Диагностическая и консультативная работа специалистов ПМПК в создании индивидуального образовательного маршрута для детей с РАС
презентация по коррекционной педагогике

Федченко Жанна Терентьевна

Диагностические критерии РАС

Заключение ПМПК

Консультация родителей

Стадии принятия диагноза

Обзор современных методов при работе с детьми с РАС

Альтернативная коммуникация

Рекомендованная литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Презентация2.74 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Диагностическая и консультативная работа специалистов ПМПК в построении индивидуального образовательного маршрута детей младшего возраста с РАС Федченко Жанна Терентьевна Учитель-логопед МБУ ЦППМС Советского района города Ростова-на-Дону

Слайд 2

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Диагностические критерии расстройства аутистического спектра МКБ -10. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем В нашей стране действует Международная классификация болезней 10-го пересмотра и именно на нее опираются врачи при постановке клинического диагноза, где аутизм относится к общим расстройствам психологического развития F84 и его подрубрики , каждая из которых имеет свой код по МКБ. Детский аутизм шифруется под кодом F 84.0 Атипичный аутизм F 84.1, синдром Ретта F 84.2, Другое дезинтегрированное расстройство детского возраста F84 .3 (детская деменция, дезентегрированный психоз), Гиперактивное расстройство, сочет . с УО и стереотипными движениями F 84.4 ( IQ ниже 35),Синдром Аспергера F84 .5 (шизоидное рас-во в детском возрасте), Другие общие расстройства развития F 84.8, Общее расстройство развития неуточненное F 84.9

Слайд 3

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ DSM-V . Классификация разработанная Американской психиатрической ассоциацией. DSM - V , разработанная американской психиатрической ассоциацией. В США используют эту классификацию в клинических целях, а во всем мире в научных целях. Каталог DSM - V объединяет все диагнозы рубрики F 84 в единый клинический диагноз РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (299.00). Ожидается, что 11-й пересмотр МКБ будет конгруэнтен DSM - V .

Слайд 4

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Новая формулировка и шифр клинического диагноза безусловно повлечет за собой и изменения в образовательных стандартах, программах, методических рекомендациях, нормативных документах и т.д., но также, когда МКБ-11 вступит в силу, специалисты немедицинского профиля поставят себя в достаточно уязвимую ситуацию, продолжая использовать тогда уже клиническую терминологию. Поэтому, ссылаясь на мнение Сорокина А.Б. кандидата биологических наук, ведущего научного сотрудника Федерального ресурсного центра по организации сопровождения детей с РАС, МГППУ, который предлагает выделять диагностическую группу в рамках своей профессиональной компетенции, т.е. РАС обозначать терминологией НАРУШЕНИЕ В СПЕКТРЕ АУТИЗМА. Как это повлияет на сферу образования и конкретно на ПМПК?

Слайд 5

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ В психолого-педагогической классификации, РАС рассматривается как нарушение аффективно-эмоциональной сферы, приводящее к искажению всех пропорций психического развития и отображается следующим образом

Слайд 6

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Алгоритм действий для прохождения обследования на ПМПК: - Паспорт родителя ил законного представителя - Копия и оригинал свидетельства о рождении (паспорта) ребёнка -Выписка педиатра из истории развития ребёнка с заключениями врачей специалистов поликлиник по месту жительства - Направление образовательной организации - Характеристика воспитанника или обучающегося - Заключение ППконсилиума образовательной организации - Табель текущей успеваемости - Письменные работы или самостоятельная продуктивная деятельность - Справка МСЭ (для детей-инвалидов), ИПРА при наличии - Копия справки ВК (для обучающихся на дому) - Копия заключения ПМПК полученное ранее II этап. Сдача документов I этап. Сбор документов, необходимых для прохождения комиссии: III этап. Запись на обследование

Слайд 7

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Анализ документации специалистов ПМПК : В нашей работе мы практикуем предварительную встречу с родителями, которая осуществляется на этапе приёма документов. В ходе неё мы изучаем цель обращения на ПМПК, жалобы, уточняем психологические особенности ребёнка и его поведения в незнакомой ситуации для проведения полноценной корректной диагностики. Перед проведением обследования специалистами ПМПК проводится тщательный анализ предоставленной документации. Особое внимание уделяется психолого-педагогической характеристике на ребёнка (при наличии) и заключениям врачей-специалистов, а также анамнезу. Исходя из этих данных подбирается диагностический материал из различных методик в соответствии с возрастными особенностями и психологическими возможностями ребёнка.

