ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
статья по коррекционной педагогике

Пополитова Олеся Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_irro.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               О.И.Пополитова

                                                                                                        г.Новоуральск МДОУ

                                                                                       д/с №7 компенсирующего вида

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Наиболее характерными  особенностями  детей с ЗПР являются: снижение работоспособности и повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, более низкий уровень развития восприятия, отставание в развитии всех форм мышления, незрелость эмоционально-волевой сферы. Кроме того, дети с ЗПР отличаются  своеобразием речевого развития. Речевые нарушения  обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Наряду с нарушением звукопроизношения наблюдаются трудности  в произношении слов сложной слоговой структуры (нарушается порядок слогов, некоторые из них опускаются либо добавляются новые звуки или слоги).

Отмечено, что для детей с ЗПР характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается  в неточном  выполнении и недостаточной координации движений, несоблюдении заданного темпа. Им трудно даётся запоминание последовательности движений, действий, ритмического рисунка.

Ритм - это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования).  Развитие восприятия и воспроизведения ритмического рисунка, то есть соотношения длительности и пауз, является важным этапом работы по развитию речи.

Педагогический коллектив нашей группы определил  последовательность коррекционной работы по формированию ритмической стороны речи:

  1. диагностика уровня сформированности темпо-ритмической стороны речи и двигательной сферы;
  2. развитие слухового восприятия и внимания;
  3. формирование  темпо-ритмической  стороны речи.

Первый этап – диагностический. На первом этапе было проведено обследование (Илюк М.А., Волкова Г.А. Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Издательство «Каро», 2004г.), которое показало уровень сформированности темпо-ритмической стороны речи, а также двигательной сферы (общая и мелкая моторика).  Для детей среднего возраста с ЗПР  характерно: неточное выполнение движений, несоблюдение заданного темпа, недостаточная координация движений. Дети с трудом запоминают последовательность движений, действий, ритмический рисунок. С учетом уровня сформированности темпо-ритмической  стороны речи, а также двигательной сферы решались следующие задачи:

  • развитие слухового восприятия и  внимания;
  • развитие чувства ритма;
  • закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
  • развитие пространственной организации движений;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи.

Второй этап - подготовительный. На этом этапе мы проводили игры на развитие слухового восприятия и внимания.

Примерные игры и  упражнения.

«Где позвонили?».

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают  закрыть глаза и угадать, где звучит инструмент, и показать направление рукой, а затем назвать инструмент. Педагог говорит: «пора» - и ребёнок открывает глаза.

«Тихо - громко».

Педагог стучит в бубен тихо и громко. Соответственно звучанию инструмента дети выполняют движения: под  тихий звук идут на носочках, под громкий -  полным шагом. Кто ошибся, тот становится в конце колонны (самые внимательные окажутся впереди).

«Где постучали?».

Все дети сидят в кругу  на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог, обойдя весь круг за спинами детей, кому-то из них отдаёт палочку, ребёнок стучит ею о стул и прячет её за спину. Все дети говорят: «пора», а водящий должен найти палочку. Когда он находит её, то садится на место того, у кого была палочка, а тот ребёнок идёт водить.  

И другие игры.

Третий этап - формирование  темпо-ритмической  стороны речи. На данном этапе детям предлагались игры и  задания с постепенным усложнением.

  • Простой ритмический рисунок (повтор за взрослым, используется один вид движений: хлопки, притопывания, прыжки и т.д.).
  • Простой ритмический рисунок с использованием комбинированных движений

      ( хлопки + притопы, хлопки + прыжки и т. д.).

  • Усложненный ритмический рисунок (повтор за взрослым, используется один вид движений.).
  • Усложненный ритмический рисунок с использованием комбинированных движений.
  • Повторение ритма за взрослым без зрительной опоры.
  • Чтение ритмического рисунка по схеме.
  • Самостоятельное придумывание ритмического рисунка ребёнком.

  Примерные игры и упражнения.

«Сосчитай удары».

Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребёнка закрыть глаза. Отстукиваем по столу 1-3 удара и просим их сосчитать.

«Сделай, как я».

Вначале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем просим ребёнка закрыть глаза. Отстукиваем ритмические рисунки, просим повторить их:

I-II,    II-I,    I-III,   III-I,   II-III,  III-II.

Постепенно усложняем ритмический рисунок:I-II-III,  II-I-III,  I-III-II,   III-I-II,   II-III-I,  

II-III-II и т. д.

Рисунки воспроизводятся одной, другой рукой, хлопками, ногами.

«Слушай хлопки».

Дети идут по кругу. На 1 хлопок – останавливаются, на 2 хлопка – прыгают на месте, на 3 хлопка – возобновляют ходьбу.

«Хлопай в такт».

Звучит музыкальное произведение,  дети хлопками или притопами акцентируют сильную долю (можно использовать музыкальные инструменты).

«Лошадки в цирке».

Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с  четвертными длительностями), под эту же музыку переходят на ритмичный бег (совпадая с восьмыми длительностями).

«Прогулка».

Текст: Большие ноги идут по дороге, (дети шагают медленно, делая большие шаги)

            Маленькие ножки идут по дорожке.(шаги- мелкие и быстрые)

 «Забиваем колышки».

Дети сидят на полу, скрестив ноги. Справа тук – ударяют кулачком правой руки справа от себя. Слева тук - ударяют кулачком левой руки слева от себя. Впереди тук, тук- обоими кулачками стучат впереди себя.

Необходимо отметить, что работа над темпо-ритмической стороной речи   осуществляется в различных видах деятельности.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей дошкольного возраста, указывают на взаимосвязь становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребёнка. Так Звонаревой было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Физиолог М.М. Кольцова считает, что «есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С  этой точки зрения проекция руки - ещё одна речевая зона мозга». Поэтому  в течение дня выделено время для игр на развитие мелкой моторики рук: мозаика, шнуровки, обводки, трафареты, простые штриховки. А  также ежедневно  проводится пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей и пальцев рук.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Поэтому именно в дошкольном возрасте, в период бурного роста, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности в течение всего дня (развитие физических навыков и умений  на занятиях по физической культуре, использование физкультурных пауз, подвижных и хороводных игр на прогулке и в группе, ежедневное проведение артикуляционной гимнастики).

Таким образом, целенаправленная системная работа по формированию ритмической стороны речи способствует в дальнейшем  успешному овладению произношением слов различной слоговой структуры  и повышению речевой активности детей.

Сведения об авторе: Олеся Ивановна Пополитова, г.Новоуральск, МДОУ д/с №7 компенсирующего вида, учитель-дефектолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

Особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития

В статье изложены особенности проведения занятий по формированию связной речи у детей с задержкой психического развития....

Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития

Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития....

Консультация для педагогов «Формирование выразительности речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры»

В настоящее время привлекает к себе немало внимания проблема роста количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Полноценного развития детей данной категории можно достичь, создавая специа...