Статья "Гармоничный ребенок как результат успешной социализации дошкольного возраста"
статья по коррекционной педагогике по теме

Бутинова Марина Юрьевна

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Обладая вышеперечисленными критериями можно говорить о гармоничности и успешности ребенка, которое будет проявляться в учебной, игровой, межличностной и других сферах жизни ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья о социализации детей69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоничный ребенок как результата успешной социализации детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Обладая вышеперечисленными критериями можно говорить о гармоничности и успешности ребенка, которое будет проявляться в учебной, игровой, межличностной и других сферах жизни ребенка.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых благоприятных социальных условий для полноценного развития ребенка. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка

Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Работая над проблемой по социализации дошкольников, можно сделать вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи, активное участие в совместных мероприятиях.

Что такое социализация детей дошкольного возраста

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС) , социализация и коммуникативное развитие личности дошкольника рассматриваются как единая образовательная область - социально-коммуникативное развитие. В качестве же доминирующего фактора социального развития ребенка выступает социальная среда.

Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Включает в себя два основных аспекта:

  • усвоение социального опыта индивидом за счет вхождения его в социальную систему общественных связей;
  • активное воспроизводство системы общественных связей индивида в процессе его включения в общественную среду.

К основным компонентам социализации принято относить передачу культурных норм посредством социальных институтов (семья, школа и т.д.), а также процесс взаимовлияния индивидов в рамках совместной деятельности. Таким образом, среди сфер, на которые направлен процесс социализации, выделяют деятельность, общение и самосознание. По всем данным сферам происходит расширение связей человека с окружающим миром.

Особенности социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте

Социально-коммуникативное развитие дошкольников является одним из базовых элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает влияние не только непосредственно на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Уровень данного развития в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе.

Социально-коммуникативное развитие по ФГОС для детей дошкольного возраста включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка;
  • уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  • уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить низкий, средний и высокий уровни.

Высокий уровень, соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника. Также положительный эффект имеют занятия по социально-коммуникативному развитию ребенка.

Средний уровень, определяющий социально-коммуникативное развитие, отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

В свою очередь, социально-коммуникативное развитие дошкольников с низким уровнем выраженности по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно - требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и образовательного учреждения.

Посещение ребёнком дошкольного образовательного учреждения подразумевает приобщение его как личности к социальным навыкам и социальному опыту взаимодействия с окружающей действительностью и людьми. Но первый социальный опыт ребёнок получает в семье. Семья-это ячейка общества, а общество-это социум.

Семейное воспитание даёт ребёнку всё необходимое для осознания и восприятия себя как личности имеющей отношение к определённому кругу людей, генеалогического понятия ( кто моя мама, мой папа, дедушка и бабушка, каковы отношения между ними, кем они друг другу приходятся и т.д.). Отношения в семье формируют навыки общения, взаимодействия и определяют фактор взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимоуважения. А также формирует чувство эмпатии и многие другие духовно нравственные понятия, которые влияют на развитие личностных качеств ребёнка и определяет характер его отношений с окружающей действительностью.

Как говорится в известной песни: « С чего начинается Родина…» Приобщение ребёнка к умению наблюдать и формирование у него желания взаимодействовать с окружающим миром даёт возможность приобрести жизненно необходимый социальный опыт. В этом случаи семейное воспитание обогащается знаниями, умениями и навыками полученными в дошкольном учреждении.

Наблюдение за природой, её многообразием, уборка на участке и в группе, уход за питомцами и растениями и многое другое формируют навыки трудовой деятельности и экологическое воспитании. Ребёнок начинает осознавать свой вклад в благоустройство быта, свою значимость при взаимодействии с окружающим миром.

Гражданское воспитание формирует отношение к этнокультуре в которой живёт ребёнок, к историческому и культурному наследию. Ознакомление с достижениями науки и техники, со спортом и многообразием развёрнутых социальных возможностей позволяет в большей степени ребёнку реализовать себя на социальном поприще.