Слайд 8

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Возраст ребёнка: 4 года 8 месяцев. DS : ММД. Детский аутизм с неравномерным снижением интеллекта и выраженными нарушениями поведения. Расстройство экспрессивной речи. F84.0, F83.0 Ранее не обучался Ребёнок в кабинет зашёл с мамой. Внешний вид опрятный. Контакт вначале обследования не устанавливает. Проявление негативизма. Эмоциональный фон неустойчивый. Двигательно беспокоен. Интереса к предложенным заданиям не проявляет. В процессе диагностики его заинтересовала машинка, только тогда мальчик сел за стол и специалистам удалось установить формальный контакт. Далее были предложены в качестве заданий рамки-вкладыши, пирамидка, соотнесение цветов и форм (показать по слову), разрезные картинки из 2-х и 3-х частей, картинки с последовательностями событий. Диагностика ребёнка в ПМПК :

Слайд 9

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Ребёнок обращённую речь понимает частично, активный словарный запас представлен в основном звук комплексами, говорит слова "мама", "дай", "пока". Фраза не сформирована. Зрительный гнозис недостаточно сформирован. Аналитико-синтетическая деятельность значительно снижена. Причинно-следственные связи не устанавливает. Результаты диагностики ПМПК :

Слайд 10

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Психолого-педагогическая поддержка семей в рамках ПМПК , воспитывающих детей с РАС : Вынесение диагноза – травмирующее событие для всей семьи «Узнать о недуге своего ребёнка, который будет сопутствовать ему всю жизнь – огромное потрясение» Когда семья сталкивается с диагнозом АУТИЗМ - жизнь меняется и рушится вся семейная структура. Не все родители принимают своего особого ребёнка и отклонения в его развитии Поэтому не редкость, когда родители не хотят соглашаться с диагнозом ребёнка и соответственно с заключением и рекомендациями ПМПК

Слайд 11

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Стадии принятия диагноза у родителей, которые в некоторых случаях могут носить цикличный характер: Шок и неверие Отрицание Злость или гнев Замешательство и беспомощность Депрессия, вина, стыд и смущение Тревожность и паника Сделка и надежда Изоляция Принятие

Слайд 12

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Шок и неверие Отрицание Первая реакция родителей, которые только что услышали диагноз, даже если они подозревали его заранее, это неверие, отрицание. «А вдруг это ошибка», «Это не может быть правдой». На этом этапе родители, как правило, не могут осознать до конца, что произошло, и какие последствия их могут ожидать. На этой стадии родители думают о том, что диагноз может быть ошибкой, и вскоре она прояснится. Даже если симптомы кажутся очевидными со стороны, и диагноз подтверждён специалистами, родители могут думать: «С моим ребёнком все в порядке. Это просто тесты неправильные». Часто на стадии отрицания родители обращаются к разным специалистам, пока не услышат то, что больше их устраивает, или же они ищут чудесный метод, который быстро «вылечит» ребёнка..

Слайд 13

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Злость или гнев Замешательство и беспомощность Когда родители начинают выходить из стадии отрицания, они часто начинают злиться. «Почему именно мой ребёнок?!», Гнев может быть направлен на представителей госучреждений и других структур, от которых зависит предоставление услуг, но очень часто он выражается неэффективным и неконструктивным образом. Семья оказалась в мире, о котором ничего не знает, на каждом шагу родители слышат термины и слова, которые кажутся иностранными. Наступает стадия замешательства: «Что конкретно это значит для моего ребёнка?», «Я вообще не понимаю, что здесь написано». И это замешательство может вызвать чувство беспомощности.

