"Играем вместе с детьми в дидактические игры"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Багаева Татьяна Владимировна

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения является большой проблемой.

Представлен опыт проектной деятельности , целью которой является вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу через совместную деятельность специалиста, воспитателей , детей и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_samoregulyatsii.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по работе с родителями.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Тема проекта:    «Играем вместе с детьми в дидактические игры»

Вид проекта:
долгосрочный, творчески- информационный, групповой.

Участники проекта:

учитель-дефектолог, воспитатели, дети, родители.

Место проведения     МБДОУ «Детский сад № 323»

Срок реализации       сентябрь- май 2018-2019 уч г.

Возраст детей        подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Актуальность проекта. 

Внедрение в практику работы детских садов Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования поставило перед специалистами коррекционных групп новые актуальные задачи, одной из которых является формирование у старших дошкольников с задержкой психического развития предпосылок к учебной деятельности.

Способность ребенка старшего дошкольного возраста  к произвольной регуляции познавательной деятельности является одним из условий его психического и социального развития, требования к которому резко возрастают с началом систематического обучения в школе.

Данные диагностики познавательной деятельности  детей подготовительной компенсирующей направленности  для детей с ЗПР

выявили типичные психологические особенности познавательной деятельности наших воспитанников детей ,недостаточный уровень развития саморегуляции и навыков самоконтроля.

Это:

  •  отсутствие  стойкого интереса к предложенному заданию;
  • необдуманность, импульсивность и слабая ориентировка в заданиях
  • недостаточная целенаправленность деятельности;
  • недостаточность пространственных представлениях, зрительно-моторной координации,
  •  малая активность, отсутствие стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу, понять причины ошибок,
  • признаки общей социально-эмоциональной незрелости.
  • Мы наблюдали, что у большинства  детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР в процессе самостоятельного выполнения познавательных задач отмечались  нерезультативные действия,  некоторые дети действовали неадекватно ,у них  было не сформировано умение работать по образцу.
  • В процессе выполнения задания наши дети часто теряли цель , затруднялись самостоятельно организовывать последовательность действий и контролировать их.
  •  Большинству воспитанников была необходима пошаговая помощь взрослого (стимулирующая и организующая) на всех этапах выполнения задания.
  • Некоторые дети в процессе выполнения задания применяли в основном практическую ориентировку – метод проб и ошибок

Формирование навыков саморегуляции у детей с задержкой психического развития мы  рассматриваем  как приоритетную задачу.

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной основной образовательной программы образовательного учреждения является большой проблемой.

         

Цель проекта: 

Создание  интегрированной  системы коррекционно-развивающей  работы по развитию навыков саморегуляции и навыков самоконтроля как компонента образовательного процесса детей с ОВЗ.

Вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу через совместную деятельность специалиста, воспитателей , детей и родителей

Задачи проекта:

Повысить качество коррекционно-развивающего  процесса в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР;

Способствовать развитию навыков саморегуляции  и самоконтроля у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР средствами дидактической игры.

Повышать педагогическую компетентность родителей

 Пополнение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ: методическая литература, дидактические игры .

Привлечь родителей к созданию  дидактических игр для развития  навыков саморегуляции и самоконтроля у воспитанников .

Прогнозируемые результаты

У детей подготовительной группы для детей с ЗПР:

 повысится активность на занятиях.

появится интерес к предложенному заданию;

     Дети покажут  более высокие результаты:

- при выполнении заданий, требующих умения действовать по правилам;

- в умении ориентироваться на образец, точно его копировать;

- в способности удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе всей работы;

-большинство детей научатся  осознанно относиться к поставленной педагогом задаче, сосредотачиваться на задании, выслушивать инструкцию , не перебивать сверстников; соблюдать правила игры

-у воспитанников появится значительная динамика в развитии целенаправленности их деятельности, они  начнут стремиться  улучшить свои результаты, осмыслить работу, понять причины ошибок,

-дети научатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы с организующей помощью взрослого.

-дети научатся сотрудничать с педагогом, сверстниками в процессе дидактических игр с правилами.

Этапы проекта.

 

1 этап . Постановка проблемы.

Формулирование проблемы:

 Найти эффективные методы и приемы для развития навыков саморегуляции и самоконтроля .

Организовать взаимодействие с родителями детей подготовительной группы для детей с ЗПР   по развития навыков саморегуляции и самоконтроля

средствами дидактической игры.

2 этап Разработка проекта

-Анкетирование педагогов с целью выявления наличия знаний  по теме проекта.

-Подбор и изучение методической литературы.

-Пополнение «методической копилки» по формированию у детей основ саморегуляции, произвольного поведения  :

-Разработка плана работы по реализации проекта;

-Разработка конспектов занятий,

-Подборка и оформление консультативного материала для воспитателей и родителей.

-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ: методическая и художественная литература,  дидактические игры и др.

3 этап Реализация проекта.

Работа по реализации проекта ведется  в течение учебного года.

Дидактические игры для воспитанников подбираются по теме,  которая  в соответствии с календарно-тематическим планом и  с учетом индивидуального  уровня сформированности  саморегуляции у ребенка.