Большой вклад в формирование личности ребёнка имеет изучение особенностей местности где он проживает, знания о городе, посещение памятников и достопримечательностей, географические и исторические особенности своей страны. Огромный вклад в формировании социальной принадлежности имеют знания о том, что особенность страны в которой мы живём заключается в величии её много национального и много конфессиального наследия, что в нашей стране проживает множество разных народностей с разнообразием этнических и религиозных мировоззрений, что даёт благоприятную почву для толерантного воспитания дошкольника.

У нас общая Родина и цели нашего социального сознания едины. « Пока мы едины, мы непобедимы». Патриотическое воспитание предоставляет возможность ознакомиться и приобщиться к историческому и культурному наследию, к подвигам и всевозможным достижениям наших соотечественников и соплеменников, с приданиями старины и всем тем, что позволяет нам гордится своей страной и своим проживанием в ней.

Понятие держава, знание гимна, герба нашего города и многое другое способствует формированию патриотических качеств в личности дошкольника. Но самое необходимое, на мой взгляд, это воспитание в человеке с детского возраста понятие и осознание общечеловеческих ценностей, именно того, что объединяет всё человечество на Земле и предоставляет полное право называть человечество разумным, гуманным и цивилизованным. В основе этого понятия мы можем гордо называться «человеком созидателем» и «человеком творцом».

Из всего выше сказанного напрашивается логический вывод о том, что понятие асоциальная личность и асоциальное поведение - определение позволяющее констатировать отсутствие всех необходимых навыков взаимодействия с окружающей действительностью, что в целом очень пагубно влияет на развитие личности человека и даже представляет опасность для общества. Поэтому социальное воспитание и социальная компетентность, имеет несомненно огромную роль в формирование личности человека, в формировании его гражданской позиции и патриотической основы мировоззрения.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;
  • научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
  • сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);
  • сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.

Как помочь ребенку в социальной адаптации

Научно-технический прогресс достиг на сегодняшний день настолько высоких результатов, что теперь обществу требуются активные люди с высокоразвитым творческим потенциалом, гармонично взаимодействующие с окружающими, быстро принимающие решения и способные своевременно и разумно решать возникающие проблемы.

Социализация - это процесс познания человеком нравственных норм, морали и правил поведения в окружающем его обществе. Осуществляется этот процесс, как правило, посредством общения в семье, что позволяет приобрести качества, опыт, убеждения, ценности и формы поведения, установленные и одобряемые обществом, благодаря которым собственно и становится полноценной жизнь в обществе.

Именно общение является источником социального развития ребенка. На самом деле не столь важно с кем происходит общение. Это могут быть его сверстники или взрослые.

Но, учитывая тот факт, что первым человеком, с которым ребенок начинает общаться и нуждается в нем, является его мама (либо отец или человек их замещающий), то именно семья считается первым и основным «институтом социализации».

Перед семьей и педагогами помимо традиционных вопросов (как следует учить и каким должно быть воспитание ребенка в современных условиях) встает задача, суть которой состоит в правильном формировании человека, чтобы он мог соответствовать требованиям современного общества. Успешная социализация позволит стать ему полноценным членом своей социальной среды и иметь равные права.

Социализация детей дошкольного возраста длится достаточно долго. Это очень важный шаг, который совершает ребенок на пути вхождения во внешний мир.

Социализация личности ребенка осуществляется под воздействием разных факторов, что подкрепляется многочисленными исследованиями в области социологии и социальной педагогики. Социализация личности ребенка осуществляется (формируется) под воздействием различного рода факторов.

Различают следующие факторы социализации человека:

микрофакторы, представляющие собой непосредственную среду жизнедеятельности ребенка и его близкое окружение (главным образом семья, затем соседи, друзья, микросоциум) ;

мезофакторы. Здесь подразумеваются этносоциокультурные условия региона, СМИ, субкультуры, типа поселения (малый город, средний город, мегаполис; курортный центр, промышленный, индустриально-культурный; село – малое, среднее или большое) ;

макрофакторы, в качестве которых представляется страна, государство, общество, этнос;

мегафакторы. Здесь уже речь идет о космосе, мире, планете, сравнимых с аспектами регионального, национального, глобального и континентального в развитии человека.

Особая роль отводится микрофакторам (т.е. семье, ровесникам, воспитателям), которые являются самыми значимыми в первичной социализации ребенка. Ближайшее окружение оказывает существенное воздействие на процесс формирования личности ребенка в ходе повседневной жизни.

