Статья "Развитие личности ребенка через изобразительную деятельность"
статья по коррекционной педагогике

Шилова Анастасия Геннадьевна

Данная статья будет полезна педагогам и специалистам ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие личности ребенка через изобразительную деятельность

«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда».

                                                                                        Н.П. Сакулина

Особое внимание при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья занимает изобразительная деятельность.

Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка — восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире.  

Развитие интеллекта

В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Сильнейшим стимулом развития в это время является творчество, но, к большому сожалению, родители часто считают игры и творческие занятия неважными, заменяя их бессмысленной зубрежкой и развитием механической памяти.

Уникальное свойство человеческого мышления – креативность – развивается в детстве, в творческой деятельности. Рисование позволяет ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов – отличная тренировка ума.

Развитие фантазии и воображения

Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому человек может перерабатывать прошлый опыт и создавать новые связи между полученными образами. Чем больше таких связей образуется в мозгу, тем лучше развивается мышление.

Фантазия нужна будущему взрослому – она позволяет человеку делать смелые предположения, изобретать и создавать принципиально новое. В рисовании она развивается очень хорошо, поскольку ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

Развитие речи

Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой – драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

Проговаривание во время рисования («сейчас я возьму белый, потом розовый, добавлю водички») помогает ребенку осознавать свои действия и лучше их координировать. В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными.

Развитие восприятия

Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект.

Содержание рисунков отражает ценности семьи, социальный и культурный опыт детей. Этот вид деятельности издавна привлекал внимание как возможный метод изучения внутреннего состояния ребенка,  степени его умственной активности, особенностей его развития,  способности отражать свои переживания,  и как форма деятельности, которая включает в себя многие компоненты психических процессов и становится важным фактором формирования личности ребенка.

Детский рисунок изменяется с возрастом, как и сам ребенок, проходя несколько стадий.

1.Каракули

2.Бесформенные изображения – ребенок находит в своем рисунке смысл

3.Схематичные изображения - рисунки по определенным канонам

4.Правдоподобные изображения - приобретают свои размеры и внешний вид, выделяют перспективу

5.Правильные изображения – реалистичные изображения, объем, светотень

Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать её в качестве действенного средства коррекции. К тому же, эта деятельность наиболее доступна для ребят. Изобразительное искусство имеет широкий спектр средств, техник и приемов.

Рассмотрим различные средства , техники, приемы широко используемые в изотерапевтической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приемы работы с точкой

  1. Соединение точек
  2. Точечное рисование пальцем
  3. Трафаретная печать
  4. Рисование тампончиком, трубочкой
  5. Работа с глиной и пластилином
  6. Бумажная мозаика

*Упражнения с точкой несут большую дидактическую и профилактическую нагрузку и побуждают ребенка к аналитической работе и пространственно-аналитическим действиям, формируют глазодвигательную координацию, а также способствует развитию целостности восприятия, памяти и внимания.

Приемы работы с линией и пятном

  1. Штриховка
  2. Рисование ладонью
  3. Рисование кляксой
  4. Рисование на влажной бумаге

На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

  1. Рисование капелькой
  2. Дорисовывание линий
  3. Техника раздувания краски.

Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Игры и упражнения для развития детей

В процессе работы мы отобрали ряд упражнений, которые более приемлемы в коррекционной работе с нашими детьми:

  1. Развитие моторных и графических навыков.
  2. Волшебные превращения веревочки.
  3. Угадай и дорисуй.
  4. Воздушное рисование.
  5. Обводка и раскрашивание
  6. Арттерапевтические раскраски
  7. Монотипия
  8. Рисование песком, солью, манкой
  9. Рисование по трафарету с помощью валика или поролоновой губки
  10. Украшение рисунков наклейками, липкими блестками, пайетками.

Пальчиковое рисование

Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, карандаши, фломастеры, мелки, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Ход работы: опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Либо ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью, карандашами, фломастерами до получения изображения (птицы, деревья).

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.

Цели: развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, спонтанности в выражении эмоций и чувств. Возможно проведение техники в группе, работа в парах и индивидуально.

Необходимые материалы: сухие листья, простая, тонированная или фактурная бумага, клей ПВА, крупы (манная крупа, овсяные хлопья, гречка, пшено, сахарный песок, вермишель и т.д.),

Ход работы: На листе бумаги дети клеем наносят рисунок на определенную тему (дети младшего возраста могут «раскрасить» клеем часть рисунка). Затем сухие листьярастираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Готовый рисунок дополняется аппликацией из листьев, семян и т. д. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов. С помощью двустороннего скотча можно создать на листе орнамент, цифры, буквы, украсив их манкой, пшеном, сухими листьями или блестками, возможно оформление уже готового рисунка или работы подобной рамочкой.

Следующим вариантом работы является рисование сыпучими материалами на подносе или оргстекле (создание узоров, рисунков на заданную тему).

«Кляксография» (обычная, с трубочкой, с цветными нитями) Цели: развитие воображения, фантазии, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и больше), соломинка для напитков, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа. Ход работы: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Работа с нитью: ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или наполовину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист или половина (сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью либо карандашами.

Упражнение «Узоры на песке»

Цели: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Ход упражнения: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения: малыши начинают с круга, треугольника, квадрата, в дальнейшем это прямоугольник, овал). Можно использовать нарисованные образцы простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры — взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.

Песочная Фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. Вверху песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников и т. д.»

 «Пластилиновая композиция», рисование пластилином

Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 гр., различные виды круп по 100 гр., другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтоб он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, так, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным. После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

Рисование клубком

Цели: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки. Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, каким образом создавать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок следующему. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось. Можно использовать следующие вопросы:

- Можешь ли ты увидеть здесь какие-либо буквы?

