Консультация для родителей детей логопедической группы (автоматизация правильного звукопроизношения)
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Александровна Сысоева

 Произношение звуков нужно обязательно закреплять в речи ребенка, иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить их по- старому. Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух. Этап автоматизации звуков считается законченным, когда ребенок владеет навыком правильного «нового» звука в обычной разговорной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_avtomatizatsiya.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

     В результате посещения коррекционно — развивающих занятий учителя-логопеда, у детей появляются правильные звуки в речи и наступает время перехода к следующему этапу – его автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. И здесь должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести звук в связной речи.

     Этап автоматизации звуков, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собаки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

     Произношение звуков нужно обязательно закреплять в речи ребенка, иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить их по- старому. Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух. Этап автоматизации звуков считается законченным, когда ребенок владеет навыком правильного «нового» звука в обычной разговорной речи.

     Очень часто на практике встречаются случаи, когда, дети, овладев правильным произношением звуков не употребляют их в самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (говорят правильно только в кабинете логопеда). Помощь родителей, всех взрослых членов семьи на данном этапе необходима и очень важна. Ведь необходим полный контроль за всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях. Если ребенок неправильно произносит звук, нужно каждый раз его поправлять.

     Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого необходимо:

  • постоянно контролировать речь ребенка, исправлять неправильное произношение;
  • прочитывать или повторять отраженно речевой материал, насыщенный закрепляемыми звуками;
  • заучивать чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук, повторять с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения;
  • стараться чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое);
  • читать детям книги, обязательно беседовать по содержанию, предлагать пересказать рассказ, понравившийся эпизод;
  • активизировать речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.).

Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Выполняя упражнения по автоматизации звуков речи в домашних условиях, прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти задания — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными, и результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей детей логопедических групп

Представлен материал для родительского уголка, который поможет родителям детей с ОНР в преодолении имеющихся речевых нарушений....

Консультация для родителей " Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения"

Для формирования  правильного звукопроизношения у детей, с ними  полезно заниматься дыхательной гимнастикой.Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания,...

Консультация для родителей детей логопедической группы "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье"

Данная методическая разработка предназначена для учителей -логопедов для консультирования родителей....

Консультация для родителей детей логопедической группы (ТНР) на тему: «Приёмы коррекции слоговой структуры слова»

В данной  консультации подобран практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и параллельно с этим развив...

Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи «Дислексия и дисграфия»

Почему не каждому дается грамота?С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справл...

Консультация для родителей детей логопедической группы "Пробудите вкус к речи"

Материал данной консультации поможет родителям понять, почему ребенок плохо говорит, не произносит какие -либо звуки и что сделать, чтобы "пробудить в своем ребенке вкус к речи". Здесь предс...

Консультация для родителей детей средней группы «Умейте правильно сказать НЕТ и НЕЛЬЗЯ».

Данная консультация направлена на побуждение родителей к правильному употреблению слов «нет» и «нельзя». В настоящее время эта тема очень актуальна, так как многим родител...