 В течении всего учебного года осуществляются  мероприятия по реализации проекта, объединенные данной темой и решающие образовательные и коррекционно-развивающие задачи .

                                                    План

Месяц

Цель

 Содержание мероприятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Определение уровня развития саморегуляции и навыков самоконтроля

у детей подготовительной группы для детей с ЗПР.

Информирование родителей о результатах диагностики познавательного развития.

Выявление  уровня знаний воспитателей группы по теме проекта.

Способствовать повышению уровня педагогической компетентности воспитателей по теме проекта.

Способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Познакомить родителей

с комплексом дидактических игр для развития навыков саморегуляции и самоконтроля.

Активизация родителей в процессе  коррекционно-развивающей  работы.

Способствовать появлению в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.

Итоговая диагностика сформированности саморегуляции и навыков самоконтроля у  у детей подготовительной группы для детей с ЗПР

Активизация родителей на продолжение использования дидактических игр для развития саморегуляции в процессе  подготовки к обучению в школе.

Проведение диагностики познавательного развития.

 

Обсуждение результатов диагностики  сформированности саморегуляции и навыков самоконтроля  у детей подготовительной группы для детей с ЗПР с воспитателями.

Индивидуальные консультации.

Анкетирование педагогов с целью выявления знаний  по теме проекта

Подбор и изучение методической литературы.

Создание комплекса дидактических игр, направленных на развитие навыков саморегуляции, освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу  у старших дошкольников с ЗПР с учетом  индивидуальных уровней сформированности  саморегуляции и навыков самоконтроля.

Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр на развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

Консультация для родителей : «Развитие саморегуляции у старших дошкольников – важное условие успешной учебы ребенка  в школе».

Практикум для родителей : «Играем вместе»

Информация на сайте МБДОУ : «Развитие навыков самоконтроля в дидактической игре : «Логико-малыш»

Практикум для родителей : «Использование компьютерных игр для развития навыков самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР».

Использование интернет ресурсов.

Выставка дидактических игр, сделанных руками родителей.

Презентация родителями своей дидактической игры.

Проведение игрового турнира совместно с родителями:

«Моя любимая дидактическая игра»

Обсуждение результатов положительной динамики  сформированности  саморегуляции и навыков самоконтроля  у детей подготовительной группы для детей с ЗПР с воспитателями.

Консультация для родителей : «Играем вместе с детьми  летом»

Итоговое мероприятие  совместно с родителями: по развитию познавательной деятельности: «В гостях у Знайки»

Продукт проекта:

  • «Картотека дидактических игр на развитие саморегуляции, произвольности у детей старшего дошкольного возрпст с ЗПР».
  • Конспекты занятий с использованием дидактических игр для развития навыков самоконтроля.
  • Выставка дидактических игр, сделанных руками родителей.
  • Презентация проекта : « Дидактическая игра как средство развития саморегуляции и навыков самоконтроля у детей с ЗПР» на педсовете.
  • Использование компьютерных игр для развития навыков самоконтроля у старших дошкольников с ЗПР в семье.

  • Участие  в методическом объединении учителей-дефектологов, учителей –логопедов ,семинаре-практикуме на тему : « Формирование познавательного интереса и познавательных универсальных действий у детей с ЗПР »с выступлением из опыта работы : «Формирование саморегуляции как общей способности к обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Результаты проекта.

В результате систематического использования специально подобранных дидактических игр и упражнений в детском саду и в семье

На итоговой диагностике   дети подготовительной группы компенсирующей направленности  для детей с ЗПР показали более высокие результаты:

- при выполнении заданий, требующих умения действовать по правилам;

- в умении ориентироваться на образец, точно его копировать;

- в умении слышать и слушать;

- в способности удерживать инструкцию и контролировать свои действия в ходе всей работы;

-в развитии психомоторных функций.

Большинство детей научились осознанно относиться к поставленной педагогом задаче, сосредотачиваться на задании, выслушивать инструкцию , не перебивать сверстников; соблюдать правила игры.

Родители стали активнее участвовать в дидактических играх для развития саморегуляции с детьми, использовать   интернет ресурсы..

Использование дидактических игр с целью развития саморегуляции и самоконтроля в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР в тесном взаимодействии с родителями  является при этом не только средством подготовки их к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

консультация для родителей "Играем вместе с детьми в народные игры дома"

Одним из приёмов развития двигательной активности у детей дошкольного возраста , являются народные подвижные игры . Во все времена в народных играх  ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд...

«Играем вместе с детьми в подвижные игры!»

Совместная игры родителей и  детей...

"Играем вместе с детьми" (Сюжетно - ролевая игра).

Материал в содержании которого информация о пользе сюжетно - ролевых игр в развитии детей дошкольногго возраста....

Игровая гостиная с родителями и детьми старшей группы. «Играйте вместе с детьми».(ПБП, ПДД)

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача ...

Играем вместе с детьми. Сюжетно ролевая игра " Поликлиника"

ролевая игра "ПОЛИКЛИНИКА"задачи:-Расширять представление детей о профессиях «врач», «медицинская сестра», «фармацевт» широко и творчески использовать в и...