- Какие фигуры ты здесь видишь?

- Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?

- Какая блюдо здесь нарисовано?

- Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события

и т.д.?

 «Монотипия»

Цели: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание ребенком своих границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Методика может применяться как в индивидуальной работе, так и групповой.

Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15 х 20.см

(Перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.

Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее дети дорисовают монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней. Существуют и другие варианты применения этой методики: уменьшить материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия, создавать на ватмане групповую монотипию и затем совместно дорисовывать ее до какого-либо образа. 

Силуэт. Объясните ребенку, что такое силуэт. В качестве примеров можно показать рисунки Елизаветы Бем. Помогите ребенку рассмотреть простые окружающие предметы: стакан, чайник, цветок. Попросите его нарисовать их силуэты. Поиграйте – по очереди рисуйте силуэты и отгадывайте, что это были за предметы. 

с точкой

Применение таких средств способствует: выражению широкого спектра переживаний; развитию коммуникативных навыков, а также корректировке поведения в различных конфликтных ситуациях.

По результатам коррекционно-развивающей работы отмечается  динамика в развитии детей: во время занятий преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек; внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У детей успешно формируются сенсорные эталоны цвета, формы и величины.

        * Например, при организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глина, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действия. Вместе с тем необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование.

Напротив, детям, эмоционально "зажатым", фрустрированным, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске. 



Предварительный просмотр:

Развитие личности ребенка через изобразительную деятельность

Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка — восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире.  

Содержание рисунков отражает ценности семьи, социальный и культурный опыт детей, степень умственной активности ребенка, особенностей его развития.

Детский рисунок изменяется с возрастом:

1.Каракули

2.Бесформенные изображения – ребенок находит в своем рисунке смысл

3.Схематичные изображения - рисунки по определенным канонам

4.Правдоподобные изображения - приобретают свои размеры и внешний вид, выделяют перспективу

5.Правильные изображения – реалистичные изображения, объем, светотень

Взаимосвязь изобразительной деятельности с общим психическим развитием детей позволяет широко использовать её в качестве действенного средства коррекции.

Рассмотрим различные средства , техники, приемы широко используемые в изотерапевтической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приемы работы с точкой

  1. Соединение точек
  2. Точечное рисование пальцем
  3. Трафаретная печать
  4. Рисование тампончиком, трубочкой
  5. Работа с глиной и пластилином
  6. Бумажная мозаика

*Упражнения с точкой несут большую дидактическую и профилактическую нагрузку и побуждают ребенка к аналитической работе и пространственно-аналитическим действиям, формируют глазодвигательную координацию, а также способствует развитию целостности восприятия, памяти и внимания.

Приемы работы с линией и пятном

  1. Штриховка
  2. Рисование ладонью
  3. Рисование кляксой
  4. Рисование на влажной бумаге

*На предварительно смоченном листке бумаги при помощи акварели наносится рисунок. Желательно использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название

  1. Рисование капелькой
  2. Дорисовывание линий
  3. Техника раздувания краски.

*Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания клиент делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать.

Игры и упражнения для развития детей  

В процессе работы мы отобрали ряд упражнений, которые более приемлемы в коррекционной работе с нашими детьми:

  1. Развитие моторных и графических навыков.
  2. Волшебные превращения веревочки.
  3. Угадай и дорисуй.
  4. Воздушное рисование.
  5. Обводка и раскрашивание
  6. Арттерапевтические раскраски
  7. Монотипия
  8. Рисование песком, солью, манкой
  9. Рисование по трафарету с помощью валика или поролоновой губки
  10. Украшение рисунков наклейками, липкими блестками, паетками.

Пальчиковое рисование

Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами.

Цели: развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, спонтанности в выражении эмоций и чувств. Возможно проведение техники в группе, работа в парах и индивидуально.

Необходимые материалы: сухие листья, простая, тонированная или фактурная бумага, клей ПВА, крупы (манная крупа, овсяные хлопья, гречка, пшено, сахарный песок, вермишель и т.д.),

«Кляксография» (обычная, с трубочкой, с цветными нитями) Цели: развитие воображения, фантазии, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.

Необходимые материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка или кисть (белка, № 5 и больше), соломинка для напитков, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа. 

Упражнение «Узоры на песке»

Цели: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

 «Пластилиновая композиция», рисование пластилином

Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Рисование клубком

Цели: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки. 

 «Монотипия»

Цели: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание ребенком своих границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Методика может применяться как в индивидуальной работе, так и групповой.

с точкой

По результатам коррекционно-развивающей работы отмечается  динамика в развитии детей: во время занятий преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений – стереотипов, аффективных вспышек; внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У детей успешно формируются сенсорные эталоны цвета, формы и величины.

        При организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глина. Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры. Карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование. Детям, эмоционально "зажатым", фрустрированным, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности ребенка через изобразительную деятельность

Как развивать личность  ребенка в процессе лепки, рисования, аппликации....

«Эмоциональное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность способствует знакомству детей с рпазличными видами театра,создает радостную атмосферу, помогает ребенку расслабиться и снять напряжение. А значит всё это способствует пол...

Работа по самообразованию на тему: "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "с...

Развитие личности ребенка через театральную деятельность

Развитие личности через театральную деятельность....

«Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Выступление из опыта работы с детьми группы общеразвивающей направленности от 3-з до 4-х лет по теме "Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность"...

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность. Подготовила воспитатель: Кузнецова Н.В.

Самообразование по теме Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность...

«Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Автор: Зимарина Е.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Колпинского района СПб.Цель: духовно - нравс...