Семья ребенка с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon semya_rebenka_s_ovz.ppt2.03 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По материалам вебинаров Дробышевой Елены Александровны Подготовила : учитель-дефектолог Котина Н.А.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОГДА В СЕМЬЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ «ОСОБЫЙ» РЕБЁНОК: 1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности 2-я фаза – «неадекватное» отношение к дефекту ребёнка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией 3-я фаза – «частичное осознание дефекта ребёнка», сопровождаемое чувством хронической печали; депрессивное состояние вследствие постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка, отсутствием у него положительных изменений в развитии 4-я фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта; установление адекватных отношений со специалистами и выполнение их рекомендаций

Слайд 3

ЦЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, созданию оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ВОЗ в семье, профилактике дезадаптации его в социуме, через: решение личных проблем родителей; актуализацию ресурсов семьи; изменение отношения к своему ребёнку; коррекцию детско-родительских коррекцию детско-родительских отношений и неконструктивных форм отношений и неконструктивных форм поведения родителя; поведения родителя; обучение родителей правильным способам взаимодействия с детьми; вооружение родителей психологическими знаниями и повышение уровня родительской компетентности.

Слайд 4

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПРОВОДИТСЯ ПО ЧЕТЫРЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ Когнитивно-информационный блок. Мотивационно-смысловой блок. Эмоционально-энергетический блок (работа с чувствами, переживаниями). Операционный блок.

Слайд 5

ВИДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА: информирование: специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.; индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивание их из «информационного вакуума», прогнозирование возможностей развития и обучения ребёнка;

Слайд 6

ВИДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА-ИНВАЛИДА: семейное консультирование : специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого» ребёнка; индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребёнка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям; групповая работа: организация работы родительских и детско-родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других

Слайд 7

ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ «ОСОБОГО» РЕБЁНКА I группа – родители авторитарного типа: Родители с активной жизненной позицией, импульсивные, отличающиеся нетерпимостью, склонностью к риску, с высоким уровнем притязаний. Отказываются принимать ситуацию, связанную с появлением на свет больного ребенка как трагическую; принимают дефект ребёнка и стремятся преодолевать проблемы. Направляют свои усилия на поиски лучших специалистов, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преграды на своём пути и уверены в том, что когда-либо с их ребёнком может произойти чудо. В стрессовых ситуациях ведут себя активно, в их высказываниях звучит активный протест против неразрешимости самой ситуации. С течением времени их силы не иссякают. Склонны к участию в ссорах и скандалах, в противопоставлении себя социальной среде («Пусть общество приспосабливается к нам и нашим детям, а не мы к ним» ) Их могут раздражать недостатки ребёнка, в результате чего к больным детям может проявляться необоснованная жестокость (окрик, физическое наказание).

Слайд 8

II группа – родители невротичного типа: Свойственна пассивная личностная позиция («Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!») У них не формируется способность к принятию проблемы ребёнка и не развивается стремление к её преодолению. В плане воспитания эти родители часто проявляют несостоятельность. В личности невротичных родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в отдельных случаях и в отказе от решения проблем. Родители невротичного типа недостаточно критично оценивают возможности своего ребенка, подсознательно стремятся скрыть его дефект и выдать желаемые результаты развития за действительные. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье «особого» малыша, а будущее ребёнка рисуется ими как бесперспективное и малоинтересное.

Слайд 9

III группа – родители психосоматического типа : Самая многочисленная категория родителей. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия). Проблема ребёнка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается ими изнутри. У них отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Они не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Для этих родителей характерно стремление «положить собственное здоровье на алтарь жизни своего ребёнка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Психосоматичные родители активно включаются в жизнь своего ребёнка: участвуют в деятельности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в соответствии с нуждами и проблемами больного ребёнка.

Слайд 10

Гиперопека Противоречивое воспитание Воспитание по типу повышенной моральной ответственности Авторитарная гиперсоциализация Воспитание в «культе» болезни Симбиотический тип воспитания Тип воспитания «маленький неудачник» Гипоопека Отвержение ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор повышения качества образования»

Основные положения совместной работы с семьей. Основное направление работы с родителями. Актуальность темы. Эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Мероприятия, прово...

Взаимодействие педагога-психолога с семьей ребенка в системе дошкольного образования

Взаимодействие педагога – психолога с семьей  ребенка в системе ...

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Работа психолога с семьей ребенка-инвалида

Работа психолога с семьей ребенка-инвалидаПод категорию инвалидов детства попадают дошкольники с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклоне...

Индивидуальное консультирование родителей и других членов семьи ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ

Эффективность консультативной работы определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи....

Презентация. Семья ребенка с ОВЗ как система. Социально- психологический портрет семьи.

Рассматривая семью как систему, как единое образование, можно увидеть, что она обладает определенными особенностями структуры, семейными взаимодействиями, семейными функциями и жизненным циклом семьи....

Семья ребенка с ОВЗ как система. Социально-психологический портрет семьи.

Семья выступает социальной средой, оптимизирующей социальную адаптацию ребенка, а ребенок с особыми потребностями в еще большей мере зависим от окружающих его близких людей. Близкие оказывают положите...