОУ выдаётся родителям (законным представителям) на руки. В другие учреждения и организации,  заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

ПМПк

ПМПК

Направляет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на ПМПК, готовит заключение ПМПк и представления педагога и специалистов

Проводит своевременное бесплатное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении детей по направлению ПМПк

Информирует о характере нарушений в развитии детей, получающих психолого-педагогическую и медико- социальную помощь в рамках образовательного учреждения  

Оказывает информационно- просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательного учреждения  

Предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендаций ПМПк

создает запрос на оказание методической помощи специалистам ПМПК

Осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК

Оказывает методическую помощь ПМПк

ПМПК по результатам обследования ребенка определяет:

  • Статус ребенка
  • Образовательную программу для ребенка с ОВЗ
  • Условия пребывания ребенка с ОВЗ в группе ДОУ (полное или кратковременное пребывание с дальнейшей интеграцией на полный день)
  • Потребность в психолого-педагогическом сопровождении, которое реализуют следующие  специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог)
  • Необходимые для ребенка технические средства обучения, архитектурная доступность
  • Срок повторного обращения в ПМПК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.

На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, де...

План коллегиальных заседаний дошкольного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплекс...

Диагностическая и консультативная работа специалистов ПМПК в создании индивидуального образовательного маршрута для детей с РАС

Диагностические критерии РАСЗаключение ПМПККонсультация родителейСтадии принятия диагнозаОбзор современных методов при работе с детьми с РАСАльтернативная коммуникацияРекомендованная литература...

Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), уровень образовательной организации 2017г.

laquo;О создании ПМПк в АОУ д/с№10 «Лучик», Приказ №105 б от 07.11.2017г., АОУ д/с №10 «Лучик»...

Карты для определения индивидуального образовательного маршрута воспитанников

Данный материал содержит карты индивидуального образовательного маршрута по каждой дошкольной подгуруппе детей в разновозрастной группе...

Взаимодействие территориальной психолого-медико-педагогической комисси и психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения

Соровождение детей, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи...