Семинар-практикум для педагогов «Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Остапенко Татьяна Николаевна

Цель семинара-практикума — сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья – музыкотерапией.

2. Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе, в повседневной жизни и научить применять их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_praktikum_dlya_pedagogov_novyy.doc58 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_muzykoterapiya.doc23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»

Цель семинара-практикума — сохранение психического здоровья ребенка путем создания комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья – музыкотерапией.

2. Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе, в повседневной жизни и научить применять их на практике.

Ход семинара-практикума

Музыкальный руководитель: В настоящее время для нас, педагогов, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и физическом развитии. В нашем детском саду над данной проблемой работают воспитатели, педагог-психолог, логопед, музыкальный руководитель. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я хочу познакомить вас с одним из таких методов — музыкотерапия.

Презентация «Музыкатерапия»

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Слово «музыка» мы слышим каждый день. Уважаемые коллеги, а знаете ли вы, как произошло данное слово?

Происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Именно музыка, с ее удивительными свойствами регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущение дискомфорта: неуверенность, растерянность, страх, боязнь чего-то.

Благоприятное воздействие музыки на организм человека было доказано учёными давным-давно.Устанавливая общее настроение, причём, создавая это посредством эмоциональной окраски образов, которые возникают при её восприятии, музыка способна исцелять и наполнять человека особенной силой и вдохновением.Зная эту особенность воздействия музыки на человеческий организм, учёные всего мира активно пропагандируют безлекарственный способ лечения заболеваний психического и эмоционального характера. В частности, к использованию известной многим на сегодняшний день методики под названием музыкальная терапия. Оказывая положительное влияние на эмоциональное и физическое состояние человека, музыкальная терапия позволяет задать необходимое настроение, без лишнего негатива и переживаний, расстройств и стрессов. Также, музыкотерапия: цели и задачи, которой направлены на восстановление звуковой гармонии организма, способна развивать собственно музыкальные способности у человека.

Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в Америке принадлежит доктору Келлогу, директору первого курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха использовали терапевтическую ценность музыки. При этом у него не было ни времени, ни любопытства, чтобы узнать, почему это происходит. Он просто видел, что польза есть, и делал все, чтобы использовать эти нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.

В 1997 году Михаилом Львовичем Лазаревым – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, была создана программа «Здравствуйте!» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».

Музыкатерапия в детском саду

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Исходя из вышесказанного, следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувство внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом.

Формы музыкатерапии

Музыкатерапии используется в нескольких формах: рецептивной (пассивной), актвиной и интеграционной.

Рецептивная (пассивная) форма - прослушивание записей или живого исполнения. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации.

Успокаивающую музыку можно слушать не более 15 минут в приятной обстановке. Дышать рекомендуется животом и на счет десять выдыхать, так воздух проникает в клетки организма и помогает лучше успокоиться.

Все упражнения пассивной музыкотерапии можно разделить на группы:

- для укрепления и оздоровления дыхательной функции (упражнения «Задуй свечу», «Проколи шину», «Дудочка», «Колобок» с использованием таких музыкальных произведений: В.Герчик «Колобок», А. Агофонникова «Дудочка», Сен-Санс «Лебедь»);

- для укрепления мелкой моторики пальцев (упражнения на снятие стресса, напряжения: «Крестики и нолики», «Крючочки», «Ладонь – кулак», «Утята», «Пальчики здороваются», «Сорока белобока», «Две веселые подружки», «Этот пальчик»)

  • на расслабление крупных мышц (релаксационные упражнения на снятие мышечных зажимов, снятия стресса: «Отдыхаем на берегу», «Морские звезды», «Легкие бабочки», «Игра с воздушными шариками». Музыкальные произведения: Ф. Шопен - «Ноктюрн фа-мажор», И.Штраус - «Вальс», С. Майкапар - «Мотылек»)

Пасивная музыкатерапия на практике:

        Прослушивание педагогами «Мазурка» Ф. Шопена

        Цель — создание безопасной атмосферы, уменьшить чувство неуверенности с помощью мажорной мелодии среднего темпа.

Активная форма музыкатерапии - это полноценное включение, когда дети самостоятельно создают свою мелодию: импровизируют на каком-либо музыкальном инструменте или поют. Активная форма используется с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Для этого вида музыкальной терапии нужен набор простых музыкальных инструментов: барабан, колокольчики, маракасы, цимбалы, дудочки, треугольники. Педагог придумывает разные игровы ситуации, а дети придумывают свой вариант сопровождения. Используются игры с музыкальными инструментами на развитие чувства ритма.

При хоровом пении улучшается эмоциональное состояние детей, возникает сплочённость группы. Репертуар подбирается из жизнеутверждающих и оптимистичных произведений, поэтому такой метод избавляет от скованности. Правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений свособствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Гласные звуки:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Активная музыкатерапия на практике:

        Импровизация на музыкальных инструментах на песню В.Шаинского «Улыбка»

        Цель — развитие творческой активности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности.

Интегративная музыкотерапия — это сочетание музыкального сопровождение с другим видом терапии. Под музыку дети, например, могут смотреть видеозапись разнообразных картин природы, могут рисовать, играть, участвовать в пантомиме, пластической драме.

Можно сочетать с:

  • Арттерапия (после прослушивания музыкального произведения, дети выражают свое впечатление через рисование картин, аппликации, лепку, констурирование, что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей);
  • Элементы сказкотерапии ( вызывает наибольший отклик у детей. Под определённый характер музыки дети «попадают» в сказку, изображают героев, сочиняют собственные сказки);
  • Психогимнастические этюды и упражнения (способствуют расслаблению детей, снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать своё эмоциональное состояние);
  • Ритмотерапии (профилактика, укрепление и сохранение правильной осанки, развитие гибкости. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение, помогают легко и быстро устанавливать дружеские связи между сверстниками);
  • Игротерапия (игровой массаж направлен на сохранение и укрепление психического и физического здоровья, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни; музыкальные игры приобщают детей к музыке, помогают понять ее содержание, способствует системному развитию психологического комплекса у детей восприятия, ощущения, внимания, воображения, памяти)

        Примеры игр для психологической разгрузки: «Воробьиные драки», «Минута шалости», «Злые – добрые кошки», «Высвобождение гнева», где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными.

Интегративная музыкатерапия на практике:

Практическое задание: «Танец пяти движений»

Цель - нятие мышечных зажимов; развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений; развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения.

Материал: Диск с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды.

Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.

2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.

3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.

4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.

5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка. А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений». Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?


В конце каждого занятия для расслабления и снятия психоэмоционального напряжения используется метод «Релаксации» (пассивная музыкатерапия). Дети учаться управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние.

Музыкатерапия на практике:

        Релаксация под музыку И.Баха «Контата 2» (колыбельные для детей)

        Цель - снятие внутреннего мышечного напряжения, приведение нервной системы и психики в нормальное состояние покоя.

Педагоги устраиваются на ковре (лежа, сидя в удобной позе), закрывают глаза.

Таким образом, можно сделать вывод, что музыка – это самый простой и самый удобный способ терапии. Слушайте музыку чаще и будьте здоровы!



Предварительный просмотр:


Памятка

Рекомендации по применению музыки в повседневной жизни

детского сада

Подбор музыкального материала рекомендуется строить на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учётом их эмоциональной нагрузки.

Активный прием слушания музыки «Эффект Моцарта»

         Многочисленные исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Моцарт – «самый подходящий» композитор для детей. Существует даже такой термин «Эффект Моцарта». Он заключается в том, что дети, слушающие Моцарта, становятся умнее, повышается интеллектуальный уровень детей, усиливается мозговая активность, что положительно сказывается на их психике и творческих способностях. Даже после 5-минутного музыкального сеанса заметно увеличивается концентрация внимания, сосредоточенность. Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, использование музыки также важно и для коррекции речи у детей и развития их способности к коммуникации.

         Двойной эффект приносит использование звукового сопровождения – игра на колокольчиках во время прослушивания музыкальных произведений В.А.Моцарта, помогает детям зонировать окружающее пространство, т.е. очищает пространство от болезнетворных бактерий. Было проведено много исследований колокольного звона, по результатам которых ученые сделали вывод о том, что в пространстве колокола порождается положительная энергия. Колокольный звон помогает детям восстановить эмоциональное равновесие, снять состояние депрессии, восстановить крепкий и спокойный сон.

  • Утренний приём в детском саду под музыку В.А. Моцарта.Будучи исключением из исключений, музыка Моцарта оказывает лечебное, высвобождающее, целительное воздействие, располагает к тесному контакту между взрослым и ребёнком, создаёт атмосферу уюта, тепла, любви и обспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приёма могут быть следующие произведения:

  1. В.А. Моцарт. Соната для фортепиано №1 До-мажор
  2. В.А. Моцарт. Соната для двух фортепиано Ре-мажор
  3. В.А. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20 Ре-минор
  4. Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

2. «Скерцо» в исполнении Современного эстрадного оркестра

3. Музыкальные композиции в исполнении оркестра Поля Мориа

  1. «Карнавал животных» в исполнении инструментального ансамбля К. Сен-Санса

        Сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие.

  • Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Р. Клейдерман «Соло фортепиано»

2. П.И. Чайковский «Времена года»

3. Л. Бетховен Соната №14 «Лунная»

4. И.Бах, Ш.Гуно «Аве-Мария»

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»)

6. Анугама «Голоса океана»

3.Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стресса. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма.Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. Классическая мелодия для детей и их родителей (серия «Хорошая музыка для детей»)

2. Ф. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром»

3. И.Бах «Органные произведения»

4. А.Вивальди «Времена года»

  1. Голоса природы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»

Отличная консультация с указанием примеров музыкальных произведений, которые можно использовать в различных ситуациях...

Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство

Все болезни идут из детства», социального окружения,  поэтому особо актуальной становится проблема сохранения психологического здоровья дошкольников и создания психологически комфортных усл...

Музыкотерапия, как коррекционно-профилактическое средство

Подготовила : Гогенко С.В. Музыка успокаивает,  музыка лечит, музыка поднимает настроение... Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.Наши далекие предки    создавали му...

Консультация для педагогов «Организация индивидуальной коррекционно-профилактической работы с воспитанниками ДОО»

laquo;Организация индивидуальной коррекционно-профилактической работы с воспитанниками ДОО» Коррекционно-воспитательная работа - это система специальных педагогических мероприятий, направл...