Слайд 14

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Депрессия Вина Депрессия наступает, когда возможности родителей достигают своего предела. Часто депрессия следует за несколькими неудачными попытками «вылечить» РАС, на которые родители возлагали большие надежды. Идея о том, что это не та жизнь, о которой мечтали родители, и это не та семья, которую они себе представляли, может оказаться слишком невыносимой. Постепенно родители могут осознать, что аутизм – это то, что присутствует в их жизни 24/7. Ещё один фактор, который повышает риск депрессии среди родителей детей с аутизмом – характерная для них хроническая нехватка сна. Очень часто родителей преследует чувство вины за диагноз ребёнка. Сразу после диагноза у них не редко встречаются мысли: «Я сделала что-то, что это вызвало?», «Мне надо было лучше питаться во время беременности», «Не надо было делать ему прививки», «Это мне наказание за что-то?» Позднее, когда они подходят к стадии вины, это чувство часто связано с ощущением «Я недостаточно делаю, чтобы помочь моему ребёнку».

Слайд 15

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Стыд и смущение В какие-то периоды родители могут чувствовать смущение из-за того, что их ребёнок отличается от других детей: «Что подумают люди?» По мере взросления ребёнка реакции посторонних на нестандартное поведение ребёнка вызывают у родителей все больше стресса. Тревожность и паника Родители неизбежно начинают паниковать: «Что ждёт моего ребёнка?» Это может приводить к приступам сильной тревожности. «Как его примут в новом детском саду?», «Новая учительница в классе! А что если она с ним не справится?», «Что его ждёт после школы?» И конечно, самый ужасный страх: «Что с ним будет, когда меня не станет?» Сделка Через какое-то время родители начинают заключать нечто вроде сделки. «Если это только аутизм, то я это приму, только бы без умственной отсталости…», «Если только он начнёт говорить, хотя бы как-то». Стадия сделки помогает родителям до какой-то степени принять диагноз ребёнка, и отложить то, что им пока сложно принять, до другого времени.

Слайд 16

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Надежда Время от времени у родителей будет появляться надежда. «Может быть, мы справимся», «Этот метод/терапия, похоже, действительно помогает», «Он наконец смог это понять», «Его поведение значительно улучшилось». Изоляция Время от времени родители начинают чувствовать себя в изоляции: «Мой ребёнок единственный не знает, как себя здесь вести». Или они сами стремятся к изоляции, потому что они не хотят напоминаний о том, что их ребёнок отличается от других детей, или им кажется, что это важно, чтобы защитить их ребёнка. Принятие Родители могут почувствовать, что они приняли диагноз ребёнка только после того, как они смогли проработать те переживания, которые описывались выше. Принятие означает определённый контроль над ситуацией и своими чувствами по отношению к ней. Возможно, возникшие проблемы не были решены так, как хотелось бы, но родители чувствуют, что они в состоянии жить и справляться с тем, что выпало на их долю.

Слайд 17

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Задача специалистов ПМПК в таких ситуациях наладить доверительный контакт с семьёй, дать очень подробную обратную связь и максимально доступно донести рекомендации по поводу дальнейшего развития и обучения ребёнка, используя принципы функциональной направленности, базирующиеся на развитии навыков зоны ближайшего развития, необходимых в повседневной жизни , причём на основе активности самого ребёнка в той деятельности, которая повторяется ежедневно и нравится ребёнку, в которой он может участвовать и учиться. Эти стадии – это не односторонняя дорога. В тот или иной момент родители могут вернуться на любой из этих этапов. Принятие также означает, что, глядя на ребёнка, родители видят в нем УНИКАЛЬНУЮ ЛИЧНОСТЬ , а не сплошную медицинскую проблему. Родители ребёнка с диагнозом «аутизм» оказываются перед огромной проблемой: как организовать помощь ребёнку? Где найти специалиста, у которого есть опыт работы с такими детьми? Где может обучаться такой особенный ребёнок? И масса сопутствующих вопросов

Слайд 18

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Функциональный подход подразумевает: Раннее начало Индивидуальный подход Выявление и диагностика - индивидуальная программа - ежегодный мониторинг Семейную- центрированность Данный принцип говорит о том, что специалисты работают в партнёрстве с семьёй. СПЕЦИАЛИСТЫ - СЕМЬЯ - РЕБЁНОК и его НОВЫЕ НАВЫКИ и СПОСОБНОСТИ Функциональную направленность Специалисты и родители помогают ребёнку развивать навыки, необходимые в повседневной жизни. Работу команды специалистов Врачи, педагоги. Межсетевое взаимодействие.