С возрастом для ребенка все большую роль начинает играть процесс овладения нормами и правилами взаимоотношений в обществе. Тогда одних знаний об устройстве человеческого общества и о правилах поведения в нем уже недостаточно. Ему требуются условия, позволяющие приобрести личный социальный опыт, потому как социализация предполагает принятие «живого» участия самого человека в постижении культуры поведенческих отношений, освоении социальных норм и выражении психологических механизмов социального поведения.

Как помочь ребенку в социальной адаптации

Наиболее удобной формой развития ребенка в любом возрасте является игровая форма, использовать которую можно вплоть до семилетнего возраста. Общение при этом является ее составляющей.

В процессе игры дети быстро развиваются и физически, и психически, и эмоционально, и социально. В игре малыш часто использует бытовые ситуации. К примеру, поход в детский сад или магазин, поездка в транспорте, игра в «дочки-матери» или в доктора.

В процессе игры он как бы создает ситуацию максимально приближенную к действительности, воображая и фантазируя что-либо. Таким способом он старается почувствовать себя взрослым, примеряя его поведение на себя. Процесс игры позволяет детям проработать различные пути и варианты того, как можно разрешить конфликтную ситуацию, выразить свое недовольство, одобрить, или поддержать.

Детям старшего возраста кроме игры необходимы беседа, наблюдения, обсуждения, учеба, музыкальные упражнения. Оказание взаимопомощи друг другу нуждается в поощрении. Это касается и совершения любых нравственных поступков.

Потому что из этих кирпичиков и строится личность человека.

Для решения этой проблемы была выбрана программа, целью которой является: создание благоприятных условий для социализации дошкольников, способствующих  повышения эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с семьей дошкольника.

Мною были определены следующие задачи:

• Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса.

• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи.

• Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

Согласно задачам были определены параметры сформированности социализации детей дошкольного возраста и психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.

В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:

• неуважительное отношение к именам сверстников;

• неумение отстаивать свою точку зрения;

• незнание детьми своих прав;

• неумение вести себя в конфликтной ситуации;

• неумение давать оценку своим поступкам;

• неуважение к результатам труда людей;

• непонимание родителями любви как основы семейных взаимоотношений.

Мною был составлен перспективный план мероприятий, в котором последовательно определили этапы работы с детьми.

Во время формирующего этапа, я проводила работу и с родителями по формированию высокой самооценки ребенка.

Основными формами работы детского сада и семьи я выбрала как традиционные формы работы:

• консультации,

• анкетирование,

• родительские собрания,

• тренинги.

Так и нетрадиционные формы:

• совместные досуги, праздники,

• литературное кафе,

• интеллектуальные игры «Брейн-ринг»

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к педагогам и специалистам.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы по социализации детей показал, что главным критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные ориентации человека и призваны определить его социализацию как общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями личности.

Библиографический список.

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Политиздат, 1985. – 238 с.

2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. - Магнитогорск, 2003.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М. : Аспект Пресс, 1998. –376 с.

4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51.

5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как нау-читься понимать своего ребенка. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2004.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. С. 398-464.

7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. - М. : Издательство Владос-пресс, 2005

8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. - Пособие для практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.

9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27-39.

10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб. : Речь, 2004.

11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29-40.

12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях // Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001. –С. 119

13. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005.

14. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. - М., 1986.

15. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т. П. Елисеева; - Мн. : Лексис, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Основы информационной культуры "Формирование успешности в дошкольном возрасте"

Дошкольное детство – длительный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда « и семья, и общество создает для ребенка все ...

ДИАГНОСТИКА ТРАЕКТОРИИ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На сегодняшний день на первое место вышла проблема создания индивидуальной траектории развития старшего дошкольника. Наше общество формирует социальный заказ на воспитание и образование гражданина РФ....

«Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»

laquo;Познавательное развитие как основа успешности детей дошкольного возраста»...

Мультимедийная разработка "Партнерские отношения взрослого с ребенком – залог его успешной социализации в обществе"

Партнерские отношения взрослого с ребенком позволяют ему ориентироваться в предметном мире и в системе человеческих отношений, способствуют интеллектуальному, личностному развитию и являются залогом е...