Консультация для родителей детей логопедической группы "Пробудите вкус к речи"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Тесля Ирина Сергеевна

Материал данной консультации поможет родителям понять, почему ребенок плохо говорит, не произносит какие -либо звуки и что сделать, чтобы "пробудить в своем ребенке вкус к речи". Здесь представлены различные приемы и даны советы для развития диалога между взрослым и детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей логопедической группы "Пробудите вкус к речи"

Многие дети даже в 4-5 лет плохо говорят. У них скудный запас слов. Они не умеют строить предложения. Как помочь таким малышам?

Следует учесть, что возникшие в раннем возрасте проблемы в развитии речи могут повлиять на интеллектуальное, речевое и личностное развитие человека. Фатальны ли такие проблемы? Почему они возникают? Каждый ли ребенок может хорошо говорить к пяти годам – или только особо одаренные дети?

К сожалению, многие взрослые не знают о том, что речь по природе своей – это творчество. В самом что ни на есть прямом смысле. Это такое же творчество, как музыка, литература, живопись. Это творческий процесс.

Нам это не приходит в голову, потому что мы привыкли считать творчество элитарной деятельностью, доступной немногим. А речью-то мы пользуемся все.

Однако это именно так. Поэтому, чтобы развить речь, надо не читать ребенку лекции про то, как что называется, а играть с ним с помощью речи.

Важно, чтобы самому взрослому было с ребенком интересно, важно отнестись к делу творчески.

Например, одна мама, увидев большой одуванчик, говорит: «Смотри, какой большой цветок!». Она, конечно, знает и слова «мощный», «громадный», «исполинский», но ей не приходит в голову их употреблять в разговоре с таким крохой. Таким взрослым всегда кажется, что разговаривая с малышом, неизбежно надо опускаться до его уровня. Максимально примитивного, конечно. Ну что он понимает, от горшка два вершка? Хорошо бы различал «большой- маленький», а о прочем пока речи нет. Понятно, взрослому в этом случае неизбежно скучно.

Но дело в том, что маленькие дети воспринимают не столько содержание наших слов, сколько наши эмоции. И если нам скучно говорить с ребенком, он понимает совсем не то, что мы ему хотим объяснить. Его вывод (подсознательный, но тем более прочно, часто остающийся на всю жизнь) будет таким: А это, оказывается, очень скучно – разговаривать.

Если мы сами внушили ребенку, что это такое скучное занятие – разговаривать, то не надо удивляться, если ребенок не очень стремиться к «речевому развитию». Любой нормальный человек, доже взрослый избегает того, что скучно.

Другое дело, если речь, обращение – это весело и интересно. А чтобы было весело и интересно ребенку, надо, чтобы было весело и интересно нам, взрослым.

Например, другая мама, увидев большой одуванчик, воскликнула: «Какой мощный одуван!». Она не опустилась до уровня малыша, а произнесла это так, как могли бы сказать это взрослые друг другу. Хотя тут всего два слова – это сложная метафора. «Мощный» - буквально «сильный». Цветок не может быть сильным. Но в нашем восприятии тот, кто крупный, тот должен быть сильным. А слова «одуван» в нашем языке нет. Но ведь в самом деле суффикс «-чик-» уменьшительный. Потому, если цветок очень большой, это не одуванчик, а одуван.

На первый взгляд, мама путает ребенка: он запомнит слово, которого нет в языке. Но дети осваивают язык, творчески играя, экспериментируя с ним. Отсылаю всех к классической книге К. Чуковского «От двух до пяти», где масса примеров такого рода. Вспомним хотя бы девочку, уверенную в том, что муж стрекозы называется «стрекозел».

Именно языковое творчество помогает детям быстро освоить родной язык и развить свою речь.

В этом случае взрослый вовсе не тот, кто научился и все знает заведомо лучше малыша. В творчестве все равны. И надо что-то придумывать, все время самому развивать себя, двигаться вместе с ребенком. Это очень интересно и несложно. Почему же взрослые не хотят этого делать? Дело в том, что им очень нравится позиция над ребенком. При этом они не догадываются, что обворовывают и себя и малыша.

Интересно, что, хотя по форме речь взрослого «наставника» часто примитивна, по содержанию она часто очень абстрактна. А значит, ребенком не может быть воспринята. «Так делать нехорошо», «Мальчик не должен обижать девочку» - именно из таких фраз часто и состоит «общение» взрослых с малышами.

Между тем дошколята, во-первых, хорошо воспринимают лишь что-то конкретное, богатое живописными деталями. Нужно применяться к психологическим особенностям детей, когда мы разговариваем с ними. Если вы что-то рассказываете ребенку, тут важны интересные события, яркие и зримые детали. Хотя их должно быть немного. Например, если вы скажете, что видели на улице человека, высокого, как сосна, худого, как червяк, ребенок это запомнит. Кстати, не надо бояться рассказывать детям события своей жизни или то, что происходит на работе. Только рассказывайте ярче!

ВЕДЕМ ДИАЛОГ

Не забывайте, что ребенок – равноправный партнер в общении, даже если он толком не говорит. Он не только вас слушает, но и имеет право сам быть выслушанным и видеть, что вам интересно его высказывание. Речь по природе своей возникает как диалог. Важно не только говорить, но и слушать собеседника, интересоваться его реакцией.

Общаться с детьми по-настоящему – значит вернуться в детство, сохраняя свои знания, опыт, уверенность. И снова научиться удивляться простым вещам. Играть и увлекаться игрой, выдумывать, сочинять – ЭТО ЗДОРОВО! Дети обожают, когда мы с ними шутим, вместе смеемся – это тоже способствует развитию их речи.

Сейчас есть много хороших энциклопедий для детей 6-7 лет и старше. Эти книги можно рассматривать и читать уже с 2-3 лет, при условии, если это интересно вам самим.

Так что не в детях дело, а в нас. Трудно развивающаяся речь ребенка (если у него нет каких-то врожденных проблем), как правило, свидетельствует о педагогических ошибках взрослых, о том, что малыш живет в искусственно обеднённой языковой среде и никто не разговаривает с ним с интересом.

Если ребенок с раннего детства полноценно общается с близкими взрослыми, вместе с ними фантазирует, смеется, играет, слушает интересные рассказы, то и с речевым развитием у него будет все в порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей детей логопедических групп

Представлен материал для родительского уголка, который поможет родителям детей с ОНР в преодолении имеющихся речевых нарушений....

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

Консультация для родителей детей логопедической группы "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"

Данная методическая разработка предназначена для учителей -логопедов для консультирования родителей....

Консультация для родителей детей логопедической группы (ТНР) на тему: «Приёмы коррекции слоговой структуры слова»

В данной  консультации подобран практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развив...

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»

Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справл...

Консультация для родителей детей логопедической группы (автоматизация правильного звукопроизношения)

Произношение звуков нужно обязательно закреплять в речи ребенка, иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить их по- старому. Дети привыкают к «старому» звуку не только...

консультация для родителей детей раннего возраста на тему: " Речь начинается со звукоподражания"

В консультации даны рекомендации по звукоподрожанию для детей раннего возраста...