Слайд 19

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Главный принцип соблюдения интересов ребёнка: Родителям ВАЖНО научиться НЕ СРАВНИВАТЬ своего малыша с другими детьми. Нужно адекватно оценивать реальный уровень его развития, его особенности и ориентироваться на динамику достижений самого ребёнка, а не на возрастные нормы. Необходимо максимально приблизить понимание родителей к тому, что у ребёнка есть будущее, да, оно имеет ограничения, но от того насколько качественно будет уделяться внимание развитию ребёнка в сензитивный период, настолько комфортней, спокойней будет ребёнку во взрослой жизни. Также необходимо организовать пространственную среду, соблюдая условия: - безопасности, комфорта, уюта, порядка. - наличие необходимого оборудования в детской комнате -поддержания порядка - организация чёткого распорядка дня

Слайд 20

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Обзор современных западных подходов, активно используемых и «нашими» специалистами 1. Поведенческие Прикладной анализ поведения( ABA ) 2. Развивающие Игровая терапия основанная на построении отношений ( FLOORTIME ). 3. Смешанные Структурированное обучение ( TEACCH ). 4. Терапевтические Методы сенсорной интеграции Методы альтернативной и дополнительной коммуникации

Слайд 21

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Метод сенсорной интеграции Помогает оценивать и учитывать индивидуальные реакции ( гипер и гиперчувствительности) на входящую сенсорную информацию и строить программу с учётом особенностей ребёнка. Основные сенсорные системы Обонятельная Вкусовая Зрительная Тактильная Вестибулярная Проприоцептивная Слуховая

Слайд 22

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Метод альтернативной и дополнительной коммуникации PECS , обучение жестам, использование специальных устройств дают возможность для развития коммуникативных способностей человека. Для того, чтобы установить с ребёнком полноценный контакт, провести качественное обследование и дать нужные рекомендации родителям и образовательному учреждению в нашей комиссии также используется метод АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Карточки, используемые нами аналогичны тем, что карточками из Центра лечебной педагогики г. Пскова. В своей работе мы используем в основном БАЗОВЫЕ КАРТИНКИ такие, как ("ДА", "НЕТ", "Я ХОЧУ", "ПИТЬ", "ЕСТЬ", "ТУАЛЕТ" и т.д.), поскольку ребёнка не владеющего речь нужно постепенно обучать новому для него методу.

Слайд 23

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Рекомендации родителям для обучения детей с аутизмом:

Слайд 24

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Карточки помощи родителям: * cdk-srnd.su

Слайд 25

ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ Рекомендованная литература Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Волкмар Фред , Вайзнер Лиза Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом, С.Роджерс , Л.Висмара Развитие основных навыков у детей с аутизмом – Т. Делани Обучение через игру Фьюэлл Р. Идет Работа Рон Лиф и Джон Макэкен На ты с аутизмом С.Гринспан Особые дети Ю.Эрц , О. Мелешкевич Система альтернативной коммуникации с помощью карточек ( PECS ): руководство для педагогов Э.Бонди , Л.Фрост Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности. Коэн , Герхардт Ребёнок и сенсорная интеграция. Джин Айрес Детский аутизм и ABA . Р.Шрамм https://outfund.ru/ https://autism-frc.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование индивидуального образовательного маршрута сопровождения детей в рамках ПМПк

ИОМ - это интегрированная модель психолого-медико-педагогического воздействия специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного време...

Презентация "Создание индивидуального образовательного маршрута дошкольника"

Создание индивидуального образовательного маршрута дошкольника...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ для детей 4-5 лет по образовательным областям - образцы

Индивидуальные образовательные маршруты для детей 4-5 лет по образовательным областям. (образцы)Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» / «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» /...

Создание индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Эффективная реализация индивидуального образовательного маршрута позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка....

Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли  взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...

Презентация "Конструктор для создания индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников с ОВЗ"

Разработка индивидуальной адаптированной образовательной программы осуществляется на основе Примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ.Специфико...

Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР (из опыта работы)

Раассказ об рпыте составления Индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР и пример структоры ИОМ...