Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
проект по коррекционной педагогике
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
Актуальность проекта:
Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Проект направлен на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики. Может реализовываться в любой группе, начиная с одного года.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям раннего и младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми раннего и младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_plastilinovye_ruchki.docx | 40.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный проект
«Пластилиновые ручки»
на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики
для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Разработала: педагог-психолог Лобова О.И.
г. Калининград
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский В.А.
Актуальность проекта:
Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Проект направлен на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики. Может реализовываться в любой группе, начиная с одного года.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям раннего и младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми раннего и младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов.
Цель проекта: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи проекта:
- формирование благоприятной развивающей среды;
- развитие мелкой моторики у дошкольников;
- развитие речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
- развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
- интеграция различных образовательных сфер;
- учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; умение планировать свою работу и доводить ее до конца;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Участники проекта: воспитанники первых и младших групп, их родители, воспитатели, педагог-психолог Лобова О.И.
Сроки проведения проекта: сентябрь – февраль.
В соответствии с планом реализации проекта будут проводиться: чтение художественной литературы по теме проекта: потешки, стихи; физкультминутки, пальчиковая гимнастика по теме проекта.
Родителям будут предложены консультации по вопросам развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность – пластилинографию. Будут даны рекомендации и советы по проведению изодеятельности - пластилинографии в домашних условиях, в целях развития мелкой моторики рук и творческого потенциала ребенка.
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
- определение цели, задачи, содержания и прогнозирования результата проекта;
- подбор и изучение необходимой литературы;
- составление плана работы и подбор методик;
- предоставление родителям наглядной информации «Волшебный пластилин»;
- подготовка игротеки: пальчиковая гимнастика;
- подбор материала («орудия») для реализации проекта.
2-й этап «Основной»
Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Оценка результата проекта.
Презентация проекта.
Роль родителей в реализации проекта: привлечь родителей к участию в проекте «Пластилиновые ручки» через совместные занятия по пластилинопластике с детьми дома.
Предполагаемый результат:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями - стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Календарно-тематический план занятий
по пластилинографии
Неделя | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
1-я | «Волшебный пластилин» | знакомство с пластилином, изучение свойств. Обучение разнообразным приемам действий с пластилином. Формирование интереса к работе с пластилином. Развитие мелкой моторики рук. Развитие творческого потенциала ребенка. |
2-я | «Украсим кукле платье» | учить вдавливать предметы в пластилиновую основу, формировать интерес к работе с пластилином, учить располагать детали на картинке на равном расстоянии. |
3-я | «Яблонька» | учить вдавливать предметы в пластилиновую основу, формировать интерес к работе с пластилином, учить располагать детали на картинке на равном расстоянии. |
4-я | «Сушки» | учить детей, раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы, прижимая их, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
Октябрь |
1-я | «Посади грибочки» | учить вдавливать предметы в пластилиновую основу, формировать интерес к работе с пластилином, учить располагать детали на картинке на равном расстоянии. |
2-я | «Гусеница на листике» | развивать творческий потенциал ребенка, развивать мелкую моторику, формировать интерес к работе с пластилином. |
3-я | «Звезды»» | развивать творческий потенциал ребенка, развивать мелкую моторику, формировать интерес к работе с пластилином. |
4-я | «Листопад» | освоение приема плоскостной лепки - размазывание, усвоение навыков работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
Ноябрь |
1-я | «Мухомор» | учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки, учить детей, прикреплять его к основе, равномерно располагать в нужном месте картинки; развивать мелкую моторику рук, творческий потенциал ребенка. |
2-я | «Осенний лист» | освоение приема плоскостной лепки, усвоение навыков работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
3-я | «Дождик» | учить детей надавливающим движением, размазывать пластилин, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
4-я | «Божья коровка» | учить детей, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них кружочки, равномерно располагая их на картинке, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, творческий потенциал ребенка. |
Декабрь |
1-я | «Ежик» | освоение приема плоскостной лепки - размазывание, усвоение навыков работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук, формировать интерес к работе с пластилином. |
2-я | «Снег идет» | учить детей, надавливать на пластилин, прикрепляя его к основе, равномерно располагать пластилиновые шарики, развивать мелкую моторику рук. |
3-я | «Наряжаем елку!» | учить детей, размазывать пластилин на основе, надавливать и скатывать пластилин, развивать мелкую моторику рук. |
4-я | «Новогодний шар» | учить детей, надавливать на пластилин, прикрепляя его к основе, равномерно располагать пластилиновые шарики, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
Январь |
1-я | «Бусы» | учить детей, вдавливать детали в основу из пластилина, создавая изображение, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
2-я | «Лучи для солнышка» | учить детей, вдавливать детали в основу из пластилина, создавая изображение, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. |
3-я | «Зернышки для курочки» | продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, учить надавливать, прикреплять, располагать пластилиновые шарики на равномерном расстоянии, развивать мелкую моторику рук. |
4-я | «Витаминки в банке» | учить детей, скатывать из пластилина шарики, формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук, развивать творческий потенциал ребенка. |
Февраль |
1-я | «Бабочка - красавица» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
2-я | «Волшебный цветок» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
3-я | «Змейка» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
4-я | «Рыбки» | закреплять усвоенные навыки работы с пластилином – отщипывание, размазывание, скатывание, развивать мелкую моторику рук. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Консультация для родителей «Пластилиновые ручки».
Пластилинография в работе с детьми раннего возраста.
Лепка из пластилина для детей не только веселое и увлекательное, но и очень полезное занятие. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Лепка оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, является одним из средств познания мира и развития восприятия. Малыши переживают от всего, к чему прикасаются, что имеет для них интерес. Ребенок познает мир наглядно, часто через свои ощущения. Ведь в каждой поделке помимо поднятия настроения и получения радости от совместной деятельности и общения – лепка из пластилина может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:
• Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается, лучше говорит и думает.
• Лепка из пластилина способствует развитию фантазии, воображения, раскрывается творческий потенциал.
• При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это… развитие мозга и даже профилактика болезней!
Польза пластилина, заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками.
Что же такое пластилинография? Это новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.
Каждый человек знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью с его помощью можно рисовать.
Пластилин (итал. plastilina, от др.-греч. πλαστός — лепной) — материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета.
В наше время выпускают много видов пластилина разного качества. Важно, чтобы пластилин и пасты для лепки были безопасны для малышей. Поэтому родителям своих воспитанников советую покупать пластилин, который сделан на растительной основе, без вредных добавок.
Работа с пластилином должна доставлять радость малышам! Зачастую, дома в семье, дети не имеют материал для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски).
Родители не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, не учат детей работе с изобразительным материалом. Поэтому на первом родительском собрании в сентябре-месяце, рассказав родителям о лепке, предлагаю идеи для творчества с детьми дома.
Дорогие мамы и папы!
Предлагаю вашему вниманию идеи для творчества с детьми. Прислушайтесь, пожалуйста, к ним.
Идеи для совместной деятельности дома:
- Принесите с улицы ветку и украсьте ее маленькими кусочками пластилина (ягодами).
- Раскатайте из пластилина лепешку (можно придать ей какую-нибудь форму). Предложите ребенку прилеплять на нее мелкие предметы (пуговицы, фасоль, горох…).
- Предложите малышу отщипывать маленькие кусочки пластилина (шарики, яблочки, сливы…) от большого куска пластилина. Попросите ребенка «повесить» их на дерево или елку.
- Попробуйте сделать пластилинового ежика. Скатайте шарик, предварительно размяв пластилин, чуть-чуть оттяните «носик», из пластилина сделайте глазки и кончик носа. А иголками станут спички, зубочистки или спагетти.
- Можно сделать улитку из пластилина, слепленного «колбаской», свернутого в спираль и поставленного на ребро. Прилепляем шарик - это будет голова. На шарике делаем два глаза. Рожки можно сделать из макарон или тонких колбасок.
Не стоит заниматься пластилином длительное время, не более получаса, чтобы ребенок не заскучал.
В заключении хочу отметить, что лепка – важное занятие для малышей, которое развивает творчество, благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!
Польза пластилина, заключается в самой лепке, а не в ее результате. Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!
Пальчиковая гимнастика
***
Прилетела к нам вчера полосатая пчела (загибать пальцы по одному)
А за нею шмель - шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (уронить ладони на стол)
***
На ромашке – две букашки, (руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела, (пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)
Собирает мед она.
***
Божья коровушка, (пальцы в кулак, круговые движения большим пальцем)
Полети на облачко.
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим:
В огород – бобы, (раскрывать пальцы, начиная с указательного)
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу.
***
В избушке из ватрушки (поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)
Живут подружки-мушки.
А в пряничном домишке – сластёны - муравьишки.
Оса ночует в хатке
Из сладкой мармеладки,
А паучок в холупке из треснутой скорлупки.
***
На полянке я сижу,
Во все стороны гляжу. (Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)
Сколько насекомых здесь! (Руки через верх разводят в стороны.)
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса, (Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)
Это бабочка — краса.
Муравей и стрекоза, Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся, (Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)
А она красуется!
***
У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают пальцы)
Сеть раскинул паучок, (стучат пальцами по столу)
Нить прозрачной паутины (держат в пальцах воображаемую нить)
Намотал на кулачок. (наматывают воображаемую нить на кулак)
***
Жук жужжит, (дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)
Звенит комар, ищет бабочка нектар,
Муравей несет травинку,
А паук сплел паутинку. (пальцы правой руки сжимают в кулак)
Стрекоза вокруг летает, (делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)
Насекомых всех хватает.
Разлетайтесь, разбегайтесь,
В лапки ей не попадайтесь! (резко разжимают кулак)
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне (Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их).
Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичное движение пальцами вместе - врозь).
Дружно дают под землей корешки (Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
«Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру
ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
«Грибы»
Красный-красный мухомор (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
«Осень»
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
«Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
«Новогодний праздник»
Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)
Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх.)
- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)
Сладости, игрушки. (Вертим кистями.)
«Домашние птицы»
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
«Насекомые»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мы пошли гулять на луг, («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)
А по лугу ползал жук! (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» в соответствии с ФГОС...
Доклад по теме: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста "
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализировать психо...
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со сверстниками.
Электронный методический сборник статей, конспектов, игр, консультаций для воспитателей и родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста со све...
Доклад по теме: "Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста"
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи: 1. Проанализиро...
Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития личностного потенциала детей раннего и младшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для использования "Логических блоков Дьенеша" в детскам саду....
Развитие ритма у детей раннего и младшего дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ РИТМА У ДЕТЕЙ раннего и младшего дошкольного возраста Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях ...
Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...